Letyshops

Второе дыхание ERP

Дориэн Джеймс и Малколм Л. Вулф

Статья опубликована в The McKinsey Quarterly, 2000, вып. 2, стр. 100-107, а также на сайте: www.mckinseyquarterly.com.

ERP: выгода или пустые траты?

В 90-е годы большинство крупных промышленных компаний установили у себя системы планирования ресурсов (ERP) - огромные компьютерные приложения, позволяющие предприятию управлять всеми операциями (финансы, планирование потребностей, кадры, выполнение заказов) на базе единого интегрированного комплекса корпоративных данных. ERP сулили колоссальное повышение производительности, в том числе: сокращение интервалов между заказами и платежами, снижение потребности в техническом персонале, уменьшение товарно-материальных запасов и повышение качества обслуживания клиентов. Вдохновленные этими перспективами, компании в разных странах мира за прошедшее десятилетие вложили в ERP около 300 миллионов долларов.

Многих ведущих специалистов по информационным технологиям привлекала возможность заменить комплекс сложных, разобщенных и устаревших приложений единой, готовой к проблеме 2000 и разработанной надежным и известным поставщиком системой. Например, одна крупная нефтяная компания с запуском ERP отключила 350 старых систем.

Введя в ERP-систему данные о клиентах и продажах, производитель может прогнозировать спрос на следующий цикл, а на основе этого прогноза формировать заказы на сырье, производственные графики, расписания рабочих смен и финансовые планы, ни на минуту не упуская из виду товарно-материальные запасы.

На многих предприятиях пуск ERP имел отрицательные последствия. После долгого, болезненного и дорогого внедрения компании безуспешно пытались найти какую-либо ощутимую выгоду. Те же, кто находил для себя преимущества нововведений, полагали, что можно было достичь того же самого и без помощи компьютерных систем.

Один ведущий специалист по ИТ подытожил: "80% всей выгоды, которую мы получили от нашей ERP-системы, есть результат перемен (например оптимизации товарно-материальных запасов), а это можно было сделать и без вложений в ИТ". Сегодня, когда в мире информационных технологий основное внимание обращено на электронный бизнес, где особенно популярны термины "расторопность" (nimbleness) и Web-скорость, тяжеловесные системы ERP становятся все более похожими на неуклюжие реликты старого мира ИТ.

И все же компаниям не следует оплакивать понесенные затраты: навыки и возможности, с трудом приобретенные в ходе внедрения ERP, позволят им постепенно улучшать ERP-приложения, а эти усовершенствования в совокупности создадут значительную стоимость. ERP могут оказаться полезными и с точки зрения технологий, облегчающих реализацию многообещающих проектов наподобие электронной коммерции и CRM (маркетинг непрерывных отношений), которых не существовало в период первых внедрений ERP-систем.

Скрытые преимущества

"Стабильность в работе - вот что мы покупали", - говорит директор отдела ERP. - "Многие из преимуществ, которые мы имеем сегодня, нельзя было предвидеть, когда мы начинали работать с ERP-системой". Задним числом, правда, кажется, что некоторые достоинства этих больших систем были изначально заложены в фундамент инфраструктуры как потенциал для будущего роста.

Первый элемент такого фундамента - общие данные. Чтобы система ERP действительно заработала на предприятии или в подразделении, все должны согласиться вводить информацию одним языком и в едином формате. Такой порядок делает данные прозрачными и легко сравнимыми, высвечивая требующие решения проблемы, например использование разных обменных курсов при расчете финансовых результатов на разных заводах.

Стандартизированные бизнес-процессы - вторая часть фундамента. ERP-системы требуют стандартизации, чтобы можно было уменьшить число вариантов процессов, которые надо поддерживать. Не исключено, что для обеспечения согласованного выполнения заказов по всей компании понадобится болезненное изменение даже лучших местных традиций. Когда клиенты хотят получить единообразное общее качество, возникает необходимость в логично организованных глобальных процессах. Новые процессы, вызванные к жизни внедрением ERP, являются скорее следствием реализации новых идей, нежели эволюции.

Третья и последняя часть фундамента - организация, способная непрерывно изменяться. Для многих внедрение ERP - первый опыт реализации связанного с ИТ проекта, который поистине преображает работу предприятия. Компании понимают (иногда на горьком опыте) необходимость руководить инициативами в области ИТ и ориентироваться на проектные, а не на линейные структуры. Способность реализовать подобные деловые инициативы - ценное качество в тот период, когда быстрое и гибкое внедрение ИТ стало важнейшим фактором успеха практически в любой отрасли.

Вверх по лестнице стоимости

Для компаний, в которых ERP-системы уже работают, основная проблема - как отразить эту инфраструктуру в цифрах. Представьте эти компании стоящими у подножья "лестницы, ведущей к повышению их стоимости" (Рис. 1). В большинстве случаев на первых этапах внедрения достигается снижение затрат на ИТ и повышение эффективности процессов. Подъем по низшим ступеням лестницы требует множества мелких поправок. Забраться на самый верх - значит внедрить на базе ERP-системы приложения, способные поддержать новые проекты, например из области электронной коммерции и CRM.

Рис. 1 ("Вверх по лестнице стоимости", "усовершенствовать бизнес-процессы")

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #93, #94

 

 

Реклама: