Альянсы и роль бухгалтера
Джефферсон Джоунз и Тодд Картер
Преимущества альянса
Глобализация бизнеса заставляет искать способы усиления экспансии и конкуренции. В этом десятилетии определяющей организационной формой может стать совместное предприятие (jont venture). В будущем, по оценкам Andersen Consulting, создание альянсов будет важнейшим средством для роста (см. Рис. 1).
Разносторонние альянсы, в противоположность "одиночному плаванию", позволяют предприятиям эффективнее управлять рисками и компенсировать нестабильность глобального рынка, давая широкий доступ к специальным знаниям, клиентам и географическим районам.
Одна из наиболее популярных форм союза - совместное предприятие - предполагает, что, в договор вступают две или более организации (предприниматели), с целью создать определенную экономическую структуру. Как правило, они получают дополнительные возможности в сфере маркетинга, производства, сбыта или технологий:
- возможность выхода на внешние рынки;
- снижение риска (например, инвестиционного и политического);
- возможность долгосрочного проникновения на рынок, благодаря использованию местного имиджа, знанию местных обычаев и институтов.
Форма совместного предприятия позволяет компаниям в короткие сроки реализовать сотрудничество, не прибегая к полному слиянию партнеров. Такие альянсы стали популярным средством выхода на иностранные рынки и быстро развиваются.
Роль дипломированного бухгалтера
В мире существует огромное число стандартов учета и отчетности для совместных предприятий. Диапазон несоответствий между ними широк: от принципиальных (определение такого предприятия) до частных (детали проводок, расчетов и раскрытия данных).
Так, в Соединенных Штатах Мнение АРВ № 18 (APB Opinion No. 18) рекомендует метод пропорционального распределения прибылей ("метод капитала", equity method) для корпоративных совместных предприятий, но для партнерств или незарегистрированных СП соответствующая проводка не предусмотрена.
В Канаде понимают совместные предприятия более широко и требуют пропорциональной консолидации. IASC определяет СП примерно как и Канада, но допускает и пропорциональную консолидацию, и "метод капитала". Знающий бухгалтер может интерпретировать международные стандарты, намечать условия сотрудничества исходя из намерений руководства и затем готовить нужные финансовые отчеты (см. Рис. 2).
Деятельность G4+1
Чтобы упростить гармонизацию различных международных стандартов, группа учредителей стандартов G4+1 выпустила документ "Отчетность об участии для совместных предприятий и подобных отношений", где содержатся предложения по учету и раскрытию данных в СП. Хотя рекомендации G4+1 не вошли в GAAP, они указывают, в каком направлении будут двигаться учредители стандартов.
Центральное место в документе G4+1 занимает концепция совместного управления. Совместное управление определяется как ситуация, когда "ни одна сторона не вправе самостоятельно принимать стратегические производственные, инвестиционные и финансовые решения, но это могут делать совместно две или более стороны, причем каждая сторона, принимающая участие в управлении, должна согласовывать свои решения с другой".
Группа G4+1 полагает, что такое определение содержит экономические характеристики, которые предполагают особый подход к учету и отчетности в СП. G4+1 определяет СП как "предприятие, которое совместно управляется подотчетным предприятием и одной (или более) другой стороной". Приведенные утверждения исключают ряд форм сотрудничества, предполагающих распределение стоимости (cost-sharing arrangements).
G4+1 предлагает оценивать деятельность СП, используя "метод капитала", с раскрытием информации о сложной природе отношений на предприятии:
- доля участия в СП (в процентах);
- итоговая финансовая отчетность СП;
- любые значительные непредвиденные обстоятельства или обязательства.
Оценка бизнеса
Поскольку на создание и финансирование СП "с нуля" нужны годы, более привлекательная тактика - приобрести часть существующего предприятия. Это позволяет быстро начать работу и получить прибыль. Однако такой метод является рискованным для покупателя, так как, переплатив, можно лишиться экономической форы. Знания CPA в области оценки бизнеса пригодятся на стадии формирования такого СП. (В недавней статье в Wall Street Journal две фирмы Большой Пятерки были включены в первую десятку консультантов по слиянию и приобретению).
Есть два популярных метода оценки: правила большого пальца (rules of thumb) и анализ дисконтированного потока денежных средств (DCF). Первый метод во многих отраслях помогает получить сравнительную оценку. Часто аналитики обращаются к компаниям, продаваемым за процент от прибыли, потока наличности или иных финансовых показателей. Экспертиза консультанта в конкретной отрасли поможет произвести начальную оценку.
В DCF-модели основное внимание уделяется будущим финансовым показателям компании. Сегодняшняя стоимость рассматривается как ожидаемые потоки наличности, дисконтированные по соответствующей процентной ставке.
Каждый из методов имеет свои преимущества и применяется в определенных обстоятельствах.
Оценка бизнеса
Поскольку на создание и финансирование СП "с нуля" нужны годы, более привлекательная тактика - приобрести часть существующего предприятия. Это позволяет быстро начать работу и получить прибыль. Однако такой метод является рискованным для покупателя, так как, переплатив, можно лишиться экономической форы. Знания CPA в области оценки бизнеса пригодятся на стадии формирования такого СП. (В недавней статье в Wall Street Journal две фирмы Большой Пятерки были включены в первую десятку консультантов по слиянию и приобретению).
Есть два популярных метода оценки: правила большого пальца (rules of thumb) и анализ дисконтированного потока денежных средств (DCF). Первый метод во многих отраслях помогает получить сравнительную оценку. Часто аналитики обращаются к компаниям, продаваемым за процент от прибыли, потока наличности или иных финансовых показателей. Экспертиза консультанта в конкретной отрасли поможет произвести начальную оценку.
В DCF-модели основное внимание уделяется будущим финансовым показателям компании. Сегодняшняя стоимость рассматривается как ожидаемые потоки наличности, дисконтированные по соответствующей процентной ставке.
Каждый из методов имеет свои преимущества и применяется в определенных обстоятельствах.
Проверка должной добросовестности
Существуют два основных вида проверки должной добросовестности (due diligence) предприятия: юридическая и финансово-производственная. Дипломированный бухгалтер, как правило, может предложить варианты проверки финансово-производственной due diligence. Цель такой проверки (в том числе, но не только):
- выявление "узких мест", которые могут помешать дальнейшей работе СП;
- представление или проверка финансовых докладов и прогнозов;
- создание необходимой информации (получение финансирования, оценка вклада, установление доли участия отдельных предпринимателей).
Итогом такой проверки является отчет, состоящий из нескольких разделов. Часто его предваряет резюме с приложением финансовой и налоговой информации (см. Рис. 3).
Jefferson P. Jones - доцент бухучета в Университете Auburn.
Todd B. Carter - ст. вице-президент по клиентским решениям в GATX Logistics, г. Джексонвил, Флорида.