Формирование саморегулируемого объединения аудиторов и бухгалтеров
Михаил Никольский
Бюллетень МЦРСБУ
Настоящее состояние рынка аудиторских и бухгалтерских услуг в России требует разрешения совершенно новой задачи - внедрения эффективного контроля за качеством профессиональной деятельности.
Диктуется это тем, что в России вообще не существует процедуры контроля на рынке аудита и субъекта, выполняющего контрольные функции, даже среди органов государственной власти. Законодательная ситуация выглядит следующим образом. Существуют стандарты аудиторской деятельности, которые не закреплены нормативно-правовыми актами. Стандарты рекомендованы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и не являются обязательными для участников рынка с точки зрения правовых норм. В силу ограниченности прав и обязанностей Центральных Аттестационных и Лицензионных Аудиторских Комиссий (ЦАЛАК) Министерства финансов и Центрального Банка РФ, не существует эффективного порядка и плана проверки качества услуг аудиторов со стороны лицензионных органов. Единственная форма влияния на качество услуг, которая сейчас доступна государственным органам - это отзыв лицензии у аудиторской фирмы. Реально проверка компаний на предмет качества услуг проводится Департаментом государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов только в единственном случае - для внесения компаний в список аккредитованных Всемирным Банком. Учитывая, что эта проверка является сугубо добровольной, в поле зрения проверяющих попадают только лучшие российские компании.
Что же касается возможностей клиентов влиять на качество услуг аудиторов, то у них есть только один путь - суд.
Почему же именно сейчас аудиторский рынок пришел в состояние, когда введение контроля качества услуг аудиторов и бухгалтеров стало насущной потребностью?
Развитие аудита в нашей стране в 1987-1998 годах характеризовалось рядом экстенсивных факторов:
- постоянно расширялся рынок аудиторских услуг, при этом уровень требовательности к аудиторам был относительно невысок;
- система аттестации изначально была сориентирована на количественные, а не на качественные показатели подготовки специалистов, вследствие чего резко выросло число аттестованных специалистов, но их квалификация в среднем по стране существенно отстала как от международного уровня, так и от объективных потребностей российских потребителей.
После кризиса 17 августа 1998 г. изменились многие факторы, способствовавшие экстенсивному развитию аудита:
- снизилась платежеспособность клиентов;
- одновременно возросли как ожидания клиентов от аудитора, так и готовность предъявить ему претензии вплоть до обращения в суд;
- возросло предложение низкокачественных услуг и заверки балансов без проведения проверки со стороны оставшихся без работы аудиторов.
Таким образом, необходимость введения контроля качества продиктована развитием самого рынка.
Сказанное в полной мере относится к деятельности профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров. Их появление и развитие диктовалось исключительно экстенсивными факторами. Организации создавались для представления интересов и выражения мнений определенной группы профессиональных участников рынка в различных российских властных структурах, фондах, ассоциациях, в международных организациях, что они и делают с большим или меньшим успехом. По разным оценкам в настоящий момент существует порядка 50 различных профессиональных организаций и объединений.
Большое количество профессиональных объединений безусловно способствует задачам представления интересов различных групп профессионалов в области аудита, так как, сколько различных групп, столько и различных интересов. Вместе с тем, сложившаяся распыленность объективно противодействует осуществлению контроля, позволяя участникам рынка в различных ситуациях маневрировать между различными объединениями, противопоставляя мнение одной организации другой.
Перечислим те профессиональные ассоциации, которые присутствуют на российском рынке аудита и в той или иной степени формируют его.
Российские профессиональные объединения:
- Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России
- Ассоциация бухгалтеров и аудиторов "Содружество"
- Аудиторская Палата России
- Аудиторская палата Санкт-Петербурга
- Гильдия финансистов
- Институт Профессиональных Бухгалтеров
- Московская Аудиторская Палата
- Союз Профессиональных Аудиторских Организаций
Негосударственные организации
- Международный центр реформы системы бухгалтерского учета.
Кроме того, существует неформальное объединение представительств иностранных аудиторских компаний в России - всем известная "большая пятерка", которая также играет весьма существенную роль в формировании принципов деятельности на рынке.
В целом деятельность профессиональных объединений весьма полезна как для их членов, так и для развития рынка в целом. Но есть и проблемы.
Ни одно из объединений не ставило целью своей деятельности налаживание системы контроля ни на уровне учредительных документов, ни в практической деятельности. Ни одна из аудиторских организаций не имеет механизмов осуществления контроля - процедур мониторинга, соответствующего штата, а главное, согласия членов объединения на применение к ним контрольных процедур.
Необходимо отметить, что это и невозможно в нынешней правовой действительности. В силу действующего законодательства, а именно на основании Федерального Закона "О некоммерческих организациях" (все профессиональные объединения по форме есть именно некоммерческие организации), сутью деятельности всех профессиональных объединений может быть только представление интересов своих членов. Профессиональный контроль же не предполагается ни законодательно, ни, что особенно существенно, в силу сложившейся правоприменительной практики.
Однако, во всем мире контрольная деятельность давно является одной из главных целей развития профессиональных аудиторских и бухгалтерских организаций. Зарубежный опыт показывает, что контроль не только выгоден клиентам, он приводит к повышению профессионального уровня аудиторов и, как следствие, развивает профессию.
Итак, цель поставлена: налаживание эффективного контроля качества услуг аудиторов и аудиторских компаний в России. Совершенно очевидно, что положения о качестве профессиональных услуг аудиторов и бухгалтеров должны быть закреплены законодательно.
В данный момент на рассмотрении в комитете по бюджету, налогам и финансам Государственной Думы находится ряд законопроектов Федерального Закона "Об аудиторской деятельности". К нему можно присоединить пакет документов о контроле, включив туда описание целей и задач контрольной деятельности, возможных форм и методов контроля, а также описание организации, которая могла бы взять на себя контрольные функции. В связке с ФЗ "Об аудиторской деятельности" документы по контролю качества могут быть приняты без лишних проволочек.
Какому субъекту рынка доверить выполнение контрольных функций? Это должна быть организация, уполномоченная всеми заинтересованными сторонами защищать интересы участников рынка. Удачным примером могут послужить российские профессиональные организации, успешно работающие на рынке ценных бумаг, имеющие форму саморегулируемых объединений (СРО) - НАУФОР и ПАРТАД.
К сожалению, на сегодняшний день в России не существует организации, которая бы непосредственно связывала всех или большинство участников аудиторского рынка.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что необходимо создать новое саморегулируемое объединение, которое будет представлять интересы всех, уже существующих профессиональных ассоциаций и которому будут делегированы полномочия ведения контрольной деятельности. СРО наряду с уполномоченными органами исполнительной власти может и должна стать основой системы регулирования профессии аудиторов в России.
В организационные принципы нового СРО необходимо заложить изначальный механизм оптимального учета интересов всех его членов. Здесь возможен достаточно простой и уже апробированный способ: СРО должно быть создано по фракционному принципу - буквально как российская Государственная Дума. В этом случае мнения всех субъектов будут адекватно представлены и удастся избежать столкновений по вопросам степени профессиональности тех или иных членов нового СРО. Это особенно важно на первом, организационном, этапе работы новой организации.
16 июня 1998 года Союз Профессиональных Аудиторских Организаций (СПАО) вынес на суд общественности проект создания новой саморегулируемой организации. С этого момента СПАО ведет переговоры с рядом профессиональных объединений по данному проекту и уже заручился поддержкой многих участников рынка.
По идее, предложенной СПАО, к созданию и функционированию нового саморегулируемого объединения должны быть привлечены основные государственные институты, имеющие отношению к рынку аудиторских услуг. Во-первых, исторически и ментально для нашей страны участие государственных органов является необходимым в любом сколько-нибудь серьезном деле. В России, в отличие от стран со сформированным гражданским обществом, очень сильны традиции зависимости от государства. А во-вторых, без поддержки соответствующих государственных органов деятельность будущей СРО вряд ли осуществима.
В ходе работы над новым саморегулируемым объединением СПАО подготовил проект Устава новой аудиторской организации. В нем изложены основные положения формирования и деятельности СРО.
Проект Устава Объединения (СРО) предполагает, что Объединение является основанной на членстве некоммерческой организацией и учреждено с целью содействия осуществления профессиональной деятельности членов СРО, в частности для развития саморегулирования бухгалтерской и аудиторской деятельности. Объединение не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
В соответствии с проектом Устава, предметом деятельности Объединения является, в частности:
- консолидация мнения и координация деятельности членов СРО по вопросам организации профессиональной деятельности;
- развитие рынка бухгалтерских, аудиторских и консультационных услуг в Российской Федерации;
- участие в разработке проектов законодательных и правовых актов, нормативных документов, касающихся вопросов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в Российской Федерации;
- содействие развитию международного сотрудничества, и другие функции.
Согласно проекту Устава, членами СРО могут быть разделяющие его задачи и принципы деятельности и уплатившие вступительный взнос как юридические, так и физические лица - участники рынка аудиторских и бухгалтерских услуг.
Уставом предусмотрена следующая Структура органов управления СРО:
Высшим органом управления Объединением является Общее собрание членов Объединения. Общее собрание формируется из всех членов Объединения по одному представителю от каждого члена СРО с правом решающего голоса.
В качестве постоянно действующего коллегиального органа СРО выступает Президиум, выполняющий свои обязанности на безвозмездной основе. К вопросам компетенции Президиума относится: прием и исключение из членов СРО; вопросы вступительных и членских взносов; утверждение бюджета СРО; утверждение ряда внутренних документов, обеспечение контрольных процедур Объединения; а также ряд иных функций.
Председатель Президиума - Президент Объединения избирается членами Президиума из их числа. В функции Президента входит представление Объединения в органах государственной власти и местного самоуправления, российских, международных и зарубежных организациях; и пр.
Согласно проекту Устава СРО коллегиальным исполнительным органом Объединения является Правление, которое формируется по представлению Президиума Общим собранием из руководителей комитетов Объединения - членов Правления. Правление выполняет свои обязанности на безвозмездной основе. В сферу компетенции Правления входит осуществление следующих функций:
- руководство работой комитетов Объединения;
- осуществление контроля за соблюдением членами Объединения правил (стандартов), иных контрольных процедур Объединения;
- выдача заключений Президиуму для применения мер воздействия к членам Объединения - нарушителям правил (стандартов), иных контрольных процедур Объединения.
Председатель Правления является единоличным исполнительным органом Объединения, назначается по представлению Президиума Общим собранием на контрактной основе и действует без доверенности в пределах своей компетенции.
Проект Устава Объединения предполагает, что в целях разрешения споров формируется Третейский суд.
В проекте Устава говорится, что в целях разработки правил (стандартов) осуществления аудиторской деятельности, методических рекомендаций и инструкций СРО, осуществления анализа деятельности Объединения, контроля и надзора за деятельностью ее членов и пр. создаются:
- Комитеты (действуют на постоянной основе и принимают обязательные для членов Объединения решения);
- Комиссии (действуют на постоянной основе, выполняют функции защиты и представления интересов Объединения и принимают рекомендательные для членов СРО решения по отдельным направлениям профессиональной деятельности);
- Рабочие группы (действуют на временной основе и принимают рекомендательные для членов Объединения решения по отдельным вопросам).
Именно комитеты СРО и будут призваны осуществлять контрольную деятельность на рынке.
Учитывая новизну задачи для российской практики все вышесказанное является предметом обсуждения. Единственное, что представляется бесспорным - необходимость объединения усилий для вывода российского аудита на новый качественный уровень. Для решения этой задачи Союз Профессиональных Аудиторских Организаций предлагает всем участникам рынка принять участие в создании и последующей работе нового саморегулируемого объединения.
При формировании принципов создания СРО учтено и еще одно очень важное обстоятельство. Российский рынок аудита - это рынок не только российских аудиторских компаний. Ни для кого не секрет, что существенную долю этого рынка занимают иностранные аудиторские компании, и в особенности компании "большой пятерки". И им тоже приходится существовать здесь в условиях несовершенного законодательства по аудиту, и хаоса в представлении интересов аудиторов в различных инстанциях. Поэтому СПАО призывает и иностранные организации поддержать идею создания новой организации.
Михаил Никольский является Президентом Союза Профессиональных Аудиторских Организаций.
Вы можете связаться со СПАО по тел./факсу: : (095) 332-0492 или по Е-mail: office@spao.fipc.ru