Letyshops

Учтем на будущее

Екатерина Чикунова
старший консультант аудиторской фирмы "Интерэкспертиза"

Журнал "Автоматизация бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности предприятий", 1 (январь), 2000

Что мешает автоматизации учета?

Как показывает зарубежная практика, изобилие и даже относительная дешевизна компьютеров - необходимые, но не достаточные для тотальной автоматизации предпосылки. Необходима еще готовность людей психологически принять и полноценно использовать возможности информационных технологий. Автоматизация учета и бизнеса, подобно любому серьезному изменению, прежде всего должна состояться в умах. Нередко для этого требуется пересмотр старых догм и психологических установок.

Факторы, которые способствуют развитию автоматизации, сейчас налицо: желание оптимизировать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, использовать учетную информацию для аналитических целей, а также стремление идти в ногу со временем. Гораздо сложнее разобраться в том, что же мешает повсеместной победе технического прогресса.

Пожалуй, не найдется ни одного отечественного бухгалтера, который не дал бы положительного ответа на прямой вопрос: "Поддерживаете ли вы автоматизацию учета?" Действительно, кто будет отрицать, что компьютер избавляет от выполнения целого ряда рутинных процедур! Но он же требует от бухгалтера и определенных усилий. Помимо очевидной необходимости осваивать программы, есть еще компьютерные вирусы, техника безопасности, периодическое отслеживание новшеств в электронном учете и другие "напасти". Кроме того, выполнение некоторых процедур (например, исправления в предыдущих периодах) может показаться бухгалтеру более сложным, чем при традиционном "ручном" учете. Дополнительные проблемы создает несогласованность множества унифицированных форм учетной документации и современных электронных приемов ведения учета.

Конечно, все трудности объективно перевешивает экономия времени и трудозатрат, которую обеспечивают компьютерные технологии. Вот только не все отдают себе в этом отчет. Иногда выгоды от автоматизации учета быстро забываются, если компьютер начинает "капризничать" или "не идет" программа. Во многих случаях критика ПО оказывается несостоятельной. Просто пользователь изучил систему недостаточно хорошо.

Если бухгалтерам не удается наладить нормальное взаимодействие с компьютерщиком, они идут одним из двух противоположных путей. Многие берут на вооружение английскую пословицу: "Хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, делай его сам" и разбираются во всем своими силами (идут на курсы, изучают пособия, посещают семинары, штудируют периодику). Другие же начинают тихо ненавидеть "всю эту электронику". И очень напрасно, ведь информационные технологии - настоящее и будущее учетной профессии.

К сожалению, есть и такие бухгалтеры, которые относятся к компьютеру на своем рабочем столе как к необходимому злу, своего рода заколдованному лесу, по опушке которого пройтись еще можно, а чтобы чуть углубиться - ни-ни. Нередко можно встретить учетного работника, который не желает выходить за рамки минимального уровня познаний в компьютеризации. Производственная необходимость заставляет его освоить "нажимание кнопочек", но этих знаний уже завтра не хватит не только для профессионального роста, но даже для того, чтобы удержать существующие позиции.

Возможно ли, чтобы "прирожденный бухгалтер" был еще и "прирожденным компьютерщиком"? Это редкость. Тем не менее, преодолеть психологический барьер, мешающий принять автоматизацию, все же можно. Правда, когда речь идет о столь тонких материях, одних лишь утилитарных мотивов пользы оказывается недостаточно. Ведь польза - понятие субъективное. Часто нам представляется полезным именно то, к чему мы расположены. А бывает, мы ищем "пятна на Солнце" и отказываем в должной оценке тому, что нам по какой-то причине несимпатично. Выход из этой ситуации следует искать в области психологии. Темпы и полнота внедрения компьютерных достижений в учет напрямую зависят от того, каким бухгалтеру видится компьютер, его положительные и отрицательные стороны.

Имидж компьютера

На протяжении веков бухгалтерия была папирусной, веревочной, деревянной, пергаментной, бумажной. Теперь настал черед электронно-бумажной бухгалтерии. Впечатляющие достижения электронной индустрии, несомненно, формируют положительный имидж компьютерных технологий. Тем не менее, даже такой полезный инструмент коммуникации, как Internet, многими воспринимается неоднозначно. Его критики мотивируют свои нападки, как правило, соображениями морали, забывая о том, что выбор, какие серверы посещать - только за нами.

Между тем, претензии к Internet, распространяются и на компьютеры вообще. Так, бухгалтер, недавно приобщившаяся к религии, обсуждая с пастырем свое предстоящее повышение по службе, упомянула, что теперь будет работать с самой современной компьютерной техникой. Пастырь дал ей суровую отповедь, общий смысл которой заключался в том, что "компьютер - сатанинское око". В Московской Патриархии нам объяснили, что подобный подход не является официальной позицией Русской Православной Церкви (которая, кстати, имеет свой сервер), а поведение конкретного пастыря - дело его совести.

Некоторые психологи и психиатры говорят о подавлении компьютером творческих возможностей человека, о навязывании шаблонных решений, что, по их мнению, ведет к машинизации психики. Звучит угрожающе. Но если разобраться, то нетрудно заметить, что в этих утверждениях все переставлено с ног на голову. Пожалуй, никто лучше бухгалтера не знает, насколько автоматизация решения рутинных задач (которые действительно требуют выполнения шаблонных процедур) высвобождает время для работы над более "тонкими" проблемами. Таким образом, компьютер способствует профессиональному совершенствованию и самореализации личности, а не подавляет ее.

В конечном счете позитивные стороны имиджа компьютерных технологий оказываются выше предубеждений. Недаром современное общество называют информационным, а новый век обещает реальное воплощение тезиса: "кто владеет информацией, тот владеет миром".

"Плюс электронизация всего учета"

Чтобы прояснить, как компьютеризация может послужить созданию положительного имиджа бухгалтера, стоит сначала вкратце определить, каков же собственно этот имидж.

С какими качествами ассоциируется чаще всего носитель бухгалтерской профессии? "Смесь" получается довольно "гремучая", но все же с немалым количеством положительных компонентов. Среди них надо отметить: тщательность и скрупулезность, осмотрительность и пунктуальность, предприимчивость и умение "не упустить своего", высокий интеллектуальный уровень и образовательный ценз. Бухгалтеры разбираются в вопросах, которые для большинства "простых смертных" являются тайной за семью печатями. Чего стоит, к примеру, составление баланса! А отстоять свою профессиональную позицию при общении с налоговиками? Здесь требуются и дипломатические задатки, и красноречие, и умение "держать удар", а порой и "бойцовские качества" (в переносном, конечно, смысле).

В то же время слово "бухгалтер" все еще нередко сопровождается характеристиками "скучный", "серый", "консервативный". Даже положительные качества иногда воспринимаются со знаком "минус". Так, вместо точности и разумной расчетливости в бухгалтерах часто видят мелочность и буквоедство. Да, не склонны учетные работники к бездумным тратам и надеждам на "авось". На том и стоят. А кому не по сердцу бухгалтерская точность, так это еще надо разобраться, почему.

В целом проблема имиджа бухгалтера представляется достаточно серьезной. Однако сейчас появилась возможность коренным образом изменить общественное мнение о носителях этой профессии - благодаря передовым компьютерным методам. Многое в этом направлении уже делается. Бухгалтерское образование теперь уже неотделимо от компьютерной подготовки. Электронная обработка данных все шире охватывает различные участки учета на предприятиях.

Понимание важности этих вопросов нашло отражение в работе II Съезда бухгалтеров и аудиторов России, который состоялся 25-26 мая прошлого года в Государственном Кремлевском Дворце. Информационным технологиям в учете и аудите была посвящена работа одной из секций, на которой, в частности, отмечалась необходимость привлекать специалистов, компетентных в вопросах компьютерной обработки данных, к разработке нормативных документов и инструкций по бухгалтерскому учету, аудиту и налогообложению.

Созданные в конце 1997 - начале 1998 года правила (стандарт) аудиторской деятельности "Аудит в условиях компьютерной обработки данных" сначала имели достаточно ограниченную область применения. Теперь же большинство аудиторов (среди услуг которых стремительно растет процент проверок автоматизированной бухгалтерии) полагают, что вскоре этот стандарт можно будет отнести к разряду универсальных.

На данный момент и особенно в перспективе многие отечественные аудиторы связывают дальнейшее развитие своего рынка и повышение конкурентоспособности фирм, где они работают, с использованием компьютеризированных методов при осуществлении проверок и оказании сопутствующих услуг. Теперь слово за разработчиками аудиторских программ. Уже есть потребность в программных продуктах, способных помочь аудитору в проведении конкретных процедур (аналитических и детальных), а также при оказании услуг консультационного, образовательного, управленческого и исследовательского характера (например, по рыночной конъюнктуре).

Подведем итоги

Итак, автоматизация бухгалтерского учета и аудита стала уже насущной необходимостью. Из этого можно извлечь двойную пользу: во-первых, чисто прагматическую (связанную с оптимизацией деятельности и более быстрым получением результатов) и, во-вторых - имиджевую. Последняя, кстати, тоже дает вполне практические результаты: имидж в глазах акционеров, инвесторов, партнеров дорогого стоит. Не зря деловую репутацию при покупке-продаже компании оценивают вполне конкретными цифрами. Получение выгодного заказа, привлечение долгосрочных инвестиций и заемных средств, развитие сотрудничества с зарубежными компаниями, выход на новые рынки - вот лишь несколько примеров, где имиджевые факторы оказывают существенное воздействие на материальные соображения.

В дальнейшем показатели автоматизации бухгалтерии (уровень ее организации, ценность для бизнеса электронных учетных методов и технологий) будут вносить все более значительный вклад в создание положительной деловой репутации фирмы. Предприятие, отстающее в области автоматизации бухгалтерского учета, не может считаться надежным деловым партнером из-за риска возможных задержек и ошибок в прохождении сделок, сомнений в обеспечении конфиденциальности информации о взаимных интересах и операциях.

Что же касается профессиональной судьбы отдельного бухгалтера, то вскоре ответ на вопрос, заниматься ли углублением своих познаний в области компьютерных технологий, станет безальтернативным. И не только потому, что ошибка в электронном учете может обернуться крупными неприятностями для предприятия. Многие руководители начинают понимать: защита учетно-финансовой информации в системе электронной обработки данных становится одной из главных задач. А приставить к каждому бухгалтеру компьютерщика невозможно.

Таким образом, требования к компьютерной образованности бухгалтера будут ужесточаться, а те, кто не впишется в новые условия, видимо, окажутся "на задворках" профессии. Осознав в полной мере эти тенденции, бухгалтер уже не будет считать, что его отвлекают от более важных дел, когда предлагают углубиться в вопросы компьютеризации. Уровень компьютерной компетентности и готовность к постоянному обновлению своих знаний и навыков в этой области в значительной степени будут определять возможность получения и сохранения бухгалтером престижной работы, размеры оплаты труда и перспективы карьерного роста.


Ежемесячный журнал "Автоматизация бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности предприятий". Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать": 79602 (общий), 79603 (предъявителям клубной карты "Главбух").

 

 

Реклама: