Модель реформы бухгалтерского учета для предприятий СНГ
Корпорация КАРАНА
Бухгалтерская реформа в СНГ
Реформа бухгалтерского учета является важнейшим элементом успешного проведения реорганизации экономики стран Центральной и Восточной Европы, а также Содружества независимых государств (СНГ) - бывшего СССР. Эта реформа - необходимое условие полноценного развития рынка капитала, преобразования банковских учреждений, восстановления упорядоченности в работе государственных органов и успешной реорганизации частных предприятий.
Реформа бухгалтерского учета на рынке капитала обеспечивает прозрачность и достоверность финансовой информации для инвесторов, основанной на международных стандартах, что, в свою очередь, увеличивает объем инвестиций за счет снижения инвестиционного риска. Для руководства предприятий реформа предоставляет средства эффективного распределения и использования ресурсов.
В государственной сфере реформа бухгалтерского учета создает основу для разумного налогообложения, обеспечивает средства оценки экономичности и эффективности государственных программ, прозрачности и учитываемости. Все это необходимо для укрепления общественного доверия и выработки мер по выявлению и ликвидации фактов мошенничества, коррупции и неквалифицированного управления.
Модель реформы бухгалтерского учета на частных предприятиях, разработанная корпорацией "КАРАНА"
Реформа бухгалтерского учета является важным элементом программ Американского Агентства по Международному Развитию (АМР США) по приватизации предприятий и реорганизации экономики в странах СНГ. Корпорация "КАРАНА" принимала участие в девяти таких программах. Учитывая опыт, накопленный в ходе реализации этих проектов, КАРАНА разработала модель эффективной реформы бухгалтерского учета на частных предприятиях.
В реализации модели предусматривается участие нескольких сторон, каждой из которых отведена особая роль.
Создание условий
Правительство должно создать благоприятные условия для проведения реформы (часто это может быть достигнуто путем подписания меморандума о взаимопонимании с АМР США). К таким благоприятным условиям относятся:
- Принятие стандартов, полностью соответствующих Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и Международным стандартам аудита (МСА). Желательно, чтобы правительство приняло МСФО и МСА в полном объеме в качестве государственного стандарта. Это упрощает аппарат стандартизации, гарантирует дальнейшее соответствие МСФО и МСА и существенно снижает затраты на введение стандартов.
- Принятие плана бухгалтерских счетов, необходимого для финансового, управленческого и налогового учета. На практике это представляет собой создание базы данных, предназначенной для решения разнообразных экономических задач.
- Изменение порядка расчета налога на прибыль. Начинать следует с расчета дохода согласно МСФО и последующего сведения соответствующих статей затрат для окончательного определения облагаемой налогом прибыли. Эта своеобразная политика "кнута и пряника" заставляет предприятия приводить свой бухгалтерский учет в соответствие с МСФО для соблюдения налогового законодательства. В отсутствие активных рынков капитала такая мера стимулирует переход предприятий к МСФО. Кроме того, правительство может не опасаться, что принятие МСФО отрицательно скажется на налоговых поступлениях. Согласование статей отчетности предприятий со статьями, которые используются в расчетах налогов, гарантирует исходный "налоговый нейтралитет" реформы и вносит ясность во все последующие изменения в налоговом законодательстве.
- Разрешение правительства на оказание технической помощи для перехода предприятий на МСФО.
- Разрешение правительства на обучение бухгалтеров предприятий, аудиторов, специалистов по налоговой политике, налоговых администраторов, специалистов по рынку капитала и банкиров по соответствующим разделам МСФО и МСА.
- Помощь и поддержка со стороны государственных учреждений и учебных заведений в переработке учебных программ с учетом международных стандартов.
- Разрешение на создание "саморегулируемых организаций" (СРО), которые служили бы аналогом профессиональных ассоциаций, существующих в развитых странах, и выполняли разнообразные функции, включая аттестацию, внедрение стандартов, составление и введение правил профессиональной этики, обеспечение контроля качества в компаниях - членах СРО.
До тех пор, пока государственное регулирование не позволяет применять МСФО для представления официальной бухгалтерской отчетности, мы рекомендуем использовать систему двойного учета:
- внутренняя финансовая и управленческая отчетность в формате МСФО;
- внешняя отчетность для контролирующих органов в формате Национальных стандартов финансовой отчетности.
Техническое содействие профессиональной консультационной компании
КАРАНА оказывает техническое содействие в следующих областях:
- внедрение стандартов бухгалтерского учета и аудита, а также самого механизма стандартизации (разработка, утверждение, распространение и введение стандартов);
- разработка плана бухгалтерских счетов;
- разработка форм отчетности по налогу на прибыль, в которых доход по МСФО приводится в соответствие с облагаемым налогом доходом;
- разработка методики перехода предприятий на МСФО (необходимые корректировки, таблицы, новые бухгалтерские книги, выбор и внедрение программного обеспечения, повышение компетентности местных аудиторских фирм в вопросах реорганизации предприятий, обучение бухгалтеров предприятий работе по МСФО);
- осуществление программ по обучению местных преподавателей с тем, чтобы вновь обученные специалисты могли, в свою очередь, разрабатывать и проводить учебные программы для бухгалтеров, аудиторов, государственных служащих, работников налоговых служб, специалистов по рынку капитала, для работников кредитных отделов банков и для других специалистов, работающих с финансовой информацией;
- организация и координация массовой учебно-конверсионной кампании для предприятий, в том числе трехнедельной интенсивной учебной программы по МСФО для бухгалтеров, с последующим оказанием практической помощи по реорганизации системы бухгалтерского учета на предприятиях согласно МСФО. Для обеспечения роста потенциала местных аудиторских фирм последние могут быть привлечены к процессу реорганизации;
- разработка новых учебных программ для высших учебных заведений и новых требований к их выпускникам в соответствии с международными профессиональными требованиями и нормами аккредитации;
- помощь СРО, в том числе - в их институализации (включая возможное содействие в установлении отношений между СРО и бухгалтерским сообществом США);
- разработка программ присвоения квалификации, аналогичных программам, завоевавшим международное признание в этой области (например, программы таких организаций как: Американский институт дипломированных бухгалтеров, Ассоциация дипломированных бухгалтеров, Институт бухгалтеров сферы управления, Объединение дипломированных главных бухгалтеров);
- помощь СРО в подаче заявлений и вступлении в Международную федерацию бухгалтеров (МФБ/IFAC).
Создание и развитие саморегулируемой организации (СРО)
СРО разрабатывает/реализует следующее:
- устав;
- юридическую регистрацию;
- этический кодекс (включая механизм контроля за выполнением законодательства);
- финансовое самообеспечение;
- принципы управления и структуру комитета;
- услуги для членов организации;
- просветительские программы и связь с общественностью;
- постоянное повышение профессиональной квалификации;
- вступление в члены МФБ.
Факторы успеха реформы и ее необходимость
Предприятия должны быть согласны:
- обучить своих бухгалтеров МСФО;
- перевести свои системы учета на новый план бухгалтерских счетов и новые стандарты.
Для успеха реформы следует выполнить все вышеуказанные условия. Особенно важным фактором является своевременность. Меморандум о взаимопонимании, предполагающий безотлагательные действия по созданию благоприятных условий, следует подписать в самом начале проекта.
Обучение специалистов предприятий и переход предприятий на международные стандарты должны начаться сразу же после утверждения МСФО и нового плана бухгалтерских счетов. Реформа учебных программ обеспечивает разработку и внедрение новой учебной программы в течение одного года после начала проекта.
Положительные результаты, достигаемые при эффективном проведении реформы бухгалтерского учета:
- появление последовательной, логичной основы для отчетности по налогу на прибыль, стимулирующей предприятия к соблюдению налогового законодательства (налоговый учет);
- обеспечение руководителей предприятий экономической информацией, необходимой для успешного планирования и контроля (управленческий учет);
- способность предприятий предоставлять инвесторам и кредиторам финансовые документы, составленные согласно МСФО, что уменьшает инвестиционный риск и стоимость привлеченного капитала. Это, в свою очередь, способствует росту внутренних и иностранных инвестиций (финансовый учет);
- способность регулирующих органов должным образом осуществлять мониторинг экономической деятельности;
- становление бухгалтерского дела на уровне, существующем в международном бухгалтерском сообществе, посредством создания саморегулируемых организаций, оказывающих существенное влияние на разработку и внедрение стандартов бухгалтерского учета и аудита, а также на присвоение квалификации и соблюдение этических норм;
- создание учебных заведений для бухгалтеров и аудиторов, с соответствующими учебными программами и требованиями для присвоения квалификации на уровне международных стандартов.
Данная модель приведена исходя из нашего опыты выполнения проектов правительственного уровня (федерального или регионального), как правило, финансируемых правительством и/или донорскими организациями. В случае выполнения проектов уровня предприятия, значительная часть рекомендаций претерпевает изменения в зависимости от специфики предприятия.