Letyshops

Западные бухгалтерские фирмы после финансового кризиса в России

Томас Тэйлор и Джек Уилкерсон, мл.

В кратком изложении

Большие надежды

С конца 80-х годов западные компании (в том числе и бухгалтерские) стали расценивать большой неосвоенный рынок сбыта в бывшем Советском Союзе (и в первую очередь - в России) как редкий шанс. После 10-ти лет наблюдения и ожидания экономического подъема они оказались перед фактом значительного снижения роста в результате финансового кризиса в августе 1998 г. С точки зрения тактики, их присутствие сегодня на российском рынке объясняется потребностью в их услугах западных клиентов, имеющих бизнес в России. С точки зрения стратегии - ими движет надежда на то, что мощный потенциал российского рынка все-таки будет реализован, хотя бы через 10-15 лет.

Заголовки передовиц в "Московских новостях" кричали: "Банки лопнули!" 17 августа 1998 года в России произошел финансовый крах. Правительство признало свою неспособность обслуживать внутренние и внешние долги - фактически страна обанкротилась. За несколько месяцев до кризиса пирамида государственных краткосрочных облигаций добавила тяжести финансовым гирям растущего государственного долга. Российские банки, оставшись с потерявшими ценность инструментами, мгновенно заморозили платежи.

До 1998-го года западные бухгалтерские фирмы 10 лет пытались укорениться в России. Все компании бывшей Большой шестерки открыли в Москве представительства, чтобы использовать шанс, подаренный перестройкой. После падения коммунистического режима Россия и большинство других республик бывшего СССР ринулись в свободную экономику, создавая рынки капитала, реформируя налогообложение, приватизируя госпредприятия, формируя благоприятную среду для достоверного учета. До августовского кризиса российские предприятия демонстрировали серьезный рост на фоне глубоких экономических реформ, и условия для иностранных инвесторов становились все привлекательнее.

Все потеряно?

За несколько месяцев после августовского кризиса рубль обесценился на 75%, а цены на импорт поднялись на недосягаемую для большинства россиян высоту. Банковская система погрузилась в хаос, рынок ценных бумаг рухнул, а приток зарубежных инвестиций практически прекратился. Западные банки сообщали о крупных потерях. Так, Chase Manhattan Bank и Citicorp оценивали свои убытки в 200 млн. долларов каждый, а Credit Suisse First Boston - в $250 млн.

Ударом для западных бухгалтерских фирм стало снижение деловой активности, особенно в кредитно-банковском секторе, где сократилось число клиентов, в сфере консалтинга, где большинство проектов были либо урезаны, либо прекращены.

Размеры убытков варьировались в зависимости от вида деятельности фирм. Одна компания с преимущественно российской клиентурой вынуждена была уменьшить бюджет на $20 млн. долларов, то есть почти на 30%. Другая - до кризиса работавшая в основном с банковским сектором - снизила объем деятельности на 30-40% (международная деятельность при этом сократилась на 50%, а затем поднялась до 60-70% докризисного объема). Третья компания, значительная часть международных представительств которой находилась в бывшем Советском Союзе, пострадала меньше, так как международный сектор выстоял. Правда, надежды на рост пришлось отложить.

Как финансовый кризис закалил бухгалтерские фирмы? Какие перемены принес? Каковы сегодня перспективы России? Посетив Москву в октябре 1999 года мы обсудили эти вопросы с владельцами и руководителями каждой из фирм Большой пятерки.

Русские идут

С падением доходов из-за потери клиентов и снижения ставок, западным бухгалтерским фирмам ничего другого не оставалось, кроме как сократить расходы. В частности, это потребовало уменьшения числа профессиональных кадров и затрат на них. Одна фирма перевела из России в свои офисы в США около 60 профессионалов, в основном администраторов и руководителей, что составило 20% всего состава. Она воспользовалась случаем, чтобы "кое-что подчистить". Другая фирма, урезав бюджет почти на 30%, избежала увольнений, но сократила зарплату приблизительно на 25% (платили в России больше, чем в Нью-Йорке) и перевела около 100 работников в отделения в США. Еще две компании уволили недавно нанятых работников и перевели до 50 человек в представительства в Европе и Америке.

Жертвами кадровых перестановок стали, в основном, иностранцы, сейчас составляющие в среднем 10-15% всего персонала. В одной фирме соотношение российских и иностранных специалистов изменилось с 5:1 до 9:1. В другой - на 1200 специалистов осталось только 35 иностранцев.

Фирмы нанимают все больше россиян на низкие должности и дают им возможность роста. Почти каждый из опрошенных нами партнеров отмечал положительные черты российских профессионалов: умны, искренне желают учиться и рады возможности выезжать заграницу. Эти качества, несомненно, облегчили послекризисные кадровые перестановки. Тем не менее, многие выражали озабоченность по поводу молодых российских работников, которым "показали новую жизнь", а затем "ударили" кризисом 98-го.

Западные бухгалтерские фирмы поддерживают постоянные отношения с двумя-тремя ведущими вузами Москвы, в том числе Государственной финансовой академией и МГУ. Считается, что российские выпускники - более широкие специалисты, чем их западноевропейские или американские коллеги. В то же время им недостает специальных знаний в области бухучета, права и бизнеса.

Фирмы реализуют обучающие программы по западному и российскому бухучету и аудиту, деятельности предприятий в условиях рынка или, как выразился один владелец фирмы, "умению думать по-деловому". По его мнению, "русские медленнее развивают деловые навыки, чем, скажем, средний выпускник американского колледжа".

Обрусение западных фирм вполне естественно. В конце концов, россияне лучше, чем иностранцы, знают особенности России. Кроме того, если раньше российские представительства предлагали свои услуги западным клиентам, после кризиса ситуация изменилась. По словам одного руководителя, "западной реакцией на кризис был шок, затем откат и позиция: поживем-увидим". (Правда, владелец другой компании находит, что "западные бизнесмены стали проявлять к России больше интереса именно сейчас, когда затратность понизилась, из-за чего улучшилось соотношение риска к выигрышу".) Чтобы добиться значительного роста, фирмам пришлось хотя бы временно обратиться к русским клиентам. Как заметил один владелец компании, "мы в России, и наш бизнес должен быть русским".

Повод для оптимизма

Несмотря на сложность ситуации, есть и повод для оптимизма: обвал рубля и рост цен на импорт уменьшили иностранную конкуренцию и, таким образом, поддержали российские предприятия. (Московские новости от 8-14 декабря 1999 г. сообщили, что объем продаж российских сортов зубной пасты с августа 1998-го вырос на 130%, а реализация импортных товаров уменьшилась на 46%.) Среди российских компаний, выживших после кризиса, заметны признаки возрождения и повышения деловой активности.

В целом бизнес западных бухгалтерских фирм, который они организовали в России за 90-е годы, оказался довольно успешным. От 10 до 15% всех доходов пришлось на консалтинг (хотя после кризиса прибыльность этих услуг уменьшилась). Аудит и налогообложение остались основными видами деятельности, хотя соотношение доходов от них варьируется от приблизительного равенства до 70% к 12% соответственно. Во всех опрошенных нами фирмах, кроме одной, 95% заказов в области энергетики приходится на российские компании, а в банковской отрасли и до кризиса российские банки составляли 75%.

С другой стороны, услуги по налогообложению предоставляются, в основном, западным филиалам или представительствам (консультации, планирование). С учетом снижения иностранных капиталовложений можно предположить уменьшение объемов этих услуг. Пока российская налоговая система не станет более четкой, а сборы - более эффективными, спрос на налоговые консультации среди российских компаний, скорее всего, не повысится. Как заявил один партнер, "с налоговой системой считаются всерьез только транснациональные корпорации". У российских компаний преобладает подход: "Мы все равно налогов не платим, так зачем их планировать?"

Окончание в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #95

 

 

Реклама: