Letyshops

Оценка активов

Начало в выпусках: #65, #66, #67, #68

Понятие деловой репутации

Одна из причин путаницы по поводу деловой репутации вытекает уже из самого термина, который подсказывает: есть здесь нечто помимо дисконтированной стоимости будущих денежных потоков. Так, магазин, основанный г-ном Уотсоном, не только продолжает приносить прибыль даже после ухода его первого владельца в отставку, но и обладает нематериальной привлекательностью благодаря хорошей репутации, завоеванной еще г-ном Уотсоном. В то же время для компаний, особенно крупных, ценные бумаги которых котируются на фондовой бирже, эта грань в понимании деловой репутации является либо слишком метафизической, либо настолько неважной по сравнению с дисконтированной стоимостью будущих доходов, что ей можно пренебречь. В Приложении G рассматриваются "кошачья" деловая репутация (то есть часть бизнеса, остающаяся после ухода его прежнего владельца) и "собачья" деловая репутация (часть бизнеса, покидающая предприятие после ухода владельца).

Приложение G
"Кошачья" деловая репутация и "собачья" деловая репутация

У юристов принято разграничивать "кошачью" деловую репутацию и "собачью" деловую репутацию. В случае с хорошо зарекомендовавшим себя магазином г-на Уотсона их можно определить следующим образом.

"Кошачья" деловая репутация - часть бизнеса, остающаяся в магазине после ухода г-на Уотсона. Это связано с убеждением, что кошки сохраняют верность местам своего проживания, а не людям. Тот, кто изучает историю военно-морского флота, вспомнит, что адмирал лорд Сен Винсент не разделял такого мнения о кошках.

"Собачья" деловая репутация - часть бизнеса, которая покинет магазин вместе с г-ном Уотсоном, если он решит основать свое дело в другом месте. Этот термин связан с убеждением, что собаки сохраняют верность людям, а не местам проживания.

В обоих случаях четко видно, что под деловой репутацией понимается бизнес, который либо остается на прежнем месте, либо уходит вместе с г-ном Уотсоном. Стоимость деловой репутации зависит от потока доходов, остающегося в магазине или покидающего его вместе с г-ном Уотсоном. В соответствии с настоящим Документом, ни один из этих объектов не должен отражаться в бухгалтерском балансе.

Приобретаемая деловая репутация

Как уже говорилось, стоимость фирмы и стоимость активов в балансе - совсем не одно и то же. Между этими показателями не обязательно должно быть четкое соотношение. Хотя в отдельной отрасли может фиксироваться его среднее значение, но оно не будет общим для всех компаний отрасли. Кроме того, разность между балансовой стоимостью и стоимостью компании не является значимым показателем (значение имеет разве что сам факт наличия такой разности). Когда одна компания (А) присоединяет другую (В), разность между двумя показателями компании В называется "деловой репутацией". В Приложении Н холдинговая компания А владеет акциями компании В. В данном примере холдинговой компанией может быть инвестиционная компания. Показатель "деловая репутация" не отражается при раздельных балансах.

Приложение Н
Присоединение компании, обусловливающее появление деловой репутации

Холдинговая компания (А):

Акционерный капитал:

{или Акционеры}
{Фонды и заемный капитал}

150

Акции в компании В (по стоимости покупки):

(Примечание: при более сложной структуре группы здесь приводится перечень крупных присоединенных компаний вместе со стоимостью их покупки)

150

Присоединенная компания (В):

Акционерный капитал:

{акции по номиналу: 60} {эмиссионный доход: 25}

85

Эксплуатируемые активы:

85

Сводная отчетность (А плюс В)

Акционерный капитал:

150

Фирмы, присоединенные компанией А:

150

 
    Минус активы, переданные в эксплуатацию:

85

 
    Разница при консолидации:

 
65
    Эксплуатируемые активы:

 
85
 

150

 

 
150

В любом случае, деловая репутация не является активом, используемым в деятельности компании (группы компании). Она не отражается в составе активов, обеспечивающих поток будущих денежных поступлений, по тем же самым причинам, по которым не капитализируется созданная внутри фирмы деловая репутация: в противном случае возникал бы порочный круг. Дисконтированная стоимость будущих доходов или их части не может являться активом, используемым для обеспечения их поступления. Однако в балансе холдинговой компании отражается вся стоимость присоединенной компании на момент покупки (а не разность между стоимостью компании В и приобретаемыми активами). Справедливая стоимость приобретаемых активов отражается в балансе группы компаний.

Стоит иметь в виду, что экономическая выгода будущих периодов, обеспечиваемая группой компаний и приобретенная за плату холдинговой компанией (А) в Приложении Н, является активом холдинговой компании, владеющей акциями присоединенной компании (В). Акции компании В в балансе холдинговой компании представляют собой "ресурсы" холдинговой компании и действительно отражают дисконтированную стоимость доходов от всей присоединенной компании в целом. Аналитик, изучая показатели компании В, может оценить ее стоимость на момент покупки, а затем определить степень справедливости цены, уплаченной холдинговой компанией.

Первые два бухгалтерских баланса в Приложении Н отражают самую суть проблемы. Для подготовки сводного баланса можно свести балансы холдинговой и присоединенной компаний в соответствии с Приложением Н (А плюс В). При этом в сводном балансе вместо деловой репутации показывается разница при консолидации, а не актив. В результате такого подхода в сводном балансе актив не возникает. Тем, кто не хочет отражать в балансе объекты, которые нельзя отнести ни к активам, ни к обязательствам, ни к капиталу, придется иметь дело с двумя балансами.

Отсутствие "иголки в стоге сена"

Почему же деловую репутацию, возникающую при консолидации, многие рассматривают как актив группы компаний? Во-первых, сторонники такой точки зрения полагают, что в балансе по мере возможности следует отражать дисконтированную стоимость всех будущих доходов, а это противоречит вышеуказанной аргументации. Такой баланс бесполезен для пользователей. Кроме того, при данном подходе смешиваются активы группы компаний с активами холдинговой компании.

Во-вторых, считается, что показатель деловой репутации состоит из нематериальных активов, которые в случае их идентификации и оценки следует отражать в балансе. Иногда утверждают, что по той же самой причине можно показывать стоимость персонала, связей компании и т. п. Возможность обоснованной идентификации отдельных элементов деловой репутации не исключается. Однако, как и в случае с деловой репутацией магазина г-на Уотсона, их доля настолько мала по сравнению с дисконтированной стоимостью будущих доходов, что ею можно пренебречь.

Таким образом, в течение многих лет мы пытаемся найти иголку в стоге сена, хотя на самом деле, ее там нет. Деловой репутации как актива просто не существует. Этот показатель - не более чем разница, возникающая при консолидации.

Чего не следует делать

Ничем нельзя оправдать непосредственное списание деловой репутации. Во-первых, списывать разность между двумя самостоятельными итоговыми показателями (стоимостью присоединенной фирмы и стоимостью приобретенных активов) не имеет смысла. Новые активы являются полезными, объединяемыми (по справедливой стоимости) с уже имеющимися активами группы компаний. Вся стоимость покупки (а не ее часть) входит в обязательства холдинговой компании. Кроме того, нецелесообразно сразу списывать стоимость превосходной, по мнению директоров, покупки. Конечно, если после присоединения выяснится, что произошел крах (как в случае с приобретением компании Ferranti в Соединенных Штатах), списание будет приемлемо в соответствии с общими принципами бухгалтерского учета.

Нецелесообразно проводить амортизацию деловой репутации (ведь это всего-навсего разница, появляющаяся при консолидации), и тем более - всей стоимости покупки в балансе холдинговой компании. Дисконтированная стоимость будущих доходов не является активом, подлежащим амортизации. Ее можно списывать только в случае неудачного стечения обстоятельств. Амортизировать стоимость приобретенной фирмы - все равно что капитализировать стоимость дочерних предприятий холдинговой компании и приступить к ее амортизации. Факт покупки, а не создания фирмы за счет внутренних ресурсов отнюдь не означает, что ее стоимость нужно амортизировать.

Однако стоит иметь в виду, что в случае приобретения происходит реальное событие. В целях покупки новой дочерней компании предоставляются денежные средства или ценные бумаги. Этот факт должен найти отражение в отчетности. В случае с созданной внутри фирмы деловой репутацией такой операции не происходит. Действительно, компании, купившей дочернюю фирму, необходимо отразить принятые на себя дополнительные обязательства инвестиционного характера, в отличие от предприятия, которое не принимало на себя таких обязательств, а заплатило за дочернюю фирму с течением времени. В этих двух ситуациях применяются различные методы учета в балансе и отчете о прибылях и убытках. Состояние компаний в материально-вещественном плане может не отличаться, как в указанном выше случае. Однако в структуре их финансовых ресурсов имеются различия, что должно быть отражено в отчетности. На вопрос, какой капитал используется в каждом отдельном случае, можно ответить следующее: капитал, инвестируемый в группу компаний, один и тот же, тем не менее есть различия в методах его мобилизации для финансирования данной операции. По сути, балансы отличаются степенью своей устойчивости.

Существует мнение, что при покупке фирмы цена отражает доходы будущих периодов, поэтому ее можно постепенно списывать по мере поступления этих доходов. Зачем это делать? Если происходит вложение в рыночную ценную бумагу, никто же не уменьшает ее стоимость по мере поступления доходов. Новая дочерняя фирма представляет собой рыночную ценную бумагу на балансе холдинговой компании, несмотря на то, что со временем дочерняя компания может потерять свои отличительные особенности как отдельного хозяйствующего субъекта.

Что следует делать

Все эти и многие другие методы появились в результате ощущения (это слово здесь наиболее уместно), что деловая репутация является своеобразным активом. Проведенный анализ позволяет решить эту проблему. Как уже говорилось, деловая репутация не актив, используемый в деятельности компании. Это всего лишь разница, возникающая при консолидации. Что касается материальных и нематериальных активов, их можно отражать в балансе группы компаний и амортизировать в соответствии с нормами.

Цена покупки, в полном размере отражаемая в балансе холдинговой компании, является активом холдинговой компании, а также результатом реально имевшей место финансовой операции. Цену покупки следует сохранять в балансе, кроме тех случаев, когда происходит большое неблагоприятное событие. Если цена покупки находится в бухгалтерском балансе в течение неограниченного периода времени, ее можно использовать при оценке структуры финансовых ресурсов компании, так как эта структура составляет часть механизма, обеспечивающего движение денежных средств в будущем. Будущее всегда имеет первостепенное значение, а финансирование состоявшегося в прошлом поглощения фирмы влечет за собой далеко идущие последствия.

Обратите внимание, что именно методология финансирования, а не обособленность присоединяемой дочерней фирмы имеет под собой реальную и прочную основу. Действительно, с течением времени пользователю будет полезно отслеживать результаты работы присоединенных дочерних фирм (при помощи отчетности о сегментах?), но уже не столь важно: обособленность многих присоединенных компаний теряется даже при сохранении отдельных источников финансирования.

Отрицательная деловая репутация

В Приложении I описывается случай отрицательной деловой репутации, возникающей в сводном балансе холдинговой и присоединенной компаний. Приобретенные активы используются в группе компаний в целях обеспечения будущих поступлений. Цена покупки отражается в балансе материнской компании.

Приложение I
Присоединение компании, обусловливающее появление отрицательной деловой репутации

Холдинговая компания (А):

Акционерный капитал:

150

Акции в компании В (по стоимости покупки):

150

Присоединенная компания (В):

Акционерный капитал:

{акции по номиналу: 60} {эмиссионный доход: 115}

175

Эксплуатируемые активы:

175

Сводная отчетность (А плюс В):

Акционерный капитал:

150

Фирмы, присоединенные компанией А:

150

    Минус активы, переданные в эксплуатацию:

175

    Разница при консолидации:

(25)

    Эксплуатируемые активы:

175

 

150

 

150

При консолидации необходимо показывать приобретенные активы по справедливой стоимости и не подменять ее расчет распределением отрицательной деловой репутации. Активы должны фигурировать в балансе по достоверной стоимости - только это полезно для аналитиков.

Во многих случаях отрицательная деловая репутация отражает нерентабельность присоединенной компании, тогда убытки со временем еще проявят себя. Однако эти убытки возникают в группе компаний, а стоимость покупки в балансе материнской компании остается неизменной.

 

 

Реклама: