Letyshops

Рекомендации по реформе бухгалтерского учета

Международный Центр Реформы Системы Бухгалтерского Учета

Введение

МЦРСБУ подготовил и разослал подписчикам своего информационного бюллетеня окончательный вариант "Рекомендаций по реформированию российской системы бухгалтерского учета". При его подготовке были учтены комментарии и мнения профессионалов, предоставивших свои отзывы. В числе поддержавших Рекомендации - Всемирный банк и многие другие уважаемые российские и международные организации, полный список которых приведен в конце документа.

Авторами Рекомендаций являются: г-н Дэвид Дамант, генеральный директор МЦРСБУ, г-н Дональд Бескин и управляющий партнер Эрнст энд Янг в России и СНГ г-н Карл Джоханссон.

МЦРСБУ приглашает присоединяться к числу поддержавших данный документ. Сообщить о поддержке можно, отправив короткое неформальное письмо по факсу: (095) 937 5416 или e-mail: helen@icar.ru.

В следующем издании документа будет опубликован дополненный список организаций, поддержавших Рекомендации.

Данный отчет был подготовлен на русском и английском языках Международным Центром Реформы Системы Бухгалтерского Учета (МЦРСБУ). Копию отчета можно получить на странице МЦРСБУ в Интернете

www.icar.ru или по следующему адресу:

103009 Россия Москва Тверская улица, дом 16/2, стр. 3, офис 1
Teл.: (7-502) 937 5417 Фaкс: (7-502) 937 5416 INFO@ICAR.RU

Содержание

Сокращения

  1. Общая ситуация
  2. Экономические преимущества перехода на МСФО
  3. Эффект для России
  4. Рекомендации
  5. Краткий обзор рекомендаций

Приложения:

  1. Доверенные лица КМСФО
  2. Организации, поддерживающие данные рекомендации

Сокращения
ЦБР Центральный банк Российской Федерации
ЕБРР Европейский банк реконструкции и развития (международная организация, представляющая не только страны ЕС)
Директива ЕС № 4 Директива Европейского Союза № 4 "О корпоративной отчетности"
КСИИ Консультативный совет по иностранным инвестициям
GAAP Общепринятые принципы бухгалтерского учета
Правительство Правительство Российской Федерации
МСФО Международные стандарты финансовой отчетности, распространяемые КМСФО
КМСФО Комитет по международным стандартам финансовой отчетности
МФБ Международная федерация бухгалтеров
МФК Международная финансовая корпорация
ИПБ Институт профессиональных бухгалтеров
МСА Международные стандарты аудита, распространяемые МФБ
Минфин Министерство финансов Российской Федерации
РСБУ Российская система бухгалтерского учета
Россия Российская Федерация

1.0 Общая ситуация

1.1 С 2001 года планируется внедрить новую структуру Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), который отвечает за разработку Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), применяемых к коммерческим предприятиям во всем мире. Для начала работы по созданию новой структуры в 2000 году сформирован Комитет по выдвижению кандидатур под председательством руководителя Комиссии по ценным бумагам и биржам (КЦББ) США Артура Левитта. В его состав вошли: Президент Всемирного банка, председатели британской, французской и гонгконгской Комиссий по финансовым рынкам, председатель Наблюдательного совета компании "Сименс" (а также заместитель председателя Совета по стандартам бухгалтерского учета Германии) и главный исполнительный директор компании "Делойт энд Туш Томацу".

1.2 Комитет по выдвижению кандидатур назначил Совет в составе 19 известных доверенных лиц (см. Приложение I), председателем которого будет бывший руководитель Федеральной резервной системы США г-н Пол Волкер. Доверенные лица будут осуществлять общий контроль за соблюдением общественных интересов, обеспечивать привлечение необходимого финансирования и назначать членов нового Правления КМСФО (12 штатных и 2 внештатных), в исключительную компетенцию которого впредь будет входить разработка МСФО.

