Прозрачность финансовой отчётности
Хенни ван Грюнинг, Мариус Коэн
Слова "прозрачность, подотчетность и стандарты" за последнее время приобрели значительную популярность. В процессе анализа причин бедственного положения компаний и стран эти слова часто используются, причем проблема соблюдения стандартов не остается без внимания. Тем не менее, не всегда понятно, каким образом можно увязать или оценить эти взаимосвязанные аспекты. Предоставление прозрачной и полезной информации об участниках рынка и совершаемых ими сделках является необходимым условием организованного и эффективного рынка. Это одна из наиболее важных предпосылок внедрения рыночной дисциплины. Рынки, предоставленные сами себе, не могут обеспечивать достаточный уровень раскрытия информации. Как правило, рынок уравновешивает предельные выгоды и предельные издержки раскрытия дополнительной информации, и конечный результат может вовсе не удовлетворять потребностям участников рынка.
Либерализация финансового и фондового рынка в 80-х гг., вызвавшая нестабильность финансовых рынков, увеличила потребности в информации как в средстве обеспечения финансовой стабильности. В 90-х гг. по мере все большей либерализации финансового и фондового рынка общество стало активнее требовать предоставление полезной информации. На финансовом рынке и в частном секторе минимальные требования к раскрытию информации не устанавливают качество и количество информации, которую следует предоставлять участникам рынка и обществу в целом. Так как представление информации является важным условием обеспечения стабильности рынков, регулирующие органы также уделяют больше внимания качеству этой информации. При повышении уровня требований к качеству информации со стороны участников рынка и регулирующих органов, хозяйствующие субъекты становятся заинтересованными в улучшении своих собственных внутренних информационных систем, что позволяет им приобрести репутацию компаний, предоставляющих качественную информацию.
В основе раскрытия информации лежат хорошие стандарты бухгалтерского учета и отчетности, а также адекватная методология раскрытия информации. Как правило, раскрытие подразумевает публикацию соответствующей качественной и количественной информации в годовой финансовой отчетности, к которой прилагается промежуточная финансовая отчетность и другая уместная информация. Предоставление информации стоит денег, и поэтому при определении требований к раскрытию информации необходимо сопоставлять ее полезность для общества с затратами предприятия.
Сроки раскрытия информации также очень важны. Раскрытие негативной информации обществу, которое в недостаточной степени способно правильно ее интерпретировать, может нанести ущерб предприятию. В тех случаях, когда информация является некачественной, и/или пользователи не в состоянии надлежащим образом интерпретировать предоставляемую информацию, требования к раскрытию информации должны иметь тщательно проработанный поэтапный характер и постепенно ужесточаться. С точки зрения долгосрочной перспективы, полное раскрытие информации приносит пользу, даже если возникают проблемы в краткосрочном периоде, так как издержки в рамках непрозрачной финансовой системы в конечной счете оказываются выше затрат по обеспечению ее прозрачности.
Прозрачность и подотчетность
Прозрачность означает создание условий, когда информация о существующей ситуации, принятых решениях и действиях оказывается доступной и понятной для всех участников рынка. Раскрытие информации означает процесс и методологию предоставления информации и уведомления о стратегических решениях посредством своевременного и гласного их распространения. Подотчетность означает обязанность участников рынка, в том числе органов государственной власти обосновывать свои действия и проводимую политику, а также нести ответственность за решения и результаты.
Прозрачность необходима для внедрения концепции подотчетности трех основных групп участников рынка, а именно: заемщиков и кредиторов, эмитентов, инвесторов, органов государственной власти и международных финансовых институтов.
На протяжении последнего десятилетия прозрачность и подотчетность наиболее часто становились предметом дискуссии в процессе определения экономической политики. Разработчики экономической политики привыкли к атмосфере секретности. Секретность рассматривалась в качестве необходимого атрибута власти, при этом у политиков появлялась дополнительная возможность скрывать свою некомпетентность. Однако, атмосфера секретности не позволяет добиться желаемых результатов в экономической политике. Изменения в мировой экономике и финансовых потоках, связанные со все большей интернационализацией и взаимозависимостью, поставили вопрос гласности во главу угла экономической политики. Национальные правительства, в том числе центральные банки, начинают сознавать, что прозрачность, т.е. гласность политики, способствует предсказуемости и, следовательно, эффективности политических решений. Благодаря прозрачности организации знают реальную ситуацию, а чиновники более ответственно подходят к исполнению своих служебных обязанностей, особенно если им впоследствии приходятся обосновывать свои взгляды, решения и действия. Поэтому своевременные корректировки проводимой политики всячески приветствуются.
Отчасти, повышение степени прозрачности и подотчетности связано с тем, что частный сектор должен понимать и принимать политические решения, оказывающие влияние на его поведение. Большая степень прозрачности способствует совершенствованию решений, принимаемых другими хозяйствующими субъектами. Прозрачность также помогает в укреплении систем подотчетности, внутренней дисциплины и управления. Прозрачность и подотчетность повышают качество принятия решений в ведомствах, разрабатывающих экономическую политику (деятельность которых, как правило, должна быть прозрачной), а также в организациях, поведение которых зависит от понимания и предвосхищения будущих решений ведомств, разрабатывающих экономическую политику. Если действия и решения являются понятными, уменьшаются затраты по их мониторингу. Общество сможет лучше контролировать работу учреждений государственного сектора, акционеры и сотрудники - работу менеджмента, кредиторы - действия заемщиков, а вкладчики - работу банков. Поэтому плохие решения не пройдут незамеченными или оставшимися без ответа.
Совместно прозрачность и подотчетность:
- привносят дисциплину, которая повышает качество принятия решений в государственном секторе; и
- помогают в разработке более эффективной политики, так как частный сектор начинает лучше понимать, каким образом разработчики экономической политики могут реагировать на различные события в будущем.
Что прозрачность не может обеспечить
Прозрачность и подотчетность не являются самоцелью. Они направлены на стимулирование роста экономических показателей, улучшение работы международного финансового рынка путем повышения качества принятия решений и управления рискам. Однако, они не являются панацеей. В частности, прозрачность не меняет характер финансовых систем или присущих им рисков. Она, возможно, и не предотвратит финансовый кризис, но, по крайней мере, обеспечит более или менее сдержанную реакцию участников рынка на плохие известия. Прозрачность помогает участникам рынка предвосхищать и определять плохие новости, посредством чего снижается вероятность паники и других пагубных последствий.
Ограничения на прозрачность
Необходимо проводить четкое разграничение между прозрачностью и конфиденциальностью информации. Разглашение внутренней информации может предоставить конкурентам преимущество, что зачастую сдерживает участников рынка от полного раскрытия информации. Регулирующие органы часто получают конфиденциальную информацию от предприятий. Разглашение такой информации может повлечь за собой значительные последствия на рынке. В таких обстоятельствах предприятия неохотно представляют секретную информацию при отсутствии указания на соблюдение конфиденциальности. Однако, односторонняя прозрачность и полное раскрытие информации вносит свой вклад в общий режим прозрачности, который в конечном итоге станет выгодным для всех участников рынка, даже если в краткосрочном плане переход к такому режиму приведет к дискомфорту отдельных предприятий.
Прозрачность в финансовой отчетности
Целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении (бухгалтерский баланс), финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) и изменениях финансового положения (отчет о движении денежных средств) предприятия. Прозрачность финансовой отчетности обеспечивается за счет полного раскрытия и достоверного представления полезной информации, необходимой широкому кругу пользователей для принятия экономических решений. Информация, раскрываемая в финансовой отчетности, должна быть достаточно легкой для интерпретации. Хотя больше информации безусловно лучше, чем меньше, ее предоставление стоит денег. Поэтому следует тщательно оценивать все выгоды от обеспечения большей прозрачности.
Принятие общепризнанных стандартов бухгалтерского учета и отчетности крайне необходимо для обеспечения прозрачности и правильной интерпретации финансовой отчетности. За последние 25 лет Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) внес огромный вклад в гармонизацию стандартов финансовой отчетности во всем мире. В результате, перед бухгалтерами всего мира стоит чрезвычайно сложная задача: они как составители финансовой отчетности, аудиторы и независимые консультанты должны стоять на страже честности и прозрачности. Во многих странах профессия бухгалтера находится в изоляции, ее не любят, кроме того, она часто страдает от отсутствия гражданской поддержки и политической воли. Национальная система финансовой отчетности любой страны представляет комплекс норм и правил, регулирующих взаимоотношения, нюансы которых определяются законодательством и культурой. Однако, стандарты "добираются" до самой сердцевины подобной системы: они предусматривают методы подготовки финансовой отчетности и раскрытия информации исходя из требований подотчетности и прозрачности. КМСФО разработал "Принципы подготовки и представления финансовой отчетности", опубликованные в 1989 году. Эти принципы:
- устанавливают концепции, лежащие в основе подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей;
- содержат рекомендации по разработке стандартов органами, устанавливающими стандарты;
- помогают составителям финансовой отчетности, аудиторам и пользователям в интерпретации стандартов и рассмотрении вопросов, которые ещё не охвачены МСФО.
В соответствии с МСФО финансовая отчетность, как правило, подготавливается исходя из допущения непрерывности деятельности предприятия и отражения событий по методу начисления, то есть, когда результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения. Затем они отражаются в финансовой отчетности за те периоды, к которым они относятся. Качественные характеристики - это атрибуты, делающие информацию, предоставляемую в финансовой отчетности, полезной для пользователя. В случае отсутствия всеобъемлющей полезной информации даже руководители могут не знать истинного финансового положения их предприятия, а другие основные участники рынка тем более могут быть введены в заблуждение, что помешает работе рынка. Результатом применения основных качественных характеристик и соответствующих стандартов является финансовая отчетность, обеспечивающая достоверное и объективное представление информации.
Основными качественными характеристиками являются:
- Уместность. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять свои прошлые оценки. На уместность информации серьезное влияние оказывают ее характер и существенность (которая всегда является пороговым показателем уместности). Избыток информации, с другой стороны, может сделать её малопонятной, затруднить процесс анализа основных идей и осложнить интерпретацию.
- Надежность. В информации не должно быть существенных ошибок и искажений. Основными элементами надежности являются правдивое представление информации, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность и полнота.
- Сопоставимость. Информация должна быть представлена в сопоставимом виде по методологии, единой для всей компании на протяжении ее существования, равно как для разных компаний, что дает возможность пользователям проводить сопоставление.
- Понятность. Информация должна быть доступна для понимания пользователей, которые, как предполагается, имеют достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности и бухгалтерского учета и желание изучать информацию с должным старанием.
Процесс подготовки полезной информации включает ряд решающих моментов, которые могут ограничивать объем предоставляемой информации. Они включают:
- Своевременность. Задержка в предоставлении отчетности может повысить ее надежность за счет потери уместности.
- Баланс между выгодами и затратами. Выгоды, извлекаемые из информации, должны, как правило, превышать затраты на ее получение.
- Баланс между качественными характеристиками. Для выполнения целей финансовой отчетности и обеспечения ее адекватности лица, предоставляющие информацию, должны достичь соответствующего соотношения между качественными характеристиками.
В контексте достоверного представления информации считается лучше не раскрывать никакой информации, чем предоставлять вводящую в заблуждение информацию. Поэтому, если предприятие не соблюдает конкретные требования к раскрытию информации, в соответствии с МСФО необходимо раскрывать данный факт и причины несоблюдения стандартов.
Прозрачность и реформа бухгалтерского учета в России
Правительство Российской Федерации утвердило программу реформирования бухгалтерского учета и отчетности в марте 1998 года. Основная цель данной программы - привести российскую систему бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчетности. Основные задачи программы реформирования заключаются в следующем:
- создать систему положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и отчетности, которая будет способствовать представлению полезной информации;
- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета и отчетности в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказать содействие хозяйствующим субъектам в процессе изучения и внедрения реформированной модели бухгалтерского учета и отчетности.
Правительство Российской Федерации уже утвердило несколько национальных стандартов. Однако, они не полностью соответствуют международным стандартам финансовой отчетности и нуждаются в дальнейших изменениях. Основной вопрос заключается не столько в количестве, сколько в качестве принятых Правительством стандартов. Такие стандарты должны повышать прозрачность финансовой отчетности предприятий в целях привлечения инвестиций в российскую экономику. Одной из задач государственной программы по структурной перестройке экономики является стимулирование развития частного сектора, в том числе за счет создания благоприятных условий для развития новых предприятий. Эту цель невозможно достичь без реформы системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.