Бухгалтерская профессия в 20-м веке
Уоллес Олсон
На пути в 21-й век
Становление бухгалтерской профессии в Соединенных Штатах произошло благодаря существовавшей в каждом штате монополии бухгалтеров на проведение аудиторских проверок финансовой отчетности. Федеральные законы по ценным бумагам 1933 и 1934 годов распространили эту монополию на общенациональный уровень, что вызвало стремительный рост фирм, которые проводили аудиторские проверки публичных компаний. Это также повлекло за собой разделение бухгалтеров на тех, кто представляет фирмы, проводящие аудиторские проверки публичных компаний, и тех, кто представляет фирмы, не занимающиеся такой деятельностью.
В 1970-е годы требования со стороны Конгресса и Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) к составлению более надежной и сопоставимой финансовой отчетности привели к передаче полномочий по разработке стандартов и принципов учета Совету по стандартам финансового учета (FASB). Примерно в то же время адвокаты узнали о значительных доходах, получаемых бухгалтерами, и стали агрессивно преследовать большие фирмы, стараясь выиграть значительные суммы в качестве возмещения ущерба, якобы причиненного их клиентам. Ряд громких банкротств и действия крупнейших нефтяных компаний заставили Конгресс начать проверку деятельности SEC и бухгалтерской профессии в целом. Результатом стало создание отдела бухгалтерской практики (Division for CPA Firms) в рамках Американского института дипломированных бухгалтеров (AICPA). Образование нового отдела, хотя и призванное устранить имевшиеся структурные недостатки, также способствовало дальнейшему разделению фирм на те, которые проводили проверки отчетности, направляемой в SEC, и те, которые такими проверками не занимались.
В довершении всего, отмена под давлением Федеральной комиссии по торговле противоречащих законам конкуренции правил, ограничивающих рекламную деятельность и привлечение клиентов, вызвала еще большее брожение умов в 1970-е годы.
Усилившаяся конкуренция, а также ее влияние на ценообразование привели крупные фирмы к необходимости поиска новых услуг, которые они могли бы предложить своим клиентам, что вызвало рост консультационной практики. Это подтолкнуло SEC и другие организации к изучению возможного влияния на независимость аудиторов высоких гонораров, получаемыми аудиторами от их клиентов за консультационные услуги.
Автор, президент AICPA на протяжении десятилетия, которое вместило в себя многие из описанных здесь событий, смотрит в будущее и оценивает перспективы бухгалтерской профессии. Он предлагает собрать высокопоставленную комиссию, которая бы критически рассмотрела структуру и направление развития профессии.
Уже давно стало трюизмом фраза о том, что тот, кто забывает историю, обречен повторять ошибки прошлого. Поэтому было бы уместно в конце 20-го века проследить историю развития независимой бухгалтерской профессии в Соединенных Штатах, чтобы узнать, какие уроки прошлого могут пригодиться нам в будущем.
Основоположниками профессиональной бухгалтерской деятельности в Америке были в основном бухгалтеры, приехавшие из Англии и Шотландии в XIX веке. За многие десятилетия эта профессия приобрела свою организационную структуру, представленную сегодня Американским институтом дипломированных бухгалтеров. Две книги, написанные Джоном Кэри (John L. Carey), проработавшим главным администратором AICPA с 1930 по 1967 годы, описывают все события и действия, которые привели к обретению профессией широкого общественного и политического признания в течение первых семидесяти лет нашего столетия.
Стоит заметить, что большая часть усилий основоположников бухгалтерской профессии была направлена на то, чтобы убедить законодательные власти штатов принять законы о приеме экзаменов и сертификации независимых бухгалтеров и предоставлять права проведения аудиторских проверок только тем, кто успешно сдал экзамены и получили сертификаты. Результатом стало установление в каждом штате монополии бухгалтеров на проведение аудиторских проверок, что заложило основу для придания бухгалтерскому учету статуса общепризнанной профессии.
Американский подход к регулированию профессиональной бухгалтерской деятельности, подчеркивающий самостоятельность каждого штата, был дополнен в 1930-х годах принятием федеральных законов о ценных бумагах, положивших начало существованию Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). SEC была создана для преодоления проблем, вызвавших крах 1929 года и продолжительную экономическую депрессию. Помимо всего прочего, SEC были даны полномочия требовать проведения независимых аудиторских проверок компаний, которые должны были зарегистрироваться в SEC перед продажей своих ценных бумаг частным инвесторам.
Представители бухгалтерской профессии смогли убедить Конгресс и только что образованную SEC возложить на AICPA обязанности по созданию бухгалтерских и аудиторских стандартов для предоставления финансовых отчетов в SEC. Тем не менее, SEC сохранила за собой полномочия лишать дипломированных бухгалтеров права практики, если, по ее мнению, они не выполняют свои обязанности в соответствии с правилами Комиссии.
Последствия создания SEC
Создание новой формы федерального регулирования рынков ценных бумаг оказало огромное влияние на развитие независимой бухгалтерской профессии. Наряду с другими вещами, это дало толчок стремительному росту фирм, которые занялись аудиторскими проверками компаний, зарегистрированных в SEC, что вылилось в появление крупных национальных и международных фирм, существующих в наши дни.
Так как практически все компании, зарегистрированные в SEC, были клиентами небольшого числа аудиторских фирм, различия между независимой бухгалтерской практикой на местном и региональном уровне и практикой фирм, занятых проверками отчетности для SEC, привели в конечном итоге к серьезному расслоению внутри бухгалтерской профессии. Эти различия были только усилены стремительным ростом общенациональных фирм благодаря многочисленным поглощениям местных и региональных фирм в 1950-1970-х годах.
Требования SEC и Конгресса к составлению более надежной и сопоставимой финансовой отчетности привели в возрастающему давлению на бухгалтерскую профессию с целью создать более полные и строгие стандарты учета и отчетности. Эта деятельность первоначально осуществлялась в рамках AICPA, создававшего ряд организационных структур, в которых, как правило, доминировали представители фирм, занимающихся проверками отчетности для SEC. В конечном итоге, в результате широкой критики со стороны различных организаций, участвовавших в процессе составления и проверки финансовой отчетности, функция разработки стандартов была передана в 1973 году ныне действующему Совету по стандартам финансового учета (FASB), контролируемому Фондом финансового учета. Однако и этот независимый орган подвергается непрерывному давлению в результате конфликта интересов представленных в нем организаций, а также SEC и Конгресса.
Количество сложных стандартов, описывающих становящиеся все более запутанными формы деловых операций и финансовых инструментов, все время увеличивалось и превзошло разумные пределы. Теоретики бухгалтерского учета настаивают на том, чтобы стандарты одинаково применялись ко всем компаниям, как зарегистрированным, так и не зарегистрированным в SEC. Однако в среде фирм, ведущих местную практику, такая позиция считается нереалистичной, взваливающей лишний груз на бухгалтеров, их клиентов и пользователей финансовой отчетности. Такое расхождение во мнениях еще больше увеличивает разрыв между фирмами, обслуживающими клиентов, не зарегистрированных в SEC, и крупными фирмами, чья практика находится под неусыпным контролем со стороны SEC и Конгресса.
Роль крупных аудиторских фирм и AICPA резко возросла в 1970-е годы. Финансовая пресса начала много писать об их деятельности, особенно в связи с крупными банкротствами, заставившими усомниться в качестве работы аудиторов. Эти события также привлекли внимание адвокатов, которые выдвинули громадные коллективные иски против крупнейших аудиторских фирм. Подверженность этим рискам имела несколько последствий:
Стремительный рост размера премий при страховании от невыполнения обязательств и увеличение страховых выплат стали серьезно угрожать выживанию отдельных фирм;
Фирмы ужесточили свою внутреннюю политику и аудиторские процедуры, чтобы минимизировать риск невыполнения обязательств;
Фирмы частично потеряли интерес а аудиторской стороне своей деятельности и стали уделять большее внимание предложению консультационных услуг, которые одновременно более выгодны финансово и провоцируют меньше судебных разбирательств. Эта тенденция стала еще более отчетливой из-за сокращения числа аудиторских проверок крупных компаний в результате многочисленных слияний и поглощений в течение последних трех десятилетий нашего века.
Кто виноват?
В течение 1970-х годов скандалы, которые были связаны с незаконными платежами и подкупом, совершенными иностранными компаниями, серия громких банкротств, а также резкий скачок цен на нефть заставили Конгресс заняться изучением эффективности деятельности SEC и бухгалтерской профессии в целом. Последовало подробное рассмотрение положения дел в бухгалтерской профессии в двух подкомитетах Конгресса, проведших публичные слушания и опубликовавших затем отчеты, в которые содержались результаты слушаний и представлены рекомендации. Следует заметить, что озабоченность Конгресса была связана почти полностью с профессиональной практикой по проверке отчетности, направляемой в SEC, и практически не затронула деятельность местных и региональных фирм.
Все крупнейшие фирмы выступили на слушаниях от собственного имени, высказав свою точку зрения, но не составив единого фронта. Наоборот, по ряду вопросов позиции некоторых фирм прямо противоречили друг другу. AICPA выступил от имени всей бухгалтерской профессии и сформулировал программу перемен, призванную устранить недостатки, подчеркнутые на слушаниях. Стало очевидно, что структура членства в AICPA, когда членами Института являются отдельные лица, а не фирмы, только усложняла решение проблем, стоявших перед профессией. Хотя отдельные члены AICPA стремились сохранить равный статус всех членов Института как дипломированных бухгалтеров, практикующие бухгалтеры, деятельность которых не регулировалась федеральным законодательством, в целом не проявили энтузиазма взвалить на себя дополнительный груз ответственности, которую несут крупные фирмы, занимающиеся проверкой отчетности для SEC.
В 1978 году AICPA попытался преодолеть эту менее чем удовлетворительную ситуацию, создав отдел бухгалтерской практики с двумя секциями: одна для фирм, обслуживающих частные компании, и другая для фирм, обслуживающих или стремящихся обслуживать компании, направляющие свою отчетность в SEC. Расчет состоял в том, что при помощи такой организационной структуры фирмы, не занимающиеся практикой SEC, могли бы избежать выполнения более строгих требований, предъявляемых к фирмам, ведущим подобную практику.
Основными чертами секции практики SEC (SEC Practice Section) являются взаимные проверки, обязательное непрерывное повышение квалификации, объявление о предъявлении судебных исков по невыполнению обязательств, а также контроль за деятельностью секции со стороны Совета общественного наблюдения (Public Oversight Board), составленного из видных представителей общественности, которые, как правило, не являются профессиональными бухгалтерами.
Отмена правил, ограничивавших конкуренцию
В 1970-х годах Министерство юстиции США и Федеральная комиссия по торговле осуществили ряд мер, которые должны были заставить профессиональные организации отменить правила, препятствующие рекламной деятельности, привлечению клиентов и конкурентному ценообразованию. AICPA стал одной из самых первых мишеней и, следуя рекомендации своего юридического совета, согласился отменить свои правила поведения, которые, как полагали, ограничивали конкуренцию.
Еще до отмены этих правил крупнейшие фирмы, по меньшей мере, косвенно переманивали клиентов и предлагали свои услуги за тот же гонорар, которые другие брали в предшествующем году. Однако они воздерживались от открытой рекламы для расширения своего бизнеса. Небольшие фирмы, как правило, соблюдали запреты, считая, что нарушение духа правил с их стороны может негативно сказаться на репутации профессии.
С отменой правил уровень конкуренции внутри профессионального бухгалтерского сообщества резко увеличился, что привело к давлению на размер получаемых гонораров. При этом стало очень выгодно оказывать услуги как можно более эффективнее, что, возможно, негативно сказалось на качестве выполняемой работы. Как бы то ни было, вынужденная отмена правил, как противоречащих конкуренции согласно антитрестовскому закону Шермана, возможно, временно снизила расходы потребителей услуг профессиональных бухгалтеров. В таком случае, снижение расходов произошло одновременно с увеличением риска уменьшения качества аудиторских проверок.
Условия для рекламной деятельности не были равными, так как крупные фирмы могли выделить на эти цели гораздо больше ресурсов, чем небольшие фирмы. Вероятно, эта ситуация была в чем-то исправлена при помощи специальной программы, финансируемой AICPA и профессиональными обществами штатов. По-видимому, с течением времени профессия адаптировалась к новым условиям, в которых яростная конкуренция с другими бухгалтерскими и небухгалтерскими фирмами считается в порядке вещей.
Окончание в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #49