Letyshops

Продолжаем образование или отсиживаем часы?

Рэймонд Дж. Клэй мл., Джоан М. Клэй

В кратком изложении

Бухгалтерские организации требуют CPE

Дополнительное профессиональное образование (continuing professional education - CPE), призванное держать дипломированных бухгалтеров в курсе последних событий, невольно стало в тягость многим представителям этой профессии. Двойная нагрузка в сочетании со слабым качеством многих курсов напоминают колледж с его бессмысленными требованиями.

Однако, обладая свободой выбора, бухгалтеры могут использовать систему CPE с выгодой для себя. Находя и посещая действительно хорошие курсы, можно превратить тяжкую обязанность в дополнительную возможность.

В 1990 г. в рамках плана реструктуризации профессиональных стандартов AICPA (American Institute of Certified Public Accountants - Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров) ввел для своих членов требование обязательной непрерывной профессиональной переподготовки. Чтобы выполнить это требование (цель которого - углубить и развить профессиональные знания), член ассоциации обязан за трехлетний отчетный период посетить 120 часов занятий (не менее 20 часов в год). Только пенсионеры или "неработающие" специалисты освобождаются от этой обязанности.

Недавно AICPA вновь подчеркнул важность дополнительного образования в своем отчете "Видение процесса" (Vision Process), где выделено пять главных достоинств представителей профессии на ближайшие 15 лет. Среди них - непрерывная профессиональная переподготовка и "пожизненное" дополнительное обучение.

Государственные контролирующие организации также требуют обязательной переподготовки от бухгалтеров, имеющих действующую лицензию. Количество обязательных часов и зачетные дисциплины варьируются в зависимости от штата. Так, специалистам штата Нью-Йорк необходимо учиться по 40 часов ежегодно, если они желают оказывать общественные услуги, но только 24 часа, если они ограничиваются аудитом, бухучетом или налогообложением.

Третье издание Единого Закона о Бухгалтерском учете (Uniform Accountancy Act), разработанное совместно AICPA и Национальной ассоциацией бухгалтерских советов штатов (National Association of State Boards of Accountancy), требует дополнительного образования в соответствии с правилами AICPA. Многие штаты, включая Нью-Йорк, пересматривают или меняют существующие положения о бухгалтерском учете, чтобы привести их в соответствии с установками Единого закона.

Дополнительные требования к стандартам аудита и положения федеральных и местных контролирующих органов еще более осложняют ситуацию с CPE. Например, Государственные стандарты аудита, принятые Главным бюджетно-контрольным управлением США (U.S. General Accounting Office), требуют от каждого, кто осуществляет аудит по этим стандартам, прослушать предписанное количество часов CPE по дисциплинам, применяемым в аудите правительственных программ.

О "вреде" формального образования

Хотя переподготовка должна вооружать бухгалтеров новейшими знаниями, многим нелегко найти необходимые курсы и втиснуть их в свой рабочий график. Чтобы сделать процесс CPE эффективным, необходимы умение планировать, организованность и сила воли.

Большинство специалистов достигают первых профессиональных целей с багажом традиционного формального образования и сохраняют соответствующий образ мышления на протяжении всей трудовой деятельности. При традиционном образовании студент, однажды выбрав профилирующий курс или специальность, в дальнейшем лишается свободы выбора. Иного требует дальнейшая профессиональная деятельность. Новичку могут подсказать, какой курс лучше, но опытный специалист, хотя и советуется с работодателем, принимает решение о выборе курса самостоятельно.

Неопытность в планировании личной программы CPE в сочетании со студенческим "не мне решать" затрудняют разумное использование обязательных часов переподготовки. Возникает желание просто выполнить требование, независимо от степени необходимости получаемых знаний.

Учиться надо с удовольствием

Несколько лет назад я читал курс для аудиторов в Обществе дипломированных бухгалтеров одного штата - недели за две до подачи отчетов о CPE. Присутствовали 45 слушателей. Я попросил их сообщить мне свои имена, название и местонахождение фирм и должностные обязанности. 40 из 45-ти заявили, что занимаются в основном (а в большинстве случаев - только) налогообложением. У меня возник вопрос: "Почему же вы на CPE по аудиту?" Я понял бы их присутствие, если бы данный штат требовал зачета по бухгалтерии и аудиту, как в некоторых других штатах, но это было не так. Большинство слушателей интересовали только восемь часов присутствия, а не восемь часов образования.

Когда обучение в тягость, обучения не происходит. Бухгалтерам нет смысла усваивать технический материал, не имеющий отношения к их профессиональной деятельности. И затраченные деньги при этом менее важны, чем потерянное время. Такие люди начинают отрицательно относиться к самой идее дополнительного образования. И основная проблема здесь в том, что большинство из них неразумно планируют и выбирают курсы CPE.

Пока профессиональные бухгалтерские организации не составят программы по различным видам деятельности дипломированных бухгалтеров, пока требования к CPE в каждом штате не будут соответствовать этим программам, никто, кроме самих бухгалтеров, не сможет удовлетворить их потребности в дополнительных знаниях. В конце концов, специалист сам лучше всех знает собственные цели.

Как создать индивидуальную программу CPE

Планировать посещение курсов CPE на следующий год нужно сразу после подачи отчета за год текущий. Проволочки - первейшая из причин, почему обязательная переподготовка превращается в потерю времени. Неумение планировать часто заставляет бухгалтера хвататься за любые попадающиеся под руку курсы, вместо того чтобы посещать действительно нужные.

Профессиональное обучение включает как технические, так и не технические дисциплины, и во многих штатах разрешено посвящать некоторое количество часов CPE нетехническим областям (управление временем, межличностные навыки, эффективное общение). Однако при этом необходимо знать требования к зачетным дисциплинам лицензионного управления штата и иных контролирующих органов. Такие требования по штатам Коннектикут, Флорида, Нью-Джерси, Нью-Йорк, а также требования AICPA и Главного бюджетно-контрольного управления США представлены на сайте www.nysscpa.org. Информацию по другим штатам можно получить в соответствующих управлениях по бухучету, чьи телефоны и ссылки на Web-страницы даны на том же сайте.

Курсы CPE должны укладываться в рабочий график бухгалтера. Нет ничего тяжелее, чем пытаться пройти переподготовку любой ценой во время аврала у клиента или работодателя. Посещать курсы в сочетании с отпуском - дело иное. Фирмы, предлагающие собственные семинары, должны составлять графики занятий так, чтобы это было удобно большинству. Даже самый лучший план не может угодить всем, поэтому необходимо содействие самих специалистов.

Неплохое подспорье для составления личного графика CPE - литература, предоставляемая советами CPA штатов, частными организациями и AICPA. Из рекламных материалов многочисленных программ переподготовки вряд можно узнать, насколько они на самом деле нужны и хороши. Однако если рекламодатель обещал полезную, качественную программу и сдержал свое слово, то на него, вероятно, можно полагаться и впредь.

Если вы не знакомы с предлагаемым курсом и не получили достаточной информации из его описания, обратитесь к более опытным коллегам или непосредственно в учебный центр. Краткая характеристика курса, его автора или преподавателя, отзывы бывших участников, сколько раз курс читался, когда в последний раз обновлялся - вся эта полезная информация часто бывает представлена на Web-сайте учебного центра. Отзывы коллег, эффективные дискуссионные группы и оценка качества содержания - надежный способ оценить семинар.

Еще один важный момент - формат курса. Обучение можно пройти в традиционном классе, методом самоподготовки или компьютерного обучения. Присутствие в классе позволяет профессионалу взаимодействовать с преподавателем и остальными слушателями, но часто занимает весь день. При самоподготовке и компьютерном обучении бывает достаточно нескольких занятий, но они требуют большей самодисциплины и проигрывают в степени и качестве взаимодействия. Конференции и совещания обычно включают множество зачетных семинаров по ряду предметов продолжительностью от часа до двух. Многим бухгалтерам нравится сетевой вариант конференций, как и возможность сочетать эту деятельность с отпуском.

Последний шаг - занести выбранные курсы, семинары или конференции в календарь. Если записаться заранее, можно получить скидку. При этом выигрывает и организатор курсов, которому не придется в последний момент отменять занятия из-за недобора слушателей.

Не тратить время зря

Требование к дипломированному бухгалтеру - прослушать и отчитаться за 120 часов переподготовки раз в три года вряд ли изменится в ближайшем будущем. Начатое в отдельных штатах движение за принятие положений Единого закона о бухгалтерии только усилит это требование. А вот как к его воспринимать - как тягостную обязанность или как шанс использовать доступные образовательные ресурсы, чтобы отточить свои навыки - зависит от человека.


Raymond J. Clay, Jr., DBA, CPA, имеет звание профессора международного аудита в Университете Северного Техаса, г. Дентон.

Joan M. Clay, PhD, адъюнкт-профессор по управлению гостиницами, Университет Северного Техаса, г. Дентон.

 

 

Реклама: