Новые структуры для IAS
Мари Эллен Оливерио
В кратком изложении
Намеченное выполняется
Значение Комитета по международным бухгалтерским стандартам (IASC) на мировой арене возросло в 1997 г., когда Международная организация комитетов по ценным бумагам (IOSCO - International Organization of Securities Commissions) согласилась принять основной набор стандартов для использования на мировых рынках ценных бумаг, если практика покажет их пригодность. В ходе разработки этих стандартов выяснилось, что следует радикально пересмотреть структуру IASC, если эта организация хочет выступать главным законодателем в области международных бухгалтерских стандартов.
В декабре 1998 года рабочая группа по стратегии (strategy working party - SWP) предложила новую структуру, которая, по мнению большинства наблюдателей в США, была недостаточно проработана. Несмотря на сильное неприятие со стороны некоторых членов IASC, особенно в Европе, в 1999 году рабочая группа доработала рекомендации и предложила структуру, весьма сходную со структурой FASB.
Ее создание началось с учреждения комитета по выдвижению кандидатур, который возглавил Председатель SEC (Securities and Exchange Commission - Комиссия по ценным бумагам и биржам) Артур Левитт (Arthur Levitt). Этот комитет должен назвать поименно первый Совет попечителей (board of trustees), а тот, в свою очередь, назначит членов других структурных подразделений нового IASC.
"Подавляющее большинство участников рынка в США полагают, что следует безотлагательно и согласованно разрабатывать международные стандарты бухучета", - говорится в исследовании Broadgate Associates (июль-август 1999 г.). Более того, 87% опрошенных фондовых управляющих (fund managers) считают, что именно Комитет по международным бухгалтерским стандартам (IASC) должен разработать всемирную систему бухучета.
"Текущие дебаты о будущей структуре IASC неотделимы от дискуссий о стратегии финансовой отчетности IASC должен развиваться так, чтобы иметь основания рассчитывать на поддержку различных организаций и форумов в Европе. Если европейцы не смогут влиять на процесс стандартизации, они не отдадут предпочтение международным стандартам бухучета. IASC обязан стать поистине глобальным законодателем стандартов, который отвечал бы всем требованиям к качеству и степени независимости", - выдержка из документа Федерации Европейских Бухгалтеров (Federation des Experts Comptables Europeens - FEE) о стратегии финансовой отчетности в Европе. С точки зрения FEE, события в Европе невозможно изолировать от событий во всем мире.
"Никто не может оспорить тот факт, что рынки в своем развитии должны сближаться по ряду стандартов бухучета. В то же время важно помнить, что наличие действительно прозрачной и сопоставимой системы финансовой отчетности зависит от наличия крепкой инфраструктуры. Стандарты бухучета должны строиться на фундаменте, включающем процедуры контроля качества разработки этих стандартов", - сказал Председатель SEC Артур Левитт в выступлении, связанном с опубликованием концепции международных стандартов бухучета.
Приведенные цитаты демонстрируют наличие интереса и эмоциональный накал, связанные с движением за создание единых стандартов бухучета. Это движение началось в 1995 г., когда Международная организация комитетов по ценным бумагам (IOSCO), членом которой является SEC, заключила договоренность с IASC о разработке ряда "основополагающих стандартов" ("core standards").
IOSCO заявила, что если ее технический комитет сочтет эти стандарты приемлемыми, то она рекомендует их применение. "Основные стандарты" были доработаны в 1999 г., и в настоящее время их изучает техническая комиссия.
В ходе подготовки стандартов IASC пришел к выводу, что его организационная структура не лишена недостатков и несоответствий. В 1997 г. он назначил рабочую группу по стратегии, поручив ей пересмотреть структуру Комитета и предложить изменения.
Дискуссионный доклад "IASC - Контуры будущего" был опубликован в декабре 1998 г. и вызвал противоречивые мнения. FASB, AICPA, и SEC сочли рекомендации недостаточными для создания подлинно независимой организации - законодателя стандартов. Другие, в первую очередь европейцы, полагали, что эта структура должна предусмотреть процедуру утверждения или, по меньшей мере, право вето на уровне политической юрисдикции.
Рабочая группа учла эти отзывы, провела несколько встреч с IASC и в ноябре 1999 г. опубликовала итоговый отчет под названием "Рекомендации к отчету IASC - Контуры будущего". Степень влияния SEC на формирование ноябрьских рекомендаций видна из заявления главного бухгалтера SEC Линна Тернера, признавшего, что IASC "сделал важный шаг, решив отдать приоритет интересам общественности, в первую очередь - интересам инвесторов на рынках капитала, считая их краеугольным камнем своей реструктуризации".
Первоначальные цели и структура
История. На учредительном совещании IASC в 1973 г. присутствовали представители профессиональных бухгалтерских организаций из Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании и Ирландии, Соединенных Штатов. Впоследствии в группу были приняты другие организации.
Цели. Изначально, основной задачей IASC было пробудить к себе интерес общественности. Однако вот уже несколько лет Комитет занят новациями. Наиболее серьезным шагом стало его соглашение с IOSCO от 1995 г. о подготовке к 1999 году ряда основополагающих стандартов.
Структура. Существующая структура IASC была утверждена в 1982 г. и состоит из самого Комитета и его Правления. В Комитет входят профессиональные бухгалтерские организации, члены Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC) - эта организация была учреждена в 1977 г. и к декабрю 1999 г. насчитывала 143 организации-члена из 104 стран.
Члены Правления IASC назначаются Советом IFAC. Правление, в которое входят представители 13 стран, отвечает за принятие стандартов и публикацию проектов и итоговых документов. Руководящим комитетам поручается подготовить проекты стандартов. Члены руководящих комитетов назначаются Правлением, которое стремится соблюдать географическое равновесие и в то же время обеспечить баланс представителей различных видов бухгалтерской профессии.
В 1997 г. Правление IASC сформировало Постоянную комиссию по интерпретациям (Standing Interpretations Committee - SIC) для рассмотрения вопросов бухучета, которые могут трактоваться двусмысленно или неправильно. Чтобы способствовать согласованию стандартов бухучета, в 1981 г. была сформирована Консультативная группа (Consultative Group). Совещательный совет (Advisory council) возник в 1995 г. и был призван наблюдать за эффективностью работы Правления, помогать в вопросах финансирования и оказывать общее содействие.
Штат. В Правление IASC входят: генеральный секретарь, технический директор, 4-6 технических служащих на полной ставке и один управляющий проектами на условиях частичной занятости. Кроме того, есть еще коммерческий директор и 9 вспомогательных штатных единиц.
Признание. IFAC признает IASC единственной организацией, которая обязана и полномочна выпускать от своего имени заявления, относящиеся к международным стандартам бухгалтерского учета.
Продолжение в следующем выпуске.