Letyshops

Ничего, кроме Сети

Джон Ксенакис

"2000 год" дает - "2000 год" забирает обратно

Проблема 2000 года стала в 1997 и 1998 годах "золотой жилой" для основных поставщиков ERP (enterprise resource planning): большинство предприятий стремились заменить не поддерживающее "2000 год" ПО на новые системы планирования. Однако этот источник прибыли иссяк в 1999 году. Многие компании даже установили своеобразный "запрет 2000 года", пообещав не покупать больше финансовых программ, пока проблема перехода в новый век не будет решена.

"Число новых контрактов на покупку ERP-систем снизилось на 70% по сравнению с 1998 годом, и основная причина заключается в проблеме 2000, - отмечает Тимоти Тоу (Timothy Tow), аналитик из консультационной компании Gartner Group (Стамфорд, штат Коннектикут). - Мы считаем, что сейчас этот рынок впал в своего рода спячку, но должен вновь начать расти в 2001 или 2002 году".

Если рынок ERP в 1999 году и пребывал в сонном состоянии, то жизнь на рынке электронной коммерции била ключом. Последние два года внесли столь существенные изменения в отрасль финансового ПО, что от некоторых аналитиков можно было даже услышать слова о "смерти ERP". Ведущие поставщики бэк-офисных систем, такие как SAP, Oracle и PeopleSoft, изо всех сил стараются угнаться за спросом на фронт-офисные приложения, поддерживающие работу в Web. И почти каждый поставщик ERP-систем ведет работу в одной или нескольких из следующих областей:

  • электронная коммерция. Клиенты хотят иметь возможность размещать заказы через Интернет. Для этого им необходим доступ к программам компании, отвечающим за назначение цен и управление запасами;
  • обработка информации о клиентах (customer relationship management - CRM). Программы, относящиеся к этой категории, обеспечивают автоматизацию работы отделов продаж, отслеживают все операции клиентов и предоставляют доступ в реальном времени к информации о каждом клиенте торговым представителям, служащим бухгалтерского отдела, а также самому клиенту;
  • управление логистическими цепочками (Supply-chain management - SCM). К этой категории относятся программы, которые позволяют автоматизировать процессы сбыта и логистики на всем протяжении производственной цепочки (от складов поставщиков до производства и доставки), а также помогают покупателям и поставщикам отслеживать прохождение заказов в реальном масштабе времени при помощи ERP-системы компании.

Если ведущие поставщики финансового программного обеспечения могут позволить себе внушительные капиталовложения в упомянутые выше области, их менее крупным и "богатым" собратьям ничего не остается, кроме как стараться просто удержаться в бизнесе. Для таких компаний, как Computron Software и Ross Systems, главным приоритетом в 1999 году являлось сохранение имеющихся клиентов. Компании Clarus и JBA International были куплены Geac Computer, а компания Prestige Software, прежде независимое подразделение Computer Associates International (CA), была включена в состав Interbiz, нового подразделения CA, занимающегося разработкой систем для электронного бизнеса.

Остановимся подробнее на том, как шли дела у некоторых поставщиков бухгалтерского ПО класса high-end, и рассмотрим их планы роста в новом тысячелетии.

Компания Oracle: вторая в ERP, первая в Интернете

Компания Oracle в 1999 году была, без сомнения, настроена оптимистично. Доходы от ERP, указанные в отчетности за 1999 год, превысили цифры предыдущего года, что упрочило положение Oracle, занимающей второе место в отрасли. Сегодня эта калифорнийская компания является лидером на рынке систем для Интернета, а также в области интеграции их с бэк-офисными системами.

"Что касается работы с Интернетом, Oracle на год опережает другие компании, - говорит Дэвид Добрин (David Dobrin), аналитик из Benchmarking Partners (Кембридж, штат Массачусетс). - Ее CRM-системы, а также системы электронных закупок еще требуют некоторой доработки, тем не менее эта компания находится впереди SAP, и всех остальных". "Oracle также внесла ряд функциональных усовершенствований в свои программные продукты, например в систему управления финансовой частью проектов (project accounting), - добавляет Даниэль Шоллер (Daniel Sholler), аналитик из консультационной фирмы Meta Group (Стамфорд, штат Коннектикут). - Два года назад всем казалось, что Oracle отстает, но сейчас ее считают равной и даже вырвавшейся вперед".

Новое и старое: SAP

Для лидера отрасли - компании SAP переход на программные продукты для Интернета оказался очень непростым делом. Программное обеспечение SAP R/3 - это монолитная, комплексная система, с трудом поддающая интеграции с другими приложениями, включая и те, что работают в Интернете. В 1998 году SAP объявила о создании нескольких ориентированных на Web приложений (коллективно названных New Dimensions), которые работают независимо от R/3. "Проекты SAP Supply Chain Management, SAP Business Intelligence и SAP Customer Relationship Management имеют в своей основе базовую технологию R/3, однако все они являются решениями, работающими самостоятельно", - говорит главный исполнительный директор SAP Хассо Платтнер (Hasso Plattner).

По мнению Бобби Камерона (Bobby Cameron), аналитика из компании Forrester Research (Кембридж, штат Массачусетс), такой недостаток интеграции способен создать проблемы для пользователей "классической" R/3. "Процессы ведения учета и управления персоналом хорошо изучены и стабильны, и SAP набирает здесь очки, - поясняет Камерон. - Однако Интернет-экономика требует от компаний реализации всего цикла (от поступления заказа до получения средств) через бухгалтерский учет, производство и сбыт". Хотя, по словам Камерона, среда New Dimensions быстро развивается, "очевидно, что у SAP нет намерения вносить радикальные изменения в технологию ведения учета, реализованную в R/3. Все, что связано с логистическими цепочками и обработкой информации о клиентах, полностью находится за пределами возможностей среды R/3".

SAP попыталась преодолеть это разрыв с помощью маркетинговой политики, переименовав свой продукт из бесцветного R/3 System в экстравагантный mySAP.com, включающий в себя как модули R/3, так и системы CRM и SCM. Однако mySAP.com рассчитан скорее на нынешних клиентов SAP, чем на новых покупателей, считает Джон Хагерти (John Hagerty), аналитик из бостонской компании AMR Research : "Ситуация с SAP напоминает мне положение, в котором оказались поставщики систем для мэйнфреймов в начале 1990-х годов. Сегодня, вместо того чтобы искать новые источники доходов, SAP приходится защищать свою клиентскую базу от вторжения других компаний".

"Культурный" шок: PeopleSoft

Поиск компанией PeopleSoft CRM-системы завершился в октябре 1999 года приобретением компании Vantive, чьи программные продукты автоматизируют работу отделов продаж и отслеживают операции клиентов. Трудный процесс интеграции приобретенного ПО в собственные бэк-офисные системы управления финансами и персоналом в настоящее время находится в самом разгаре.

Вообще, предыдущий год был трудным для PeopleSoft. Доходы от продажи лицензий за первые три квартала упали более чем на 50% по сравнению с 1998 годом, хотя вновь значительно выросли в четвертом квартале. В январе 1999 года сотни служащих были уволены в ходе внутрифирменной реструктуризации. И это при том, что корпоративная культура компании, созданная основателем PeopleSoft Дэйвом Даффилдом (Dave Duffield), всегда ориентировалась на получение удовольствия от работы и не поддерживала увольнения. В мае прошлого года президентом и директором по производству был назначен Крейг Конвей (Craig Conway), ранее не работавший в PeopleSoft. В сентябре он стал главным исполнительным директором, а Даффилд остался председателем правления.

Так как компания начала проявлять повышенный интерес к Web и фронт-офисным приложениям, ее инвестиции в ПО управления производством, скорее всего, останутся на прежнем уровне, считает Тоу из Gartner Group: "PeopleSoft больше не стремится стать мини-SAP. Вместо этого она сконцентрировала свое внимание на образовании, финансовых услугах и государственных предприятиях. Мы полагаем, что компания не будет наращивать возможности своих ERP-систем, оставшись в узкой области дискретного производства и рассчитывая искать покупателей в первую очередь среди высокотехнологичных фирм".

Добрин из Benchmarking Partners согласен с этой оценкой, утверждая, что PeopleSoft допустила несколько ошибок на первом этапе разработки ПО управления производством: "Они наняли неопытных программистов для создания производственных систем и думали, что смогут выйти на рынок с минимальными затратами". Однако, добавляет Добрин, эти проблемы решаются и системы PeopleSoft по-прежнему хороши: "Я очень тщательно изучил их программное обеспечение для производства, и оно не такое уж плохое. Программы PeopleSoft не только радуют глаз. Они хорошо спроектированы, их архитектура отлично продумана".

Основательная перетряска: Baan

Переход к CRM начался в Baan в 1997 году, когда компания приобрела фирму Aurum (поставщик систем для автоматизации деятельности отделов продаж). В 1998 году финансовые неприятности привели к реорганизации управления Baan, а в июне 1999 новым президентом компании стала Мэри Коулман (Mary Coleman), бывший президент Aurum. Однако в прошлом месяце Коулман неожиданно ушла в отставку. "Это очень сильный удар для Baan, - говорит Род Джонсон (Rod Johnson), руководитель программы исследований по системам управления предприятием в AMR Research. - Мы считали Коулман движущей силой перестройки бизнеса Baan".

Ожидается, что четвертый квартал 1999 года Baan закончит с существенными потерями и затем будет терпеть убытки в течение шести кварталов подряд. По мнению Джонсона, компания должна немедленно стабилизировать свое управление, а также подумать о том, имеет ли смысл продолжать удерживать все недавно приобретенные компании, включая Coda Software (поставщик финансового ПО) и CAPS Logistics. "Они ведут разговоры о разделе компании, и, на мой взгляд, Coda является хорошим кандидатом на продажу", - говорит Лоран Лашаль, аналитик из лондонской компании Ovum.

Джонсон считает, что у Baan есть хорошая возможность отпустить в независимое плавание Aurum: "Пока эта компания остается под крылом Baan, ее стоимость занижена". По словам Джонсона, Baan необходимо перенести фокус на системы для производства, логистических цепочек и электронной коммерции: "Держать CAPS Logistics и Coda вообще бессмысленно". Baan приходится быть осторожной, чтобы не истратить все имеющиеся оборотные средства, "а Coda может принести живые деньги", - утверждает Лашаль.

Сможет ли Baan восстановить доверие своих клиентов? Джонсон полагает, что это возможно. "Это все еще пятая по величине компания в мире ERP". Согласно прогнозам Тоу из Gartner Group, хотя система BaanERP будет по-прежнему иметь сильные позиции на рынке, особенно в аэрокосмической и оборонной отраслях, компания начнет уделять гораздо больше внимания CRM и электронному бизнесу: "У Aurum были сильные позиции перед ее приобретением, и мы думаем, что доход Baan от продаж CRM-систем будет в два раза выше дохода от ERP-систем".

Вновь набирая обороты: J.D. Edwards

Еще одним поставщиком, связывающим свои надежды с электронной коммерцией и CRM, является J.D. Edwards & Co. Эта компания успешно справилась с переходом с платформы IBM AS/400 на Windows NT и Unix. Ее продукт OneWorld теперь одинаково работает на всех трех платформах. Тем не менее, как утверждает Шоллер из Meta Group, "J.D. Edwards сильно пострадала от спада на рынке ERP. Отчасти причиной этого стали ошибки в OneWorld, большинство из которых теперь исправлено".

Чтобы вновь набрать обороты, J.D. Edwards в феврале 1999 года купила компанию Premisys, продающую ПО для конфигурации продаж, а в июне 1999 приобрела компанию Numetrix - поставщика программ для планирования логистических цепочек. Компания также установила партнерские отношения с Ariba в области электронных закупок и с Siebel Systems - в области автоматизации деятельности отделов продаж и CRM.

Мечты об MRP: Lawson

Программные продукты компании Lawson поддерживали работу в Интернет еще в 1996 году. Помимо развития основных финансовых функций, Lawson считает своими главными направлениями здравоохранение, розничную торговлю и экспертные услуги. Компания предлагает самые современные функциональные возможности, как например: поддержка электронного бизнеса, управление логистическими цепочками, управление персоналом, составление сводных результирующих таблиц (balanced scorecards) и появившееся совсем недавно CRM. "У Lawson по-прежнему хорошие программные продукты и неплохая вертикальная стратегия, - говорит Шоллер. - Как и все остальные, компания прошла через спад, но она делает разумные шаги".

Lawson - частная компания, однако она планирует осуществить первичное размещение своих акций, что, по мнению Тоу, вызывает опасения: "Они собираются вложить средства, чтобы расширить свои вертикали и превратиться в игрока международного масштаба на рынке ERP и систем управления персоналом. Однако у компании до сих пор нет хорошего пакета управления производством с поддержкой MRP. Ей приходится создавать все сначала для каждого нового вертикального рынка, а на это требуется время. Мы опасаемся, что они могут "распылить" свои силы".

Окончание в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #72

 

 

Реклама: