Letyshops

Назад в будущее

Стефен Барр

Начало в выпусках: #51

Что следует сделать SEC, чтобы прекратить манипулирование прибылью.

Слова и дела

Мысль о том, что нынешняя система предоставления финансовой отчетности нуждается в перестройке, высказывалась на протяжении многих лет, но на эту проблему не обращали должного внимания.

В 1991 году Американский институт дипломированных бухгалтеров сформировал специальный комитет, который должен был изучить релевантность и полезность отчетности, предоставляемой компаниями. Три года спустя была опубликована 200-страничная работа, известная как отчет Дженкинса, названный так по фамилии главы Совета по стандартам финансового учета (FASB) Эдмунда Дженкинса (Edmund Jenkins), который во время проведения исследования работал партнером в Arthur Andersen. В работе была описана новая модель предоставления отчетности. Эта модель требовала раскрытия большего числа ключевых показателей положения компании и более подробной оценочной информации, чем в официально утвержденных финансовых отчетах.

"Как только показатели эффективности начинают шире использоваться внутри компании, логика подсказывает, что подобная информация будет полезна также и инвесторам", - утверждал Дженкинс в одном из интервью. На основании отчета, в котором рассматривался самый широкий круг вопросов, SEC в 1995 году смогла предоставить "безопасную гавань" отчетным документам, содержащим оценочную информацию. Кроме того, в отчете была поддержана работа FASB по упрощению правил раскрытия информации по пенсионным обязательствам, а также новый стандарт по сегментной отчетности. Но, как признается Дженкинс, руководители корпораций приняли призыв к раскрытию дополнительной информации за слабо замаскированную попытку AICPA заставить аудиторов больше работать.

В 1997 году такое же скептическое отношение встретил отчет Эллиота, работа еще одного специального комитета AICPA, возглавлявшегося партнером из KPMG Бобом Эллиотом (Bob Elliott). Новое исследование пошло дальше и затронуло вопросы своевременности раскрытия информации. В частности, была рассмотрена новая система подготовки отчетности, в которой ключевые финансовые и нефинансовые данные обновляются и доступны в реальном масштабе времени через компьютерные сети.

"Более частое раскрытие дополнительной корпоративной информации, - говорит Эллиот, - как мне кажется, уменьшило бы изменчивость, вызванную недостатком данных. Конечно, осталась бы изменчивость вследствие внешних событий, меняющих реальную стоимость компании, однако изменчивость, вызванная недостатком информации или неверной информацией на рынке, была бы меньше".

Горячим сторонником подобных идей является Уоллман, который был одним из назначенных членов SEC с 1994 по 1997 годы. В течение двух последних лет своей работы в Комиссии он опубликовал в Accounting Horizons, ежеквартальном издании Американской бухгалтерской ассоциации, комментарий, состоявший из четырех частей и посвященный будущему бухгалтерской и финансовой отчетности. В этой работе он высказался в пользу "настроенной на пользователя" системы, очень похожей на систему, описанную в отчете Эллиота. В рамках данной системы аналитики и инвесторы должны иметь прямой доступ в реальном масштабе времени к широкому множеству неагрегированных данных.

С точки зрения Уоллмана, составление финансовой отчетности на периодической основе - это прошлый век. Уоллман утверждает, что в то время как новые, менее материальные факторы стоимости не находят своего отражения в правилах ведения учета, а новые технологии позволяют организовать сетевой доступ к хранилищам данных, поддерживать нынешнюю систему представляется контрпродуктивным.

Более того, по мнению Уоллмана, с появлением системы предоставления отчетности в реальном масштабе времени, позволяющей осуществлять прямой доступ к ключевым показателям, определяющим стоимость компании, требование составлять отчетность на периодической основе станет неактуальным. "Бизнес ведется постоянно, а не по кварталам, - утверждает Уоллман. - Если бы не искусственность системы ежеквартального составления отчетности, отсутствовали бы такие искусственные моменты в деятельности компаний, как попытка уменьшить запасы к концу определенного квартала, чтобы показать повышение доходов".

Соответственно, поясняет Уоллман, просто испарилось бы все то, что сегодня является частью системы, - консенсусные оценки, выборочное раскрытие информации, намеки на будущие показатели, предварительные объявления. "Аналитики и инвесторы судили бы о курсе акций именно на основе деятельности и перспектив компании, а не на основе того, насколько хорошо ей удается подогнать цифры четыре раза в год".

Эволюция, а не революция

Описанные изменения не смогут произойти за одну ночь, хотя существуют отдельные признаки того, что ситуация развивается в правильном направлении.

Во-первых, в январе 1998 года FASB приступил к работе над специальным проектом по вопросам деловой отчетности, призванным заставить компании быть более открытыми и чаще предоставлять нефинансовую информацию, особенно связанную с ключевыми показателями, влияющими на формирование рыночной оценки стоимости. "Цель состоит в нахождении лучших методов раскрытия показателей, не входящих в традиционный пакет финансовой отчетности, и мы надеемся, что и другие тоже начнут требовать раскрытия аналогичной информации", - объясняет Дженкинс.

Этот проект должен во многом способствовать развитию практики, которую Уоллман называет "окрашиванием" финансовой отчетности. "Окрашивание" определяется им как включение в отчеты дополнительных категорий полезной информации в качестве приложения к нынешним базовым предоставляемым сведениям. "Окрашивание - это один из пунктов на пути к предоставлению отчетности методом прямого доступа", - говорит Уоллман.

Большинство компаний уже раскрывают некоторые окрашенные данные относительно отраслевых тенденций и различных метрик эффективности своей деятельности. Часто подобная информация размещается в секции управленческого обсуждения финансовых отчетов или раскрывается в квартальных или годовых сообщениях о получении прибыли. Компании, занимающиеся розничной торговлей, например, раскрывают объемы месячных продаж, являющиеся хорошим показателем размера прибыли. Авиалинии показывают свои коэффициенты загрузки рейсов.

"Как только вы видите наши данные, вы можете заложить их в ваши модели и посмотреть, какими же будут конечные результаты, - говорит Роджер Поларк (Roger Polark), старший вице-президент и финансовый управляющий компании Walgreen, национальной сети аптек со штаб-квартирой в Дирфилде, штат Иллинойс. - Аналитики строят свои расчеты в соответствии с выявленными тенденциями. Затем мы обсуждаем с ними положение дел, так что уменьшается вероятность того, что в конце квартала мы столкнемся с неожиданностями".

Поларк признает, что показатели месячных продаж больше влияют на изменение курса акций, чем квартальная прибыль, однако более частая публикация ключевых финансовых данных не служит для аналитиков поводом к действиям, толкающим компанию на подгонку результатов. "Я нахожу, что публикация промежуточной информации имеет положительное влияние на то, как инвесторы работают с нашей компанией и оценивают ее положение, - говорит Поларк. - Все возможные неожиданности выправляются ежемесячно".

Хотя шли разговоры о том, что проект FASB по деловой отчетности, который должен завершиться в следующем году, является лишь предвозвестником нового стандарта по раскрытию информации, однако, как настаивает Дженкинс, любые рекомендации будут не обязательны к исполнению. "Я думаю, что было бы большой ошибкой, если бы у нас получился документ, который использовался в качестве стандарта, так как стандарты в области составления нефинансовой отчетности способны остановить творческую работу и ослабить компании", - считает Вулф из Union Carbide, входящий в комитет по работе над проектом.

Препятствия на пути реформы

Но даже если компании будут раскрывать больше информации, насколько жизнеспособна идея, согласно которой внешние лица (аутсайдеры) по своему желанию смогут обращаться к неагрегированным корпоративным данным?

Уоллман не видит препятствий со стороны технологий, так как пропускная способность сетей повышается, а сетевые коммуникации становятся повсеместными. Даже сегодня отдельные компоненты модели предоставления отчетности с прямым доступом очевидно присутствуют в системах планирования ресурсов предприятия, в системах управления запасами по принципу "точно в срок", а также в электронном обмене данными с клиентами и поставщиками. "Уже действуют системы, которые будут способствовать переходу", - считает Уоллман.

Более серьезным препятствием станет сопротивление корпораций. Существуют опасения, что прямой доступ к информации даст подсказку конкурентам, хотя подобные новые системы могли бы быть разработаны так, чтобы разрешать доступ не ко всей текущей информации, а только к избранной базе данных с основными показателями. Кроме того, могут появиться опасения, что у руководителей появится дополнительная головная боль из-за необходимости составлять пресс-релизы о прибылях не ежеквартально, а ежедневно.

"Если сегодня я продам меньше, чем вчера, то будет ли это показателем спада в деятельности компании?", - задается вопросом один из финансовых управляющих. Уоллман отвечает, что система реального времени уменьшила бы неопределенность и изменчивость. Он думает, что инвесторы будут рассматривать тенденции на протяжении такого периода времени, который лучше соответствует реалиям того или иного бизнеса, ведь трехмесячные циклы сами по себе могут и не совпадать с внутренними циклами компании.

Брокерские фирмы также, вероятно, будут сопротивляться появлению системы предоставления отчетности в реальном масштабе времени. Во-первых, их аналитики составили себе имя, а сами фирмы сделали большие деньги на том, что хорошо умели предсказывать размер будущей прибыли. "Аналитики говорили мне, что в этом случае другим будет легче делать их работу. Их можно понять, но роль аналитиков только возрастет, ведь они отлично умеют интерпретировать данные".

Пока что даже Уоллман не желает отказываться от нынешней системы предоставления финансовой отчетности и правил учета, на которых она основана, какими бы неудачными они не были. Вместо этого, он хотел бы, чтобы новая система была построена рядом со старой. Уоллман верит, что импульс подобным изменениям должны дать не постановления регулирующих организаций, а действия пользователей и составителей отчетности, которые увидят выгоды новой системы.

Это не означает, что Артуру Левитту больше не о чем беспокоиться. И не SEC следует прекратить кампанию против манипулирования прибылью, а ее председателю нужно умерить свою дикую риторику со всеми этими разговорами об идеях "третьего пути". Левитту будет не легко это сделать, однако кому, как не ему, указывать направление движения.

"Необходимо прислушиваться к голосу SEC, - говорит Уоллман. - К сожалению, в этой организации полагают, что мы должны заставить систему работать. Они думают, что в ней нет ничего такого, чего не могли бы исправить новые правила и процедуры контроля. А в реальности нужно, чтобы кто-нибудь сказал, что наша система работает хорошо, но в ней уже видны признаки износа. Никто не предлагает предпринимать радикальные шаги уже завтра. Но почему бы нам не начать думать о более совершенной системе, к которой мы могли бы прийти через 5 или 10 лет?"

Трудная работа? Конечно, но ее давно пора начать делать.


Стефен Барр (Stephen Barr) является пишущим редактором CFO Magazine.

Сломанная система

В ходе опроса, проведенного в июле, мы спрашивали финансовых управляющих компаний из списка Fortune 500 их мнение о всех этих танцах с аналитиками Уолл-Стрита во время составления квартальной отчетности. Для Майкла Янга, партнера из компании Willie Farr & Gallagher и автора новой книги, посвященной нарушениям правил учета и манипулированию прибылями, результаты опроса кажутся убедительным свидетельством того, что система предоставления финансовой отчетности на периодической основе не работает.

"В ответах на вопросы исследования очень многое свидетельствует о неэффективности и пристрастности, - замечает Янг, изучивший результаты опроса. - Поражает, сколько времени финансовые управляющие тратят на аналитиков, а то, что информация дается одним аналитикам и закрывается для других, является потенциально нечестным". По поводу большого числа случаев предварительных объявлений Янг говорит, что "они демонстрируют необходимость увеличить частоту предоставления финансовой отчетности. Финансовым управляющим ничего не остается, как выходить за установленные законом рамки и пытаться иными способами довести до инвесторов свое мнение".

Сколько раз в среднем за неделю вы говорите с аналитиками?

  • Меньше 5: 32%
  • 5-10: 30%
  • 10-15: 13%
  • 15-20: 4%
  • Более 20: 21%

Какой процент времени вы тратите на работу с аналитиками?

  • Меньше 5%: 14%
  • 5-10%: 27%
  • 10-15%: 21%
  • 15-20%: 18%
  • Более 20%: 20%

Оцените по шкале от 1 (скромное поведение) до 5 (наглое поведение), насколько открыто аналитики просят вас высказать свое мнение относительно составленной ими консенсусной оценки?

  • 1: 5%
  • 2: 14%
  • 3: 19%
  • 4: 30%
  • 5: 32%

Сколько раз за последние три года вы раскрывали данные одному аналитику и не давали их другим аналитикам или инвесторам?

  • Никогда: 73%
  • 1-4 раза: 23%
  • 5-10 раз: 2%
  • Более 10 раз: 2%

Вы когда-нибудь публиковали предварительные объявления или высказывали заранее свое мнение о размере будущей прибыли?

  • Да : 72%
  • Нет: 28%

Сколько раз за последние 12 кварталов ваши результаты расходились с прогнозами Уолл-Стрита?

  • Никогда: 12%
  • 1 раз: 27%
  • 2 раза: 20%
  • 3 раза: 14%
  • 4 или более раз: 27%

Было ли это расхождение положительным или отрицательным?

  • Положительным: 67%
  • Отрицательным: 33%

Источник: CFO Magazine

 

 

Реклама: