Letyshops

Электронная Европа: неожиданная картина

Перспективы е-коммерции

Европейские компании продолжают вкладывать средства в электронную коммерцию, несмотря на угрозу экономического спада. Об этом свидетельствуют результаты исследования "Электронная Европа: неожиданная картина", проведенного компанией Accenture.

60% опрошенных руководителей заявили о намерении увеличить объем вложений в е-бизнес в среднем на 15% в течение ближайших 12 месяцев. 50% ожидают получить большую отдачу от использования возможностей беспроводной коммерции в течение трех лет.

Основания для оптимизма, по сравнению с прошлым годом, заметно изменились. В современных условиях жесткой конкуренции компании стремятся к повышению эффективности своей деятельности, внедряя электронную коммерцию в операции бэк-офиса, отделов логистики, продаж и маркетинга.

Основная цель уже не привлечение новых клиентов, а упрочение отношений с существующими благодаря предоставлению более качественных услуг. 75% респондентов намерены модернизировать свои услуги в ближайшие три года.

"Для многих может оказаться неожиданностью, что электронная коммерция в Европе развивается полным ходом, - отмечает Розмари О'Махони, управляющий партнер Accenture по информационным технологиям в странах Европы, Ближнего Востока, Африки и Индии. - На фоне экономического спада европейские компании используют электронную коммерцию для поддержания своих конкурентных позиций и обеспечения будущего успеха".

Изменения и развитие

В ходе четвертого ежегодного исследования из цикла "Электронная Европа", были опрошены более 800 руководителей из 25 стран Европы, Азии и США. Впервые с начала экономического кризиса серьезно проанализировано отношение высшего руководства компаний к электронной коммерции.

В новых условиях это отношение заметно изменилось. Год назад 74% респондентов заявляли, что основной причиной инвестирования в е-коммерцию для них является сохранение конкурентных позиций. Сегодня этот показатель равен 54%. Большинство фирм стараются оптимизировать уже имеющиеся возможности. Многие говорят о том, что реализация начатых ими проектов заняла больше времени, чем предполагалось.

Электронная коммерция стала важным инструментом в стратегическом арсенале европейских компаний. Руководители заявляют о все более глубоком ее проникновении: из сферы маркетинга и продаж в отделы закупок, логистики и кадров. Вопреки сомнениям в целесообразности использования B2B, европейские компании удвоили свою активность в этой сфере.

Число руководителей, которые сообщают об успешных проектах в области е-коммерции, увеличилось за год с 34% до 51%. Две трети респондентов согласны с тем, что е-коммерция увеличивает преимущества крупных компаний. Около половины считают, что она повышает уровень концентрации в отрасли.

По результатам исследования, значительная "экономия на масштабах" была достигнута крупными организациями в таких важных областях как маркетинг, брэндинг и инвестиции в программное обеспечение. Большое внимание уделяется предпринимательству и гибкости, которые раньше считались важными только для новых компаний.

Хотя руководители европейских компаний всерьез озабочены вопросами консолидации и конкурентоспособности, они планируют внедрять новые формы электронной коммерции уже в ближайшем будущем. 49% собираются использовать беспроводную коммерцию, 24% - голосовую и 25% - телевизионную коммерцию уже в ближайшие три года.

Значительный рост ожидается в сфере "беззвучной" коммерции. Это использование радиочастотных чипов для отслеживания передвижения объектов внутри организации или на всем пути их движения по логистической цепочке.

83% руководителей ожидают от подобных технологий большего эффекта, чем от обычной "проводной" электронной коммерции. Исследование показало, что вскоре уместнее будет говорить о "вездесущей" коммерции (uCommerce).

Большинство руководителей убеждены, что в течение трех лет Европа займет лидирующие позиции в сфере беспроводной коммерции. В других областях (телевидение, голосовая и "беззвучная" коммерция, а также традиционная электронная коммерция) они не надеются обогнать США, хотя разрыв уже сократился до одного года.

Е-коммерция в России

В рамках исследования впервые проводился опрос российских руководителей. Выборку нельзя считать представительной: интервьюировали руководителей крупных компаний в крупных промышленных городах с наибольшими показателями проникновения Интернета. Цель - выяснить отношение наиболее "продвинутой" части российского бизнеса к возможностям электронной коммерции.

Предполагалось, что о будущем е-коммерции в России можно в значительной степени судить по тому, какие настроения преобладают на "островах роста", какие сигналы они подают остальному обществу. Выяснилось, что прогрессивные бизнесмены осознают стратегическую важность электронной коммерции и готовы уже сейчас экспериментировать с ее возможностями.

60% опрошенных заявили, что благополучие России во многом зависит от того, насколько быстро и широко будет внедряться электронная коммерция. 37% сообщили, что уже сегодня реализуют проекты в этой сфере и придают им большое значение.

67% планируют увеличить инвестиции в е-коммерцию в течение текущего года. При этом 37% (больше, чем в других странах, включенных в исследование) сказали, что успели устать от внедрения таких проектов и не могут оценить реальную отдачу от них. Последняя цифра не удивительна: многие российские компании приступали к реализации электронных инициатив, не имея проработанной информационно-технологической стратегии, которая поддерживала бы деловую стратегию предприятия.

В настоящее время основная сфера применения электронной коммерции в России - маркетинг и продажи, хотя уже началось ее проникновение в область закупок и логистики, управления персоналом.

Российские руководители, принявшие участие в опросе, с большим интересом относятся к возможностям В2В. Более 20% сказали, что уже сегодня работают на электронных торговых площадках. 50% планируют использовать их в ближайшем будущем.

Об исследовании

Опрос представлял собой 840 телефонных интервью, которые были проведены независимым международным агентством маркетинговых исследований Opinion Leader Research в июне и июле 2001 года, на родном языке респондентов. Респондентами стали руководители компаний из 25 стран мира: 21 европейской и 4 неевропейских.

По 30 интервью прошли в каждой из европейских стран: Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Голландия, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Словакия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания. Еще 30 состоялись в ЮАР и по 60 - в Индии, Японии и США.

Основные результаты

Несмотря на явные признаки экономического спада, руководители компаний заявляют об увеличении инвестиций в электронную коммерцию в течение ближайших 12 месяцев, рассматривая ее как одно из средств поддержания своих конкурентных позиций и обеспечения будущего успеха.

Электронная коммерция стала важным инструментом в стратегическом арсенале руководителей европейских компаний, которые заявляют о все более глубоком ее проникновении: из сферы маркетинга и продаж в область закупок, логистики и работы с кадрами.

Несмотря на высказываемые сомнения в целесообразности использования B2B коммерции, европейские компании удвоили свою активность в этой сфере.

Все больше руководителей сообщают о росте числа успешных проектов в области электронной коммерции. Две трети уверены, что использование е-коммерции повышает эффективность прежде всего крупных компаний. Значительная экономия на масштабах была достигнута крупными организациями в таких важных областях, как маркетинг, брэндинг и инвестиции в программное обеспечение.

В ближайшие три года мы увидим активное использование новых форм электронной коммерции (беспроводная, голосовая и телевизионная коммерция). Значительный рост ожидается в сфере "беззвучной" коммерции (использование радиочастотных чипов для отслеживания передвижения объектов внутри организации или на всем пути их движения по логистической цепочке). Многие из опрошенных ожидают от внедрения подобных технологий большего эффекта, чем от "проводной" электронной коммерции.

Исследование показало, что вскоре уместнее будет говорить о "вездесущей" коммерции (uCommerce).

Руководители европейских компаний по-прежнему сомневаются в том, что Европа способна стать лидером в области новых форм электронной коммерции, хотя результаты исследования свидетельствуют о сокращении разрыва с США до 1 года.

 

 

Реклама: