Западные бухгалтерские фирмы после финансового кризиса в России
Томас Тэйлор и Джек Уилкерсон, мл.
Начало в выпусках: #94
В кратком изложении
Почему они не уходят?
При всех трудностях, возникших после кризиса 98-го года, при удручающем впечатлении, которое производит экономическое положение России, западные бухгалтерские фирмы все-таки не уходят из страны. Почему? Как они оправдывают значительные текущие расходы в столь непростых обстоятельствах? Ответ известен - колоссальный потенциал российского рынка. Несмотря на неопределенность ситуации в России и странах СНГ, западные бухгалтерские фирмы и ТНК смотрят за горизонт, вперед лет на 10-15. Как заявил один партнер-руководитель, "задача в том, чтобы не терять выгоду, ожидая лучших времен". Хотя инвестиции - рискованная игра, фирмы по-прежнему готовы вкладывать деньги, чтобы оставаться на этом рынке больших возможностей. На какое-то время вопрос: "А что если нас там не будет?" способен удержать их на арене.
Один партнер западной фирмы считает, что не стоит сгущать краски, рисуя картину сегодняшней России, где рынок на подъеме, а спрос на профессионалов высок. По словам руководителя другой организации, крупные западные компании не только не уходят, но и осуществляют свой бизнес в России довольно успешно: "Западные компании не обязательно работают себе в убыток, будь то в сфере российского налогообложения или GAAP. Некоторые очень неплохо зарабатывают". Подъем на Дальнем Востоке, выигрыш российского производителя вследствие девальвации рубля, недавний рост мировых цен на нефть (важный источник экспортных доходов), впечатление, что "все в России, кроме стариков, при деле" - все это придает оптимизма.
Тем не менее, необходимы значительные перемены, чтобы рискованные вливания дали приемлемый результат. Основным фактором, влияющим на привлечение и удержание иностранных инвестиций, сами бизнесмены считают политическую стабильность, в частности - качество деятельности нынешнего руководства страны.
Первое впечатление от новой Думы (избранной в декабре 1999 года) - оппозиция по отношению к исполнительной власти сменилась на относительное дружелюбие. Победа Путина на волне всенародной поддержки также должна обеспечить долгосрочную поддержку законодателей. Путин, однако, относительно мало известен западным наблюдателям. До прихода в политику он проработал 15 лет в КГБ, а его быстрое восхождение означает, что "компромата" на него мало. В целом политическая ситуация в России оценивается как неопределенная.
Стабильность отношений и сотрудничество между Думой и Президентом - ключ к рациональной системе налогообложения, к определению прав акционеров и кредиторов, к производственным соглашениям между природопользователями и государством, к установлению процедуры банкротства. Важно также, чтобы Россия приняла Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS), обеспечив тем самым прозрачность и достоверность финансовой информации о российских юридических лицах.
Реформа бухгалтерского учета
Согласно общему мнению западных предпринимателей, притоку капитала в Россию мешает отсутствие четкой системы бухгалтерского учета. Хотя пропасть между западными и российскими стандартами в этой области постепенно сокращается, структура бухучета в России, по словам одного руководителя фирмы, все еще "основана на наличности, налогах и законодательстве. Правительству важнее налоговые законы, чем реформа бухгалтерского учета". Обязательный бухучет в России ориентирован преимущественно на налоговые органы. Его цель - документально подтвердить соблюдение законов, а не подвести реальные финансовые итоги. Даже на аукционах по приватизации госпредприятий финансовые документы часто оказывались бесполезными.
Руководители западных бухгалтерских фирм единодушны в том, что подлинный прогресс связан с серьезной реформой бухучета в соответствии с IAS. Поскольку правительство больше озабочено налоговой дисциплиной, движение к IAS будет медленным. Прозрачность отчетности имеет важнейшее значение для любых серьезных иностранных инвестиций в предприятия России и других регионов бывшего СССР.
Карл Йоханссон (Karl Johansson), партнер Ernst & Young в Москве, помог нам организовать встречу с Дональдом Бескиным (Donald Beskine), директором Международного центра по реформам бухгалтерского учета (ICAR) в Москве. ICAR - неправительственная некоммерческая организация, цель которой - повлиять на реформы российского бухучета в духе международных стандартов бухучета и аудита.
По данным Бескина, за несколько лет произошло значительное сближение российских и международных стандартов бухучета (в области аудиторских стандартов успехи меньше). В период с 1994 по 1996 год Министерство финансов РФ издало четыре распоряжения, ориентированные на IAS. В марте 1998 года вышло правительственное постановление о начале масштабной программы по реформированию российского бухучета, основные задачи которой:
- обеспечить предоставление пользователям, в первую очередь инвесторам, адекватной финансовой отчетности;
- следовать духу IAS, учитывая особенности России;
- развивать действенные саморегулирующиеся организации бухгалтеров и аудиторов, добиться вступления представителей России во всемирные бухгалтерские организации, использовать ICAR.
В мае 1999 года МФ РФ издало Приказ № 364, разрешающий готовить консолидированную финансовую отчетность не на основе инструкций МФ, при условии, что отчетность соответствует IAS и содержит пояснения по всем расхождениям с положениями МФ. (Заметим, что Приказ № 364 ограничен консолидированной отчетностью. По мнению Бескина, пока это так, надо разрешить малым и средним компаниям следовать Четвертой директиве Евросоюза, которая в основном соответствует IAS).
Несмотря на стремление государства осуществить обдуманное реформирование российского бухгалтерского учета, сделать это не так просто. Бескин говорит, что соблюдать принцип "содержание важнее формы" трудно или непрактично, "так как другие элементы положения о бухучете требуют основывать учетные записи строго на документальных свидетельствах. Следовательно, хотя это положение опубликовано более двух лет назад, оно не оказало значительного влияния".
Однако если последовательно предпочитать содержание форме, это мешает применять принцип учета по поставке и реализации: все еще можно тянуть с регистрацией сделки, "если какие-либо документы не получены или несвоевременно заверены". Кроме того, условия конца года (year-end provisions) по-прежнему не разрешены для возврата товаров, рекламации, тяжб на рассмотрении, снижения стоимости неквотированных инвестиций и т. д.
В отчете об 11 сессии Консультативного совета по иностранным инвестициям (Москва, октябрь 1999 года) ICAR представил доклад "Об основных вопросах реформирования бухучета", в котором говорится: "По мнению ICAR, изменений, произошедших в период с 1998 по 1999 год недостаточно и многое еще предстоит сделать, чтобы российская реформа бухучета помогла российским предприятиям представлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами". Далее в документе приводятся меры по углублению реформ и устранению препятствий на их пути.
Дональд Бескин считает реформу российского бухучета принципиально важным политическим фактором. И если еще недавно, этот вопрос не был в числе основных на повестке дня Министерства финансов, то впоследствии ситуация изменилась. Сближение российских принципов бухучета и IAS характеризует возможные изменения в экономике, призванные способствовать притоку иностранного капитала и реструктуризации промышленности.
Заглядывая вперед
Готовность и способность западных бухгалтерских фирм удерживаться на российском рынке зависит в значительной степени от успеха попыток россиян создать благоприятную экономико-правовую инфраструктуру (продуманная система законодательства, определение гарантии собственности, стабильная и действенная налоговая система). Ненадежность бизнеса во многом является следствием неэффективной и непрозрачной системы бухгалтерского учета. Если ситуация не изменится, неопределенность может повысить риски настолько, что сделает неприемлемыми даже теперешние минимальные инвестиции западных фирм, занявших выжидательную позицию.
Томас Тэйлор, доктор наук, профессор бухучета в Школе Бизнеса и Бухучета Wayne Calloway при университете Wake Forest
Джек Уилкерсон мл., доктор наук, декан Школы Бизнеса и Бухучета Wayne Calloway при университете Wake Forest.