1.3 Факт включения столь авторитетных специалистов в состав доверенных лиц, участие регулирующих органов в их назначении и международный характер этой работы однозначно свидетельствуют о перспективе быстрого перехода к использованию МСФО во всем мире. Европейский Союз и многие другие страны мира уже приняли решение о переходе от использования национальных стандартов к МСФО, и за ними последует большинство государств. Учитывая высокую заинтересованность США в этом процессе, можно также рассчитывать на скорое объединение МСФО и GAAP США в единую систему стандартов.

1.4 После того, как МСФО получат широкое распространение (в ближайшие 3 года), рынки капитала, инвесторы в целом, государственные и регулирующие органы и прочие пользователи будут рассматривать как неприемлемые не только какие бы то ни было национальные стандарты, но и любые отступления от МСФО.

1.5 Как и в случае с национальными системами бухгалтерского учета, регулирующий орган каждой страны будет проявлять обоснованную заинтересованность в качестве применения МСФО в данной стране. При внедрении МСФО в конкретной стране необходимо учитывать местное законодательство, которое, возможно, придется приводить в соответствие с МСФО. Так, отдельные страны Европейского Союза уже разрешили компаниям вести учет по МСФО (например, Италия, Германия, Франция), а в российской системе бухгалтерского учета многое изменилось с начала реформ в 1989 году (например, предприятиям разрешено составлять сводную финансовую отчетность по МСФО). Результатом этого процесса должна стать единая система стандартов бухучета, используемых во всем мире. При отклонении национальных стандартов от МСФО (за исключением GAAP в США) будут возникать проблемы, недопонимание, что приведет к увеличению стоимости капитала.

2.0 Экономические преимущества перехода на МСФО

2.1 Важность этого процесса заключается не только в унификации систем бухгалтерского учета во всем мире, несмотря на всю ее значимость. Его значение заключается в том, что внедряемые стандарты (МСФО) направлены на обеспечение прозрачности и отражение реальной экономической ситуации, что позволяет пользователям отчетности предприятий принимать правильные экономические решения.

2.2 Лишь немногие из исторически сложившихся национальных систем бухгалтерского учета во всем мире обеспечивают пользователям такие возможности. Что касается российской системы бухучета (РСБУ), которая представляет собой адаптированный вариант системы, первоначально ориентированной на плановую экономику, то она наименее пригодна для принятия решений в условиях рынка. Это приводит к ошибочным экономическим решениям и растрате экономических ресурсов. Напротив, предоставление пользователям значимой информации позволило бы обеспечить более эффективное вложение и более точную оценку ограниченных ресурсов капитала с максимальным эффектом не только для предприятий, но и для всего общества. Ситуации, когда подобные технические вопросы оказывают столь благотворное влияние на общество в целом, крайне редки.

2.3 Улучшение качества финансовой информации выгодно не только предприятиям, имеющим сторонних инвесторов. Руководство предприятий в ходе своей работы должно иметь более полное представление о реальных экономических условиях хозяйственной деятельности предприятия для принятия более эффективных управленческих решений.

3.0 Эффект для России

3.1 Результаты ряда экономических исследований свидетельствуют о том, что для обеспечения стабильных и высоких темпов роста российская экономика нуждается в весьма существенных капиталовложениях.

3.2 Российским предприятиям, планирующим привлечение заемного или акционерного капитала, придется составлять финансовую отчетность по МСФО (или аналогичным стандартам, например, по GAAP США). Некоторые предприятия уже так и делают. Фактически, многие ведущие финансовые институты (например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК)) отказываются рассматривать инвестиционные проекты до тех пор, пока не будет составлена финансовая отчетность по МСФО.

Двойная нагрузка на российские предприятия

3.3 Таким образом, российские предприятия, заинтересованные в привлечении недорогого заемного или акционерного капитала, сталкиваются с двойной нагрузкой и затратами, связанными с составлением двойного комплекта отчетности (согласно РСБУ и МСФО) и проведением двойного аудита. Такая двойная нагрузка сохраняется и после привлечения капитала, поскольку новым инвесторам также требуется отчетность в формате МСФО и, вероятнее всего, ее аудит.

3.4 В тех редких случаях, когда инвесторы соглашаются принимать российскую отчетность, стоимость капитала резко возрастает. Стоимость акций, реализуемых на основании данных российской финансовой отчетности, оказывается ниже, чем при наличии финансовой отчетности в формате МСФО, прошедшей аудит согласно Международным стандартам аудита (МСА) или другим эквивалентным стандартам.

3.5 Проводимая Правительством программа реформирования бухгалтерского учета не содержит четкого описания сущности и основных характеристик финансовой отчетности, которая будет составляться российскими предприятиями по завершении Программы. Вместо этого предполагается создавать постоянно меняющуюся систему бухучета, каждый отдельный компонент которой будет постепенно приводиться в соответствие с отдельными элементами МСФО. В Программе не предусматривается разработка целостной системы согласованных стандартов, соответствующих МСФО. Это приводит к концептуальной неопределенности и вынуждает предприятия нести высокие затраты в связи с постоянно меняющимися требованиями к финансовой отчетности.

3.6 По нашему мнению, через несколько лет затраты будут еще выше в связи с тем, что большинству российских предприятий потребуется применение системы стандартов, полностью соответствующих МСФО.

РСБУ не может обеспечить защиту прав инвесторов

3.7 В связи с тем, что российские открытые акционерные общества не обязаны предоставлять своим мелким акционерам финансовую отчетность в формате МСФО (или в аналогичном формате), прошедшую аудит согласно МСА, мелкие акционеры не имеют возможности продавать свои акции по реальной экономической стоимости. Мелкие акционеры (преимущественно обычные российские граждане) российских ОАО в течение нескольких лет были и остаются жертвами неадекватной и недостоверной финансовой отчетности. Защита прав инвесторов будет невозможна до тех пор, пока они не смогут получать достоверную и значимую финансовую отчетность. РСБУ этого обеспечить не может.

3.8 Приватизацию российских предприятий, продажу государственных пакетов акций можно осуществить по гораздо более высоким ценам, если потенциальным покупателям будет предоставлена финансовая отчетность в формате МСФО, прошедшая аудит по МСА. Это позволит значительно увеличить поступления в бюджет. Стоимость продаваемых акций будет значительно занижена, если цены реализации формируются на основе балансовых показателей без учета текущей и будущей экономической выгоды, которую можно оценить только на основе МСФО, а не РСБУ.

3.9 Восстановлению эффективной банковской системы препятствует отсутствие достоверной и значимой финансовой отчетности коммерческих банков, необходимой для налаживания полномасштабных корреспондентских отношений.

3.10 Кроме того, непрозрачность используемой системы финансового учета, например РСБУ, позволяет руководителям отдельных предприятий скрывать их реальное финансовое положение, использование денежных средств, а также результаты за отчетный период от внешних заинтересованных сторон, причем не только от имеющихся внешних акционеров, но и от сотрудников, кредиторов, потенциальных инвесторов, местных и федеральных органов и т.д. Переход на финансовую отчетность, составленную по МСФО и прошедшую аудит по МСА, сам по себе не всегда способен предотвратить случаи крупного мошенничества и помешать руководству заключать сделки в личных интересах в ущерб собственному предприятию, однако он будет способствовать своевременному выявлению таких фактов и послужит мощным сдерживающим фактором.

3.11 Большинство ресурсов, вовлеченных в создание постоянно меняющейся российской системы бухучета (в том числе, на уровне предприятий), могли бы с большей эффективностью использоваться для внедрения полномасштабной системы МСФО согласно представленным ниже рекомендациям.

4.0 Рекомендации

Российским предприятиям следует полностью перейти на МСФО

4.1 В качестве среднесрочной задачи российской экономики (лучше всего в течение трех, максимум пяти лет) необходимо осуществить полную замену РСБУ на МСФО при составлении финансовой отчетности всех компаний, кроме предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников. Эта задача должна выполняться поэтапно, что предполагает добровольный или, в отдельных случаях, обязательный переход предприятий различных видов и отраслей на МСФО (вместо РСБУ) в определенной последовательности и согласно четкому графику. Частичное принятие элементов отдельных МСФО приводит к дезориентирующим результатам и не должно иметь место.

Немедленный переход на МСФО банков, котируемых на биржах компаний и ряда других структур (по желанию)

4.2 Этот процесс должен начаться с полной замены до 31 декабря 2001 г. отчетности по российским стандартам на отчетность в соответствии с МСФО в банках и иных финансовых учреждениях, а также с перехода на составление консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО тех предприятий, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке. Все прочие российские открытые акционерные общества и российские дочерние предприятия компаний, которые составляют консолидированную финансовую отчетность по МСФО, должны иметь возможность по своему выбору составлять финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО, а не РСБУ.

Программа внедрения МСФО на предприятиях с государственным участием и унитарных предприятиях

4.3 При продаже значительных государственных долей участия необходимо рассмотреть целесообразность подготовки и использования в информационных проспектах финансовых данных по МСФО (предпочтительно, прошедших аудиторскую проверку). Необходимо также разработать программу перехода всех унитарных предприятий, которые обязаны проходить ежегодную аудиторскую проверку, на составление финансовой отчетности по МСФО вместо РСБУ.

Переориентация системы российских стандартов на предприятия малого бизнеса и компании с ограниченным числом участников

4.4 Система бухгалтерского учета для предприятий, разрабатываемая с учетом российской специфики (т.е. РСБУ), должна быть упорядочена и:

  • перенацелена на удовлетворение потребностей предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников (например, закрытых акционерных обществ); и/или
  • обеспечивать упрощение порядка ведения учета на таких предприятиях, сокращение объема работ в области бухгалтерского учета и составление ими финансовой отчетности в соответствии с упрощенной версией МСФО согласно концептуальным принципам МСФО, примером которых служит Директива ЕС № 4.

Отсутствие влияния на налоговый учет и трансформационные формы

4.5 Изменения в порядке ведения бухучета и составления финансовой отчетности, связанные с внедрением МСФО, не должны оказывать влияние на налоговый учет (то есть изменения должны отразиться не на фактическом размере налоговых обязательств, а на системе ведения учета и методе расчета налогов). Соответственно, необходимо разработать систему компьютеризированных трансформационных проводок для целей налогового учета, согласно которой предприятия, представляющие финансовую информацию по МСФО, обязаны отражать свои налоговые обязательства с использованием системы МСФО в качестве отправной точки для налоговых расчетов. По возможности для предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников следует предусмотреть упрощенную систему пересчета данных финансового учета в показатели для целей налогообложения.

4.6 Эти изменения также не должны оказывать влияния на требования в отношении финансовой отчетности, представляемой регулирующим органам (например, в целях пруденциального надзора ЦБР), которые, соответственно, должны разработать трансформационные формы, обеспечивающие соблюдение их требований. С другой стороны, требования к подобной отчетности могут быть со временем модифицированы с учетом использования финансовой информации в формате МСФО.

Адаптация государственных статистических систем к требованиям МСФО

4.7 Предприятия, составляющие финансовую отчетность по МСФО, должны иметь возможность представлять обязательные статистические данные согласно МСФО (например, с использованием метода начисления при расчете затрат/доходов и принципа приоритета содержания над формой). Соответственно, потребуется адаптация официальных методов обработки и использования поступающих от предприятий статистических сведений для работы с данными по МСФО.

Пересмотр плана счетов

4.8 Обязательные общероссийские планы счетов должны быть модифицированы таким образом, чтобы предприятия, перешедшие на МСФО, могли эффективно применять международные стандарты. Кроме того, целесообразно предоставить возможность предприятиям, составляющим финансовую отчетность по МСФО и использующим предлагаемую систему трансформации налоговой отчетности (и отчетности, представляемой регулирующим органам), не соблюдать действующий обязательный общероссийский план счетов и порядок ведения учетных регистров.

Формирование, обучение и аттестация бухгалтерских кадров в области МСФО

4.9 Следует обеспечить подготовку и широкое распространение детальных пособий, примеров и разъяснений специфики практического применения МСФО на российских предприятиях. Необходимо как можно скорее обеспечить превращение Института профессиональных бухгалтеров (ИПБ) или другой подходящей организации в эффективную, финансируемую в полном объеме и независимую профессиональную ассоциацию, выступающую от лица бухгалтеров в России и представляющую их интересы в масштабах всей страны. Эта организация должна взять на себя функции координатора работы по обучению, аттестации и приобщению специалистов к МСФО, включая обеспечение высококачественной квалификационной аттестации по МСФО, которая будет признана на международном уровне.

Выделение достаточных ресурсов для программы реформирования

4.10 Необходимо выделить достаточное число технических специалистов для проведения реформ, включая, в том числе:

  • для предоставления рекомендаций и проведения обучения сотрудников российских предприятий в области практического применения МСФО; а также
  • представителей государственных органов, требования которых в настоящее время основаны на РСБУ и которым придется разрабатывать новые процедуры согласно МСФО.

5.0 Краткий обзор рекомендаций

5.1 Коммерческие банки должны составлять финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО, а не РСБУ.

5.2 Консолидированная финансовая отчетность предприятий с котируемыми ценными бумагами должна составляться в полном соответствии с МСФО.

5.3 Открытые акционерные общества и дочерние предприятия компаний с котируемыми ценными бумагами должны иметь возможность составлять финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО, а не РСБУ.

5.4 Предприятия, составляющие финансовую отчетность согласно МСФО, должны быть избавлены от двойной нагрузки, связанной с параллельным ведением российского учета и соблюдением соответствующих обязательств перед регулирующими органами, при этом данные обязательства следует скорректировать с учетом МСФО.

5.5 Унитарные предприятия, проходящие обязательную аудиторскую проверку, должны составлять финансовую отчетность согласно МСФО.

5.6 Необходимо разработать трансформационные формы для налогового учета, благодаря которым изменения в порядке ведения бухучета и составления финансовой отчетности, связанной с внедрением МСФО, не окажут влияния на налоговый учет.

5.7 Государственные статистические органы должны принимать во внимание особенности составления финансовой отчетности по МСФО.

5.8 Необходимо пересмотреть действующие обязательные планы счетов (а в идеале предоставить возможность их несоблюдения) в целях упрощения применения МСФО.

5.9 Следует обеспечить подготовку и широкое распространение методических рекомендаций, пояснений и примеров практического применения МСФО на российских предприятиях.

5.10 Следует перенацелить российские стандарты бухгалтерского учета, разрабатываемые в рамках государственной Программы реформирования бухгалтерского учета, на удовлетворение потребностей предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников.

5.11 Следует обеспечить превращение профессионального объединения бухгалтеров, например ИПБ, в организацию, отвечающую за подготовку и аттестацию специалистов в области МСФО, и наделить ее соответствующими полномочиями.

5.12 Необходимо выделить достаточное количество ресурсов для проведения реформы, в частности, для обучения работников предприятий.

5.13 Необходимо создать условия для законодательной поддержки перехода предприятий на МСФО и изменить положения нормативных актов, препятствующих или затрудняющих переход на МСФО.

5.14 При продаже государственных долей участия в информационные проспекты должна включаться финансовая отчетность по МСФО.

Дональд Бескин

Дэвид Дамант

Карл Джоханссон

Приложение I

Доверенные лица КМСФО

24 мая 2000 года на заседании в Эдинбурге члены КМСФО единогласно проголосовали за новый Устав КМСФО и утвердили следующий состав Доверенных лиц, отбор которых произвел Комитет по выдвижению кандидатур:

Доверенные лица

Место работы

   
Г-н Пол Волкер, Председатель Бывший председатель Совета директоров Федеральной резервной системы США
Г-н Рой Андресен Зам. председателя Совета директоров и Ген. Директор The Liberty Life Group
Г-н Джон Биггс Председатель Совета директоров TIAA-CREF
Г-н Эндрю Крокетт Ген. Директор Банка международных расчетов
Г-н Роберто Техера да Коста Бывший председатель бразильской Комиссии по ценным бумагам
Г-н Гидо А. Феррарини Профессор юриспруденции Генуэзского Университета
Г-н Л. Ив Фортье Председатель Совета директоров компании Ogilvy Renault, Barristers and Solicitors, бывший представитель Канады в ООН
Г-н Тошикацу Фукума Финансовый директор, Mitsui & Co., Ltd.
Г-н Корнелиус Херкстротер Бывший Президент компании Royal Dutch Petroleum
Г-н Хилмар Коппер Председатель наблюдательного совета, Deutsche Bank
Г-н Филип А. Ласкауи Председатель, Ernst & Young International
Г-н Чарльз Йе Квонг Ли Председатель, Hong Kong Exchange and Clearing Ltd.
Сэр Сидней Липворт Председатель британского Совета по финансовой отчетности
Г-н Дидье Пино-Валансьен Председатель французской ассоциации предприятий частного сектора
Г-н Дженс Родер Старший партнер, PricewaterhouseCoopers
Г-н Дэвид С. Рудер Бывший Председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США
Г-н Кеннет Х. Сперсер Бывший Председатель австралийского Совета по стандартам бухгалтерского учета, директор целого ряда компаний с котируемыми ценными бумагами
Г-н Вилльям С. Стиэр, мл. Председатель Совета директоров и Ген. директор компании Pfizer Inc.
Г-н Кожи Таджика Со-председатель, Deloitte Touche Tohmatsu

Приложение II

Предыдущие версии настоящего Отчета распространялись в черновом варианте среди широкого круга заинтересованных сторон, которым мы крайне признательны за их замечания и предложения. Ниже перечислены организации, выразившие готовность поддержать представленные в Отчете рекомендации.

  • Американская Торговая Палата в России
  • Авенир и Партнеры
  • Артур Андерсен
  • Аудиторская фирма "Актив"
  • Аудиторская фирма "Калита"
  • "БДО Руфаудит"
  • Бюро финансово-правовой экспертизы
  • Внешаудит
  • Всемирный Банк
  • Высшая Школа Экономики
  • Газпром
  • Гильдия инвестиционных и финансовых аналитиков (ГИФА)
  • Грант-Аудит
  • Делойт энд Туш СНГ
  • Европейский Банк Реконструкции и Развития
  • Европейский бизнес-клуб
  • Закрытое акционерное общество "Готек"
  • Издательский Дом "Аскери"
  • Институт профессиональных бухгалтеров центрального региона России
  • Консультативный Совет по Иностранным Инвестициям
  • Координационный центр по защите прав и законных интересов инвесторов
  • Конфин Консалтинг Лтд.
  • Корпорация Развития
  • Межрегиональное объединение профессиональных оценщиков и экспертов
  • Московское областное экономическое общество
  • Мосэнерго
  • Научный центр по прогнозированию развития агропромышленного производства
  • Национальный Депозитарный Центр
  • Нефтяной совещательный форум
  • Орловский региональный общественный фонд поддержки структур рынка ценных бумаг
  • Первый Специализированный Депозитарий
  • Про-Инвест Консалтинг
  • РАО "ЕЭС России"
  • Ремида-Аудит
  • Ренессанс Капитал
  • Российская Коллегия Аудиторов
  • Российская Торговая Система (РТС)
  • Российская Торгово-промышленная палата
  • Российский союз промышленников и предпринимателей
  • Российско-Британская Торговая Палата
  • Росэкспертиза
  • Русаудит Дорнхофф, Евсеев и партнеры
  • "Союзаудит"
  • Союз немецкой экономики в России
  • Торнтон Спрингер Липаков
  • Тройка Диалог
  • Фонд перспективных международных исследований
  • Экономическая Школа Института профессиональных бухгалтеров центрального региона России
  • Эрнст энд Янг (СНГ) Лимитед

 

 

Реклама: