Развитие ИПБ России
Бюллетень МЦРСБУ Интервью Олега Островского, вице-президента, директора Института профессиональных бухгалтеров
Как, по-вашему, будет развиваться ИПБ в течение следующих нескольких лет?
Думаю, целесообразнее говорить об основных задачах ИПБ на ближайшие 2 года. Но прежде хотел бы кратко рассказать об истории создания института. Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) создан 2 года назад по инициативе Министерства финансов Российской Федерации (МинФин), которое занимается регулированием бухгалтерского учета. Это решение было вынужденным, и его необходимость состояла в том, что в настоящее время бухгалтерский учет в стране, можно сказать, развален. Разрушена вертикаль управления бухгалтерским учетом. Из нее выбито основное звено - министерства и ведомства, которые связывали предприятия и МинФин РФ. Из более 100 существовавших ранее министерств в настоящее время осталось совсем немного. Но и те из них, которые имеют департаменты бухгалтерского учета, не в состоянии сегодня на должном уровне заниматься регулированием учета на подведомственных предприятиях. Поэтому, мы вынуждены говорить о создании новой структуры взамен существовавшей при плановой экономике. Проблемами регулирования тогда занимались и министерства финансов различных областей, регионов, республик. К сожалению, и на уровне министерств финансов этих областей и регионов отделы методологии бухгалтерского учета тоже ликвидированы. Предприятия сегодня остались один на один с той сложной действительностью, в которой находится страна в переходный период. Единственно возможное сегодня решение для восстановления эффективного регулирования бухгалтерского учета - это ориентация на общественную организацию, которую представляет Институт профессиональных бухгалтеров России. ИПБ России - некоммерческое партнерство по своему юридическому статусу и может объединять как физических, так и юридических лиц. Я еще раз хочу подчеркнуть, что Институт профессиональных бухгалтеров России был создан по инициативе Министерства финансов и при его непосредственном участии.
Ориентация на ИПБ закреплена Постановлением Правительства о реформировании бухгалтерского учета и о создании первоочередных стандартов бухгалтерского учета.
Далее, я хотел бы остановиться на направлениях развития и основных задачах нашего Института. Первое - это членство в ИПБ России. Основными, или голосующими членами, являются физические лица, действительные члены Института профессиональных бухгалтеров, и, хотя юридические лица присутствуют в Институте, но они не имеют права голоса. Действительные члены ИПБ должны иметь Аттестат профессионального бухгалтера. Для его получения необходимо пройти курсы повышения квалификации или переподготовку продолжительностью не менее 240 часов. Для продления Аттестата каждый профессиональный бухгалтер ежегодно должен пройти 40 часов переподготовки в год или 200 часов за 5 лет. Подготовка и аттестация проводятся нами уже около 4 лет. До создания ИПБ России этим занималась Аттестационная Комиссия профессиональных бухгалтеров совместно с Ассоциацией "Содружество", которое создано специалистами Московского Государственного Университета во главе с профессором А. Д. Шереметом. В октябре 1998 года Аттестационная комиссия профессиональных бухгалтеров вошла в состав ИПБ в качестве его структурного подразделения и стала называться Аттестационной Комиссией ИПБ России. До октября 1998 года было подготовлено около 6 тысяч, а на сегодняшний день - более 15 тысяч профессиональных бухгалтеров. Их подготовку и переподготовку осуществляют 164 учебно-методических центра, которые создаются, как правило, при экономических ВУЗах страны. Поэтому, можно сказать, что сегодня подготовкой профессиональных бухгалтеров занимается вся преподавательская и научная элита страны. Учебные центры работают по договору с Аттестационной Комиссией ИПБ России. Сейчас аттестацию проходят около 2 тысяч профессиональных бухгалтеров в месяц. Количество аттестованных профессиональных бухгалтеров значительно превышает количество членов ИПБ (их около 700 на сегодняшний день). Многие не понимают, что они сдают экзамены, по сути дела, для того, чтобы стать членами ИПБ России и считают, что, как и раньше, целью получения Аттестата является подтверждение своей профессиональной квалификации. Мы намереваемся пропагандировать важность членства в ИПБ и надеемся, что к 2000 году все аттестованные профессиональные бухгалтеры станут членами нашего Института. Мы разрабатываем систему повышения квалификации, по которой продление Аттестата профессиональных бухгалтеров будет возможно только для членов ИПБ России. Институт будет заниматься созданием бланка Аттестата и его продлением, разработкой программ повышения квалификации профессиональных бухгалтеров, организационными вопросами. Вся работа будет проводиться только за счет членских взносов профессиональных бухгалтеров. Поэтому, если аттестованный профессиональный бухгалтер не является членом ИПБ, то через 5 лет он лишается Аттестата. Мы хотим, чтобы помимо должного уровня профессиональной подготовки, аттестованные бухгалтера соответствовали всем требованиям, возлагаемым на них членством в ИПБ. Прежде всего, это вопросы профессиональной этики. Мы уже опубликовали этический кодекс. Он является обязательным для всех членов ИПБ России. Далее, мы хотим добиться взаимного контроля над профессиональными бухгалтерами, как это происходит во всех профессиональных организациях мира.
Следующий вопрос, который мы должны решить до 2000 года касается развития инфраструктуры ИПБ. Под инфраструктурой я понимаю создание сети территориальных институтов профессиональных бухгалтеров страны. В настоящее время их около 40. Все они являются самостоятельными юридическими лицами, то есть нашей целью является не создание единой российской организации, а развитие регионального управления бухгалтерским учетом в каждом отдельно взятом регионе. Мы видим развитие этих территориальных институтов профессиональных бухгалтеров, так же как и ИПБ, обязательно совместно с государством и при его участии. Передача полномочий от государства общественным организациям должна происходить постепенно, взвешенно, по мере развития самих организаций. Например, сегодня мы уже частично выполняем функции, связанные с созданием правил бухгалтерского учета. Это не означает, что государство не имеет отношения к этому процессу, но все основы, все, что касается первых вариантов или проектов правил, делается под руководством ИПБ, с привлечением специалистов, в том числе и членов Института профессиональных бухгалтеров. Активно в этом участвуют и высококвалифицированные специалисты "большой пятерки", чьи опыт и знание МСФО чрезвычайно важны для создания российских правил бухгалтерского учета. Это позволяет нам учесть как международный опыт, так и российское правовое поле, в котором эти стандарты будут применяться.
Мы надеемся, что до конца 2000 года, в основном, будет закончено создание территориальной структуры и мы создадим 89 территориальных ИПБ, по одному в каждом регионе. Тогда можно будет сказать, что первый этап создания общественной организации завершен, и мы сможем перейти на более качественные этапы реформирования бухгалтерского учета. Образовательный процесс в России идет нелегко, потому что, во-первых, Россия - это громадное пространство, а во-вторых, в целом для страны необходимо подготовить в ближайшее время 300 - 450 тысяч профессиональных бухгалтеров. Это громадная работа. И если сегодня мы рассчитываем на привлечение в ИПБ 16-20 тысяч профессиональных бухгалтеров, то это ничто по сравнению с тем, что нам еще предстоит сделать. Кроме того, обеспечиваемый сегодня уровень профессиональной подготовки еще далек от требований, предъявляемым к профессионалам мировым сообществом. Ясно, что переподготовка профессиональных бухгалтеров - очень большая проблема, которую России придется решать на протяжении десятков лет.
Второе направление развития инфраструктуры - отраслевое. К сожалению, отраслевая направленность полностью отсутствует в стране, и министерства и ведомства сегодня не в состоянии разрабатывать на основании общих методических материалов свои отраслевые стандарты для предприятий отрасли, которые обслуживаются этими ведомствами. Институту предстоит выполнить и эту задачу. Для этого в ИПБ создаются так называемые экспертные советы по отраслевым направлениям. Сегодня уже существуют экспертные советы по страховому бухгалтерскому учету, по автоматизированному ведению бухгалтерского учета. Мы формировали временные экспертные советы по созданию отдельных методических материалов отраслевого характера по туризму, дорожному фонду и так далее. Мы продолжим работать в этом направлении и надеемся, что переговоры, которые сегодня ведутся с бюджетными организациями, оборонными предприятиями и так далее, в конечном итоге, приведут к тому, что мы создадим отраслевые экспертные советы при ИПБ по всем основным отраслям народного хозяйства с участием членов ИПБ. Они не будут штатными сотрудниками института, так как он не может быть таким громадным. Члены института, каждый зная какую-то отраслевую специфику, будут участвовать в экспертных советах и создавать отраслевые методические материалы для той или другой отрасли.
Что Вы считаете самой большой финансовой проблемой для российских предприятий, работающих в реальном секторе экономики?
Я не занимался исследованием этой проблемы конкретно, поэтому мне сложно точно ответить на этот вопрос. С моей точки зрения, сегодня существуют две главные финансовые проблемы для многих предприятий. Первая - это отсутствие финансовой дисциплины, то есть, взаимные неплатежи, создаваемые в том числе кризисными ситуациями, подобными 17 августа, когда крайне сложно прогнозировать работу любого предприятия. Вторая проблема, напрямую зависящая от первой - это отсутствие оборотных средств. Практически, предприятия сегодня поставлены в очень жесткие финансовые условия, из-за чего они не могут вкладывать деньги в развитие, они не могут платить зарплату, и т.д. Кредитоваться сегодня через банки они не могут из-за громадных процентов, которые невозможно покрыть никакими прибылями этих предприятий. А это часто приводит к уходу этих предприятий "в тень", и в конечном итоге, потерю для государства возможных налоговых поступлений.
В России, как и во Франции, существует традиция обязательного плана счетов, в отличие от англосаксонских стран. Не исключаете ли Вы возможности, что в будущем план счетов не будет обязательным к применению в России?
Однозначного ответа у меня нет. Наличие обязательного плана счетов - эта хорошая традиция России, и, кстати, Франции. Это - та особенность, которую России терять ни в коем случае нельзя, и, я думаю, к этому должны стремиться все страны, в том числе и с рыночной экономикой, так как это дает большие преимущества для развития бухгалтерского учета любой страны. Единый план счетов позволяет на чисто техническом уровне обеспечить единство отражения хозяйственных операций. Он позволяет сверху, а не снизу внедрять международные тенденции. И если делать это через применение единого плана счетов, через техническую сторону бухгалтерского учета, то мы намного ускорим этот процесс.
Кроме того, единый план счетов облегчает обучение, позволяет создавать единые программы, единые учебники, обеспечивает дополнительный контроль качества профессионального обучения бухгалтеров. Недостаток единого плана счетов состоит только в том, что он несколько сдерживает творческий процесс в работе бухгалтера. То есть, если в странах с рыночной экономикой бухгалтер сам может определить правильность или неправильность отражения хозяйственной операции в соответствии с международными стандартами, то у нас приходится это делать как бы насильно через технику ведения бухгалтерского учета. Но это - временное явление, пока мы не создадим новый тип бухгалтера предприятия. А пока любые технические элементы, которые позволяют бухгалтеру делать работу правильно, надо сохранять и ни в коем случае не ликвидировать.
Многие иностранные советники считают, что аудит является неотъемлемой частью бухгалтерской профессии, и что наличие единой профессии более выгодно. Не могли бы Вы прокомментировать точку зрения ИПБ по этому вопросу и взгляд на будущее?
Мы также считаем, что профессиональный бухгалтер и аудитор - это, по сути дела, одна и та же профессия. В наших уставных документах определено, что профессиональный бухгалтер может быть главным бухгалтером предприятия, аудитором или финансовым менеджером. Основой этих трех профессий является именно бухгалтерский учет. Исторически профессиональные организации аудита в России начали развиваться раньше, чем профессиональные организации бухгалтеров. Первые шаги по развитию аудита были сделаны в 90-х годах после опубликования Указа Президента по аудиторской деятельности. Регулирование аудита осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, ЦАЛАК Минфина и Центробанка. Органом, который осуществляет эту деятельность от лица государства, является департамент методологии государственного контроля и аудиторской деятельности Минфина Российской Федерации.
Общественных аудиторских организаций в стране достаточно много, по оценкам - до 150. Наиболее крупные - это Палата аудиторов России и Коллегия аудиторов России, созданная при "Руфаудите". Есть еще СПАО (Союз профессиональных аудиторских организаций), объединяющий 20 организаций, но не являющийся общероссийским объединением. В стране достаточно много небольших аудиторских организаций. Но из крупных - это только Палата и Коллегия аудиторов. Палата аудиторов объединяет юридические лица, в основном, разные общественные и аудиторские организации, а Коллегия аудиторов объединяет физические лица и имеет развитую инфраструктуру по стране.
Российское Правительство, реализуя решения комиссии Примаков-Гор, поручила Министерству финансов до сентября 1999 года создать единую общественную организацию в стране, объединяющую как профессиональных бухгалтеров, так и аудиторов. ИПБ России уже начал это объединение. Внутри ИПБ организованы комитеты по бухгалтерскому учету, по аудиту и по финансовому менеджменту. Решением Президентского Совета ИПБ около полугода назад Аттестаты аудиторов и профессиональных бухгалтеров были приравнены для вступления в ИПБ, и аттестованные аудиторы не должны сдавать дополнительные экзамены, чтобы стать действительными членами Института. Программы обучения аудиторов и профессиональных бухгалтеров сильно схожи, за исключением некоторых разделов, чисто специфических для аудита, и мы надеемся, что многие аудиторы станут действительными членами ИПБ. Уже сегодня мы реализуем Постановление Правительства о создании подобной единой организации, объединяющей бухгалтеров, аудиторов и финансовых менеджеров. Это не означает, что в стране будет только одна подобная организация. Могут создаваться и другие. Возникнет вопрос - в какую организацию вступать? Это будет зависеть от того, кто из них создаст условия, наиболее полно отвечающие требованиям своих будущих членов.
Каково, по Вашему мнению, оптимальное количество профессиональных аудиторских организаций в стране?
Трудно сказать. Я знаю, что Коллегия аудиторов России, возглавляемая господами Руф, объявила о том, что они хотят заниматься также и профессиональными бухгалтерами. Я знаю, что и Палата аудиторов пытается создать свою организацию. Это процесс вполне нормальный, с моей точки зрения, и он должен продолжаться. Единственное преимущество, которое сегодня имеет ИПБ, это то, что мы наладили вопросы обучения и аттестации. Это кропотливая и тяжелая работа. Организовать массовую переподготовку, которая сегодня идет в стране, нелегко. Мы наладили эту работу совместно с Ассоциацией "Содружество", и являемся как бы объединенной организацией: те, кто не являются профессионалами, вступают в Ассоциацию "Содружество", а профессионалы становятся членами Института профессиональных бухгалтеров России.
Российские компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, будут обязаны готовить свою консолидированную отчетность на основе МСФО. Однако, их дочерние компании будут предоставлять финансовую отчетность в соответствии с российскими правилами. Как, по-вашему, эти группы будут способствовать развитию отчетности по международным стандартам?
До конца 2000 года Правительство России постановило разработать ряд первоочередных российских правил бухгалтерского учета на базе МСФО. В настоящее время ИПБ России вместе с Минфином разработал 10 ПБУ и еще 5 правил находятся в разработке. Задержка в реализации программы реформирования бухгалтерского учета произошла по чисто финансовым причинам, так как ИПБ не получил кредита Мирового банка. С другой стороны, опыт показывает, что не все стандарты могут быть разработаны и внедрены в Российской Федерации из-за отсутствия соответствующей терминологии в законодательных актах. Юристы эти стандарты просто не пропускают. Поэтому вопрос состоит также и в изменении правового поля, в котором они должны применяться. Задач достаточно много, и главная из них - постараться очень быстро провести закон о бухгалтерском учете, который бы разрешил внести изменения во все нормативные акты, противоречащие или не позволяющие введение ориентированных на МСФО стандартов бухгалтерского учета. Хотя уже сейчас можно считать, что российский бухгалтерский учет на 90 % соответствует международным стандартам. Проблема состоит в том, что российское налоговое законодательство не соответствует принципам бухгалтерского учета, заложенным в МСФО. Это и вводит в заблуждение многих специалистов, иностранных инвесторов и т. д., которые говорят, что наш бухгалтерский учет не соответствует международным стандартам. Например, в бухгалтерском учете провозглашен и применяется принцип начисления, а в налоговом законодательстве до сих пор применяется кассовый принцип сбора налогов. Бухгалтерский учет в России соответствует международным стандартам нисколько не меньше, чем, предположим, американский или немецкий. Отличия, конечно, есть, потому что в каждой стране свое правовое поле. Надо менять налоговое законодательство, и тогда мы сможем добиться единого понимания в применении МСФО.
Звучало много высказываний, что необходимо расширить и улучшить профессиональную подготовку российских бухгалтеров для того, чтобы они могли успешно применять МСФО на практике. Есть ли у ИПБ какие-либо планы или пожелания в этой области?
Вопрос не совсем правильно поставлен. Надо говорить не о применении МСФО на уровне предприятий, а об их изучении, но не как предмет для применения на практике, потому что международные стандарты во многом противоречат правовому полю России. Поэтому, когда некоторые организации, например, корпорация "Карана", пытаются в своих программах внедрять на предприятиях международные стандарты, то это вводит их в заблуждение, так как они могут оказаться в очень неудобном положении перед правовыми органами своих регионов.
Вы имеете в виду налоговые органы?
В основном, конечно, налоговые органы. Хотя и не только налоговые, потому что законодательство есть законодательство: хорошее оно или плохое - его надо выполнять, а если международные стандарты противоречат этому законодательству, то это - противозаконная деятельность, и поэтому внедрять просто так эти стандарты нельзя. Хотя сам процесс обучения МСФО, конечно, положителен хотя бы с той точки зрения, что международные стандарты по-новому заставляют бухгалтера смотреть на свою профессию, дают возможность отказаться от механического выполнения инструкций, как это было при советской действительности, и стать специалистом, творчески относящимся к своей профессии. Изучение МСФО заставляет бухгалтера думать над каждой операцией, которую совершает предприятие, заставляют его больше знать, больше понимать. И в этом плане изучение самих международных стандартов приносит большую пользу. Но не применение. Применяться должны российские правила бухгалтерского учета, соответствующие как международным стандартам, так и законодательству страны.
Предусматриваете ли Вы в своих планах обучение международным стандартам?
Да, в программах подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров существует обязательное изучение МСФО. Упор делается на проблемы трансформации отчетности, составляемую на крупных российских предприятиях, в отчетность, которая была бы понятна и близка иностранным инвесторам. Этой проблемой занимаются сегодня многие российские аудиторские фирмы и фирмы "большой пятерки". Упомянутая фирма "Карана" переориентировала свою программу с изучения и внедрения МСФО на трансформацию российской отчетности с тем, чтобы предприятия, которые хотят выйти на потенциальных инвесторов, партнеров, могли показать иностранцам понятные им данные для принятия обоснованного решения - вступать в партнерство с российскими предприятиями или нет.
Представители ИПБ заявляли, что Институт создан по модели соответствующих английских или американских институтов (Института Дипломированных Бухгалтеров Англии и Уэльса, Американского Института Дипломированных Профессиональных Бухгалтеров). Значит ли это, что мы увидим развитие официальных связей между этими тремя организациями в будущем?
Хотелось бы сказать, что ИПБ создавалось на основе опыта ряда подобных организаций. Мы много изучали опыт Франции, Англии, Америки, Швеции и других стран. Надеемся установить связи с Японией и Германией. Думаю, что деловые контакты будут полезны как России, так и этим странам.
В составе руководства ИПБ много сотрудников (в том числе и бывших) МинФина и членов его Экспертного Совета, и относительно немного людей, имеющих отношение к бизнесу, пользователей (например, аналитиков, сотрудников банков), или сотрудников "Большой пятерки" или крупных российских фирм. Каким образом ИПБ планирует расширить состав руководства стать организацией, независимой от Правительства?
Хотелось бы отметить, что ИПБ, хотя и работает в тесном взаимодействии с Правительством в лице Министерства финансов РФ, является независимой организацией. Это саморегулируемая организация, с выборными органами, с голосующими действительными членами. Какая-либо зависимость здесь трудно проглядывается, потому что если члены ИПБ будут считать, что мы как руководители их не удовлетворяем, они могут нас достаточно легко переизбрать. В следующем году у нас будут первые перевыборы президента, и волеизъявление наших членов будет для нас законом. Минфин, кстати, представлен в ИПБ только одним человеком - руководителем департамента методологии бухгалтерского учета, первым вице-президентом института А.С. Бакаевым. Все, кто составляет Президентский совет Института профессиональных бухгалтеров, никакого прямого отношения к Минфину не имеют. Например, я являюсь зам. директора НИФИ; хотя он является научно-исследовательским институтом при Минфине России, но финансируется не Минфином, а Госкомитетом по науке, и отношение к Минфину имеет только косвенное. Зависимость проявляется только в том, что Министерство финансов является основным заказчиком института. Что касается всех остальных членов, то профессор А.Д. Шеремет - представитель науки, зав. кафедрой МГУ. Профессор А.Н. Романов - ректор Всесоюзного заочного финансово-экономического института, профессор А.В. Голосов - проректор финансовой академии; доцент Н.А. Врублевский - руководитель журнала "Бухгалтерский учет", профессор В. Ф. Палий возглавляет фирму "Союзаудит", и так далее. Поэтому говорить о каком-то засилье Минфина не приходится. ИПБ России и его президентская команда не являются застывшими структурами. Я думаю, уже первые перевыборы президентского совета повлияют на расширение того состава, который сегодня управляет ИПБ. За счет чего произойдет расширение? Прежде всего, за счет более тесного сотрудничества с аудиторскими компаниями и привлечения их в руководство института. Сегодня мы говорим о Комитете по аудиту, о Комитете по бухгалтерскому учету, Комитете по финансовому менеджменту. Руководители этих комитетов войдут в Президентский совет нашего института и расширят его. Я надеюсь, что и представители "большой пятерки", и представители больших российских аудиторских компаний станут членами этих комитетов. Кстати, управление тем или иным видом деятельности будет происходить на уровне комитетов. Причем состоять оно будет в составлении плана работ и в финансовом обеспечении этих работ. Поэтому 80 % всех средств, которые будут поступать в ИПБ, мы будем передавать в распоряжение комитетов, и они будут решать, куда в первую очередь направить полученные средства.
С ИПБ России можно связаться по тел.: +007 (095) 299 3113, тел/факс: +007 (095) 299 4645, тел/факс: +007 (095) 299 9867.
"Институт Профессиональных Бухгалтеров России" (ИПБ) создан 28 апреля 1997 года как некоммерческое партнерство. Его учредителями являются ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. ИПБ объединяет профессиональных бухгалтеров и аудиторов, аттестованных Аттестационной комиссией ИПБ, чей статус одобрен Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Основными целями ИПБ являются объединение профессиональных бухгалтеров и аудиторов в единую профессиональную организацию, повышение статуса и престижа профессии, разработка методологии бухгалтерского учета и аудита, отвечающей требованиям "Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности".
Членами Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ) могут быть физические и юридические лица, признающие и соблюдающие Устав ИПБ, принимающие участие и оказывающие содействие в решении задач и достижении целей, в интересах которых был создан ИПБ, и уплатившие в установленном порядке вступительные взносы.