Letyshops

Азбука ERP

Начало в выпусках: #108, #109

Составлено из отчетов Christopher Koch, Derek Slater and E. Baatz

Как конфигурировать ERP-систему?

Даже если компания устанавливает ERP-систему по так называемым "правильным причинам" и все согласны с оптимальным определением клиента, процесс внедрения напоминает обучение танцам слона. Пакеты состоят из таблиц баз данных, тысяч таблиц, которые программисты и конечные пользователи должны согласовать с бизнес-процессами. Каждая таблица имеет "переключатель" решения, направляющий программу по тому или иному пути.

Чтобы понять, как именно расставить "переключатели", необходимо глубокое знание процессов предприятия. Когда таблицы отрегулированы, проводится реинжиниринг соответствующих бизнес-процессов методом ERP.

Чаще всего, клиенту, купившему ERP-систему, не приходится определять, как надо устанавливать функциональные процедуры, и принимать тысячи решений по адаптации. Большинство ERP-приложений уже отконфигурированы, позволяя пользователю делать лишь сотни, а не тысячи процедурных установок.

Способы внедрения ERP

По нашим наблюдениям, есть три основных способа внедрения ERP.

Большой взрыв. Самый трудный способ: компания разом отказывается от прежних систем и внедряет единое ERP-решение. Сейчас на это отваживаются не многие, так как "большой взрыв" требует полной мобилизации и изменений в компании в целом.

Чтобы побудить весь персонал сотрудничать и принять новую систему, нужно колоссальное усилие, так как у нее пока нет сторонников. Никто в компании не умеет ей пользоваться и никто не уверен, будет ли она работать. Во многих отделах есть компьютерные системы, отлаженные для определенного вида деятельности. В большинстве случаев ERP не предложит ни новых функций, ни привычного удобства, которое давала прежняя система. Часто снижается скорость работы, так как система обслуживает всю компанию, а не один отдел.

Стратегия франчайзинга. Этот метод подходит для крупных или многопрофильных компаний, подразделения которых используют не пересекающиеся процессы. Независимые ERP-системы устанавливают в каждом подразделении, соединяя общие процессы (например, финансовый учет) по всему предприятию.

Этот метод внедрения стал общепринятым. Каждое подразделение получает свой "экземпляр" ERP: отдельную систему и базу данных. Системы связаны друг с другом только для обмена информацией, необходимого, если компании требуется отчет по всем подразделениям или по наиболее общим процессам.

Обычно такое внедрение начинается с демонстрации или "экспериментальной" инсталляции в наиболее открытом и терпеливом подразделении, неудачный опыт которого не уничтожит компанию. Когда команда запустит ПО и устранит неполадки, она начнет "проталкивать" систему в другие подразделения, используя первое внедрение как справочное пособие.

Частями. При использовании этого метода внимание уделяется немногим основным процессам, которые содержатся, например, в финансовом модуле ERP-системы. Этот метод обычно используют малые компании, которые хотят "попробовать" ERP.

Цель такого внедрения - как можно быстрее запустить систему, избежав сложностей реинжиниринга. Не многие из компаний, которые установили ERP таким способом, могут похвастаться большой отдачей. Провести реинжиниринг процессов после такого внедрения более сложно, так как мало кто в компании смог ощутить какие-либо преимущества.

ERP и е-коммерция

Поставщики ERP-систем переживают тяжелые времена, переходя с приложений, которые рационализируют работу внутри компаний, на приложения, обращенные во внешний мир. Самые "горячие" точки - электронная коммерция, управление цепью поставок, обслуживание клиентов. Большинство специалистов по ERP не спешат с предложениями для этих отраслей и сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны отраслевых "аборигенов".

Преимущество поставщиков ERP-систем - большая клиентская база и проработанные функции "back office". С недавних пор эти компании "поумерили аппетиты" и уже не стараются захватить все ниши разработки ПО, необходимого для хорошего е-коммерческого сайта, а сосредоточились на том, что давно знают и умеют (функции back office).

Действительно, пока поставщики в нишах упрощают подключение своих программ к сайтам электронной коммерции, а поставщики промежуточного ПО - связывание различных приложений, многие задаются вопросом, как долго компании, специализирующиеся на ERP, смогут претендовать на первенство в Fortune 500.

 

 

Реклама: