Letyshops

Международные стандарты бухгалтерского учета: взгляд в будущее. Приложение A. Образ будущей международной системы бухгалтерского учета

Официальный отчет Financial Accounting Standards Board

Введение

Данная концепция является своего рода декларацией о намерениях и помогает определить стратегию участия Financial Accounting Standards Board (FASB - Комитета по стандартам финансового учета) в процессе разработки и внедрения международных стандартов бухгалтерского учета. Именно по этой причине в документе рассматривается только роль комитета FASB, как национального разработчика стандартов. Аналогичным структурам в других странах их положение в будущей глобальной системе бухгалтерского учета может видеться иначе.

Итак, предусматривается создание следующих организаций, которые должны, по мнению комитета FASB, занять свое место в будущей международной системе бухгалтерского учета:

  • International Standard Setter (ISS - международная организация по разработке стандартов): ответственный за принятие решений орган, который занимается разработкой и внедрением международных стандартов бухгалтерского учета. Как международная структура, ISS не зависит от национальных организаций по разработке стандартов крупнейших развитых стран и других подобных учреждений, хотя последние участвуют в работе International Standard Setter. Принципы, на которые опирается организация ISS в своей деятельности, и основные характеристики этой структуры описаны в Приложении C.
  • International Interpretations Committee (IIC - Международный комитет по интерпретации): организация, которая отвечает за решение проблем, возникающих в связи с применением международных стандартов бухгалтерского учета на практике. Целью данной организации является обеспечение последовательной трактовки и наиболее эффективного использования стандартов. Организация IIC исследует вопросы практического применения в тех случаях, например, когда толкование стандарта неясно. Кроме того, организация IIC обеспечивает правильное понимание языка стандартов теми, кто применяет или обеспечивает применение данных нормативов. Когда количество вопросов, касающихся того или иного аспекта, ставится достаточно велико, комитет по интерпретации предоставляет дополнительные разъяснения. Это позволяет отслеживать ответную реакцию, своевременно обнаруживать и разрешать возникающие проблемы.
  • International Professional Group (IPG - Международная профессиональная группа): международная структура, объединяющая национальные профессиональные организации бухгалтеров. Предполагается, что группа IPG будет контролировать процесс внедрения международных стандартов, обеспечивая благоприятные условия и адекватное распространение этих нормативов на национальном уровне. Кроме того, International Professional Group будет заниматься обучением специалистов по контролю за правильным применением стандартов бухгалтерского учета.

Взгляд в будущее

FASB стремится к тому, чтобы события развивались по следующему сценарию:

Принятие и проведение в жизнь международных стандартов

Нормативы, разработанные Международной организацией по разработке стандартов (ISS), признаны и одобрены каждой национальной организацией по разработке стандартов, государственным органом или иной регулирующей структурой и предназначены для дальнейшего развития и успешного функционирования международных рынков капитала. Указанные организации пришли к согласию относительно того, что конечной целью внедрения международных стандартов бухгалтерского учета, является появление финансовых отчетов широкого назначения, которые: а) сопоставимы на межгосударственном уровне; б) содержат информацию, полезную для владельцев капитала (включая инвесторов и кредиторов), принимающих решения по операциям на международных рынках. Утверждение финансовых отчетов, созданных организацией ISS, для рынка каждой отдельно взятой страны повышает международную сопоставимость и содействует, таким образом, эффективности рыночных операций. Подобные финансовые отчеты представляют собой первичный источник информации для владельцев капитала, которые имеют возможность пользоваться только общедоступной информацией. Конечной целью создания международной системы бухгалтерского учета является оптимизация эффективности рынка капиталов при одновременном обеспечении защиты инвестора.

Национальными органами власти создаются специальные структуры, контролирующие проведение стандартов организации ISS в жизнь. Цель этих организаций заключается в том, чтобы обеспечить извлечение максимальной выгоды из международной сопоставимости финансовых отчетов на соответствующих национальных рынках. Данные органы власти совместно вырабатывают основные положения, которые могут быть использованы в качестве ориентира при проведении в жизнь стандартов International Standard Setter. Ожидается, что эти основные положения будут со временем изменяться, отражая развитие глобальных рынков и появление непредвиденных ситуаций. Очевидно также, что поддержка национальными органами власти целей, стоящих перед данными структурами, обеспечит должное поведение этих стран в рамках, установленных основными положениями.

Итак, несмотря на развитие глобальных процессов роль национальных органов и степень их автономности не претерпели существенных изменений. Национальные органы власти отвечают за определение правил, действующих на подотчетных им рынках. При этом организации, на которых возложено выполнение данной функции, могут быть разными в конкретных странах. Таким образом, принятие решения относительно использования стандартов ISS на внутренних рынках возлагается на национальные власти.

Например, каждый национальный орган власти или требует, чтобы регистрируемые иностранные компании использовали стандарты ISS для операций на рынках данной страны, или соглашается с этим. В некоторых странах регистрируемым местным компаниям также разрешается использовать стандарты ISS. Вероятно в таких случаях потребуется приводить финансовые отчеты, подготовленные на основе международных стандартов, в соответствие с местными, национальными принципами бухгалтерского учета. Тем не менее, властные органы различных стран и организация ISS работают над устранением несоответствий в тех областях, которые регулируются как местными, так и международными стандартами. Задача состоит в том, чтобы данные несоответствия были в конечном итоге полностью устранены. (Национальные органы власти могут продолжать требовать предоставления финансовой информации в дополнение к отчетам, созданным в соответствии со стандартами ISS, например, дополнительного раскрытия или предоставления специализированной отраслевой информации).

Контроль

Кроме того, национальные органы власти требуют, чтобы квалифицированные специалисты проводили аудиторскую проверку финансовых отчетов, подготовленных в соответствии со стандартами ISS. Эти специалисты обеспечивают контроль за правильным применением стандартов ISS к финансовым данным организации, подготовившей отчет. International Professional Group (IPG - Международная профессиональная группа) разрабатывает положения, которые определяют основные требования к уровню образования и профессиональной подготовки квалифицированных специалистов по контролю. Данные положения определяют также условия, при которых возникает необходимость в назначении проверки. В Соединенных Штатах подобные функции исполняют присяжные бухгалтеры (certified public accountant - CPA), аналогичные специалисты отвечают за ситуацию и на других национальных рынках.

Стандарты профессионального аудита принимаются государственными органами различных стран. Однако входящие в Международную группу национальные организации берут на себя обязательство поддерживать основные положения, разработанные группой IPG. При этом ожидается, что встречные обязательства членов International Professional Group будут способствовать сотрудничеству между странами, участвующими в работе группы.

Кроме того, организация IPG отвечает за разрешение проблем, связанных контролем на национальном уровне, а также выдает рекомендаций по его усовершенствованию.

Взаимозависимость контроля и проведения в жизнь международных стандартов

Хотя роль и степень ответственности организаций, отвечающих за внедрение стандартов в жизнь и контроль за их соблюдением, описаны отдельно друг от друга, International Standard Setter и International Professional Group признают взаимозависимость этих функций. Такая взаимозависимость является частью системы сдержек и противовесов в мире международного бухгалтерского учета. Процесс внедрения стандартов упрощается, если организация, которая занимается его обеспечением, уверена в том, что контроль осуществляется эффективно и не зависит от составителей отчетности. Например, эффективный контроль делает менее вероятным появление конфликтов, которые приводят к введению новых стандартов. И наоборот, существование отдельной функции проведения стандартов в жизнь увеличивает возможности контролирующих органов по применению международных стандартов бухгалтерского учета и повышает качество контроля. Таким образом, организацию ISS, национальные органы власти и группу IPG связывает открытое и широкомасштабное сотрудничество. Члены указанных организаций наблюдают за деятельностью друг друга и предоставляют исходный материал по вопросам, которые имеют значение как для осуществления контроля, так и для проведения в жизнь стандартов учета.

Перевод

Стандарты ISS одновременно публикуются в переводе на самые распространенные языки, что делает их понятными и доступными для наибольшего числа участников этой организации. В составе организации ISS есть переводческий отдел. Кроме того, для обеспечения точности формулировок, подобные подразделения создаются и в соответствующих национальных структурах.

Распространение информации

Как только какой-либо стандарт ISS появляется на свет, ответственность за распространение информации о нем возлагается в первую очередь на национальные организации и органы власти. Специалисты по контролю обучаются правильно интерпретировать и использовать новые стандарты либо путем самостоятельного изучения, либо при помощи семинаров и конференций, организуемых их фирмами, государством или национальными профессиональными структурами, а также организациями ISS или IPG. Если становится очевидно, что значительное число специалистов по контролю сталкивается с аналогичными проблемами, организация ISS совместно с другими группами (например, IPG) издает учебные материалы и организует конференции по специальным темам. Если возникают вопросы, для решения которых специалистам по контролю нужны дополнительные разъяснения, то они и те организации, которые эти специалисты представляют, получают доступ к International Interpretations Committee (IIC - Международному комитету по интерпретации) или к самой организации ISS, сотрудники которых предоставляют необходимую информацию по различным запросам. Для этого в составе группы IPG действует комитет, который отвечает за распространение информации и служит связующим звеном между организацией ISS и составителями бухгалтерской отчетности.

Аналогично, составители финансовой отчетности и ее пользователи получают сведения о стандартах ISS путем самостоятельного изучения или при помощи семинаров и конференций, организуемых их фирмами, государством или национальными профессиональными объединениями. Ответственность за распространение информации также возлагается на специалистов по контролю, поддерживающих деловые отношения с составителями отчетов.

Сфера ответственности составителей отчетов

Составителям отчетов необходимо отслеживать происходящие изменения, иметь представление о стандартах ISS, чтобы должным образом использовать их при составлении финансовой документации. Составители отчетов имеют доступ к информации о стандартах ISS и их применении через бухгалтерские или другие профессиональные организации, а также через организацию ISS. Способствуя тому, чтобы аналогичные события и хозяйственные операции учитывались аналогичным образом по всему миру, национальные органы власти требуют (в рамках данного рынка), чтобы составители отчетов, использующие стандарты ISS, строго следовали этим стандартам и применяли их в полном объеме.

Роль национальных организаций по разработке стандартов

Поскольку потребности конкретных стран в международных стандартах различны, роль национальных организаций по разработке стандартов в будущей международной системе бухгалтерского учета, как правило, также не является одинаковой. Так как организация ISS не может провозгласить себя разработчиком стандартов какой-либо страны, каждая страна сама определяет степень своей заинтересованности в использовании стандартов бухгалтерского учета, внедряемых International Standard Setter.

Например, есть государства, которые выделяют сравнительно небольшое количество ресурсов для разработки стандартов, имеют сравнительно несложную инфраструктуру бухгалтерского учета, или рынки капиталов которых сравнительно не развиты. Такие страны могут целиком полагаться на организацию ISS в разработке стандартов. Очевидно, что такой вариант развития событий ожидает те страны, которые сегодня участвуют в работе комитета IASC. Для принятия и адекватного распространения стандартов ISS в подобных странах могут быть установлены специальные процедуры. Кроме того, возможно и создание специальной структуры для обеспечения взаимосвязи между национальными и международными отраслевыми организациями и регулирующими органами. Каждая страна самостоятельно принимает решение о непосредственном участии в работе International Standard Setter, например, делегируя своих представителей в руководство данной организации. Другие государства могут выделять достаточно ресурсов для разработки стандартов, обладать сложной инфраструктурой бухгалтерского учета или иметь высокоразвитые рынки капиталов. В таких странах имеется гораздо больший спрос на стандарты бухгалтерского учета, которые, в данном случае, необходимы в качестве механизма регулирования. Подобные государства могут предъявлять специальные требования к стандартам учета или иметь опыт совершения сложных, специализированных или уникальных хозяйственных операций, которые наиболее эффективно учитываются на национальном уровне. Вероятно, такие страны будут крайне заинтересованы в том, чтобы участвовать в работе организации ISS.

Вопросы практического использования

Даже при адекватном распространении, своевременном обучении специалистов и обеспечении должной интерпретации со временем могут возникнуть вопросы, связанные с практическим применением стандартов ISS. На практике возможны различные варианты использования данных стандартов, которые, подчас, могут быть неприемлемы для национальных властей. В этом случае, организация ISS отвечает за своевременное предоставление разъяснений по возникающим вопросам. Более того, каждая заинтересованная сторона - группа специалистов или отдельная организация - имеет доступ к Международному комитету по интерпретации (IIC) и может предложить тему для рассмотрения.

Действующие стандарты ISS охватывают лишь самые важные, ключевые области бухгалтерского учета, с которыми сталкивается большая часть стран. Примерами являются учет собственности, заводских помещений и оборудования, бухгалтерский учет нематериальных активов, признание и измерение финансовых инструментов, а также учет аренды. Многие национальные органы власти допускают или требуют, чтобы национальные стандарты использовались для учета событий или хозяйственных операций, неохваченных стандартами ISS. Тем не менее, организация International Standard Setter продолжает разработку новых стандартов в тех случаях, когда выбранная проблема представляется наиболее злободневной на международном уровне. Вопросы, являющиеся уникальными для отдельной страны или представляющие интерес только для незначительного числа экономических субъектов, рассматриваются отдельными государствами, или несколькими странами, работающими, по возможности, совместно.

Разработка стандартов в Соединенных Штатах

Переход к международной системе бухгалтерского учета на национальном уровне повлек за собой изменения в деятельности Financial Accounting Standards Board (FASB - Комитета по стандартам финансового учета). По крайней мере один представитель данного комитета обладает правом голоса в ответственном за принятие решений органе International Standard Setter. Хотя этот представитель голосует независимо, он или она получает у членов и сотрудников комитета FASB предварительный материал по различным вопросам, которые рассматриваются организацией ISS. Благодаря расширению деятельности комитета FASB на национальном уровне и соответствующим переменам в его повестке дня количество такого материала возрастает. В повестке дня комитета FASB значатся три типа проектов: 1) проекты, которые также стоят в повестке дня организации ISS, 2) проекты, которые способствуют сближению уже существующих GAAP США со стандартами, выпущенными организацией ISS и другими разработчиками стандартов, 3) проекты, которые отражают специфические потребности американских рынков.

Комитет FASB выделяет достаточные людские ресурсы, чтобы быть получать адекватную информацию о развитии каждого проекта организации ISS. Эти сотрудники являются связующим звеном между комитетом FASB и соответствующей рабочей группой International Standard Setter. Они своевременно представляют организации ISS материалы и аргументы Financial Accounting Standards Board, которые касаются решения вопросов, связанных с работой над конкретным проектом. Сам комитет FASB является инициатором некоторых программ организации ISS. В таких проектах принимают участие, главным образом, те же сотрудники, которые занимались реализацией важнейших программ Financial Accounting Standards Board до того, как комитет в полной мере подключился к деятельности организации ISS по разработке стандартов. Руководство FASB на своих заседаниях уделяет достаточно времени для обсуждения и изучения вопросов, касающихся проектов организации ISS. Кроме того, комитет FASB дает согласие на использование своих информационных каналов для распространения дискуссионных документов и стандартов ISS.

Одновременно, повестка дня комитета FASB включает несколько проектов, связанных с процессом конвергенции стандартов. Целью таких программ является как можно большее сближение существующих GAAP США со стандартами ISS или других стран при сохранении высокого качества итоговых нормативов. Часто подобные проекты приводят к появлению единого стандарта. В любом случае, результатом служит появление одного или более стандартов, которые гораздо ближе друг к другу, чем если бы каждый разработчик стандартов создавал их самостоятельно. Группы, работающие над проектами по конвергенции, формируются из представителей заинтересованных организаций по разработке стандартов. Во многом это напоминает способ организации совместного с Канадой проекта комитета FASB по разработке стандарта предоставления сегментной информации.

В то же время, существует ряд проблем бухгалтерского учета, уникальных для Соединенных Штатов и нашедших отражение в национальных нормативах. Эти вопросы либо не охвачены стандартами ISS, либо требуют дополнительных разъяснений, которые не могут быть представлены немедленно. Поставив перед собой две цели - дальнейшую конвергенцию национальных стандартов и сохранение высокого качества нормативов - комитет FASB продолжает заниматься разрешения подобного рода проблем и выделяет для таких проектов необходимые людские ресурсы.

Кроме того, в случае необходимости комитет FASB предоставляет материал для обсуждения вопросов, относящихся к сфере ответственности Международного комитета по интерпретации (IIC). Разработка стандартов в Соединенных Штатах, по крайней мере в ближайшей перспективе, подразумевает продолжение деятельности Руководящего комитета по стандартам бухгалтерского учета (Accounting Standards Executive Committee), Американской организации присяжных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants), а также специальной группы по решению возникающих проблем FASB (Emerging Issues task Force). Тем не менее, деятельность этих объединений должна быть скоординирована с повесткой дня комитета FASB и организации ISS.


Взаимодействие различных национальных и международных организаций, которые несут ответственность за практическое использование стандартов ISS, образует систему сдержек и противовесов, создает условия для эффективного функционирования международной системы бухгалтерского учета. Понимание буквы и духа стандартов теми, кто применяет их для составления бухгалтерской отчетности, обеспечивает международную сопоставимость финансовой документации. Стандарты Международной организации ISS применяются последовательно, в полном объеме и в соответствии с потребностями каждого субъекта, использующего их при составлении бухгалтерской отчетности. Специалисты по контролю не зависят от составителей отчетов и лично не заинтересованы в получаемой финансовой информации. Данные специалисты, наряду с другими лицами, имеют доступ к организации ISS и комитету по интерпретации (IIC) для разрешения назревших проблем.

Национальные власти обеспечивают применение стандартов ISS составителями отчетов и адекватное выполнение специалистами по контролю своих обязанностей. Они несут также ответственность за то, чтобы дальнейшее применение стандартов ISS способствовало предоставлению надежной и высококачественной финансовой информации и, в конечном итоге, защищало интересы инвестора. Пользователи финансовых отчетов имеют представление о природе, возможностях и ограничениях финансовой документации, составляемой в соответствии со стандартами ISS, и, таким образом, доверяют информации, появляющейся в результате применения этих стандартов. Совместные усилия и общие цели, поставленные перед национальными властями, также способствуют обеспечению сопоставимости.

 

 

Реклама: