Letyshops

Официальные итоги VIII Международного Конкурса Программного Обеспечения в Области Финансов и Бизнеса "Бизнес-Софт\'2001" (проводится с 1991 г.)

Шуремов Евгений
д.э.н., Финансовая академия при Правительстве РФ

Начало в выпусках: #118, #119

Кесарю - кесарево

Данные наблюдения не стоит воспринимать как результат скрупулезного анализа. Его мы, возможно, проведем позднее и отразим в последующих публикациях.

1) Раньше мы отмечали, что разработчики много сил вкладывают в развитие собственных инструментальных средств, стремясь снабдить дилеров и партнеров возможностью самостоятельно перестраивать и создавать новые прикладные решения. Теперь "язык программирования бухгалтера" стал забываться. Большинство разработчиков, ничуть не краснея, встроенным языком описания прикладной области называют SQL. Хочешь переделать прикладное наполнение системы - перепиши хранимую процедуру.

Некоторые пошли еще дальше. В бухгалтерской системе "Фолио" в качестве языка описания типовых операций используют VBScript. Это показательная и правильная, на наш взгляд, тенденция. Пользователи должны получать, главным образом, средства параметрической настройки (их создание - дело разработчика прикладного решения), а профессиональным внедренцам необходимы полнофункциональные средства разработки. Нет смысла конструировать эти средства самостоятельно: все равно лучше, чем Микрософт, сделать не удастся.

Идеи интеграции

2) Все больше внимания уделяется интеграции систем с приложениями MS Office. Зачем создавать свой генератор отчетов, если есть Excel? Зачем делать "рисовалку" для миллиметрового выравнивания форм первичных документов, если есть Word? Настроил шаблон, передал в него данные и печатай себе спокойно из родного продукта Микрософт. Правда, никто не учитывает, что на каждую машину клиенту придется купить лицензию.

3) Еще одна показательная тенденция - интегрироваться не только с MS Office, но и с другими разработками. Например, с западными ERP-системами. Наверное, это тоже правильно. Пусть учетная часть будет своя, а планово-аналитическая - чужая.

4) Многие поставщики решений для крупных предприятий особенно часто говорят об интеграции с уже используемыми на этих предприятиях разработками. Нередко налаживается взаимодействие не только с технологическими комплексами, но и с программами конкурентов. Таким образом, в одной организации могут мирно уживаться программы, например, от 1С и Галактики.

И другие идеи

5) Идеями интеграции прониклись далеко не все. Многие убедительно критикуют XML-стандарт обмена коммерческой информацией, разработанный 1С и еще несколькими компаниями при протекции Микрософт. Порой возразить на эту критику нечего. Правда, вспоминается начало 90-х, когда все дружно критиковали "1С:Бухгалтерию", которая стала самой распространенной на рынке систем автоматизации учета. И с XML так же получится. Перефразируя великого русского поэта можно сказать: "Ох, вы докритикуетесь, ох, вы довыжидаетесь..."

6) Все больше внимания уделяется аналитическим системам. Большинство задач оперативного и бухгалтерского учета уже хорошо проработаны, и системы развиваются в новом направлении. На конкурсе были представлены решения, использующие OLAP-технологию. Для того чтобы пользователь реально заинтересовался ей, необходим банк готовых аналитических моделей. По нашему мнению, здесь дальше всех продвинулась фирма Никос-Софт.

7) Продолжает утверждаться Linux как серверная платформа. По утверждению нескольких участников конкурса, она обеспечивает более высокую производительность и надежность функционирования систем обработки данных, чем NT/2000. Основная проблема, возникающая при ее использовании, - кадры.

8) Многие фирмы имеют по две системы. Старая - продукт под DOS, который кормит, новая - перспективная разработка, в развитие которой вкладываются все средства. Развитие новых систем происходит не быстро. Причина - отсутствие кадров, владеющих современными технологиями программирования. Кроме того, продвигаются новые разработки не слишком интенсивно.

Центростремительная сила

9) На прошлом конкурсе мы говорили о постепенном возврате к централизованным технологиям обработки данных. И сейчас подтверждаем усиление этой тенденции. Все больше внимания уделяется организации удаленного доступа к централизованным информационным и вычислительным ресурсам. Все больше разработчиков стремятся реализовать модель тонкого клиента, перенося вычисления на серверные компоненты системы. Это достигается различными способами. Кто-то использует трехуровневую модель клиент-сервер. Многие, оставаясь в рамках двухуровневой модели, переносят всю прикладную логику на уровень хранимых процедур сервера базы данных.

Довольно популярна идея применения специализированного системного ПО (типа Windows NT Terminal Server Edition или Citrix), благодаря которому толстый клиент переносится на сервер и клиентские ПК превращаются в терминалы. Те, кто использует Unix, давно говорят об эффективности централизованных вычислений.

10) Некоторые разработчики уделяют очень серьезное внимание Интернет-технологиям. Акцент делается на создание отчуждаемого инструментария применительно к основным продуктам. Прикладные решения не отличаются богатым функциональным наполнением.

11) Завоевывает популярность идея о сдаче ПО в аренду и работе с ним через удаленный доступ. Одна очень известная фирма активно готовит решения для реализации процессинговых центров, которые будут в состоянии централизованно обрабатывать данные целой сети родственных учреждений.

Современные разработки многофункциональны, сложны и дороги. А тут еще проблема 2001 года, которая, легко предположить, распространится и на 2002, после чего возникнут еще какие-нибудь проблемы... Так почему бы не создавать, как и раньше, централизованные бухгалтерии, где софт будет вовремя обновляться, где не нужно держать своего системного администратора, единовременно оплачивать и внедрять дорогую систему? Плати за аренду - и работай.

Можно привести множество различных возражений, но мы специально акцентируем на этом внимание. Что там пишут классики про жизнь в эпоху Интернет?

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #121, #122, #123, #124

 

 

Реклама: