Letyshops

Материалы конференции IAS-1999. Соображения, касающиеся установления стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности в Российской Федерации

Окончание.
Часть 3 | Часть 4 | Приложение I. МСФО и американский GAAP

14. Вторым вопросом при рассмотрении финансовой отчетности малых и средних предприятий является следующее: возможен ли в Российской Федерации альтернативный вариант помимо вышеописанного применения Четвертой Директивы. В любом случае существует четкий принцип, а именно: стандарты по бухгалтерскому учету, представляющие собой тот или иной упрощенный вариант Международных стандартов финансовой отчетности, должны соответствовать их принципам и ни в коем случае не противоречить им, т.е. при любом отступлении положение МСФО может опускаться, но не изменяться.

15. У любого изменения есть два очень серьезных недостатка: во-первых, при изменении финансовая отчетность отдельных юридических лиц, составленная согласно упрошенных правилам, не будет сопоставимой со сводной отчетностью других компаний (крупных или с котируемыми ценными бумагами) в Российской Федерации. Во-вторых, нельзя утверждать, что упрощенная финансовая отчетность соответствует принципам Международных стандартов финансовой отчетности.

16. Что касается международных инвесторов, то отступления от Международных стандартов финансовой отчетности крайне нежелательны и приводят к увеличению стоимости привлекаемого капитала. Действительно, в случае малых и средних предприятий привлечение внешних инвесторов, возможно, в настоящее время и не предусматривается, однако, одной из характерных черт динамичной рыночной экономики является рост компаний, либо преуспевающих в рамках своей отрасли экономики, либо достигших успеха в связи с ростом всей отрасли. Поэтому принципиальные изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности не приветствуются на этапе роста предприятий.

17. Имеется всего два вида отступлений от принципов МСФО, которые могут оказаться приемлемыми для внешних инвесторов на стадии роста компаний: исключение определенных стандартов (например, касающихся учета в сфере программ пенсионного обеспечения на предприятиях), которые во многих странах в настоящее время не оказывают существенного влияния на процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также исключение многих довольно обременительных пояснений к финансовой отчетности, обязательных к раскрытию в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Однако, данные отступления недостаточны в случае, если Международные стандарты финансовой отчетности упрощаются в целях применения малыми и средними предприятиями.

В результате выбранной Российской Федерацией политики в области разработки законодательства появились новые положения по бухгалтерскому учету. Данные положения разрабатываются с учетом принципов Международных стандартов финансовой отчетности, однако отступления от них, очевидно, не ограничиваются двумя вышеуказанными: положения МСФО значительно упрощаются и изменяются с учетом национальных традиций. Поэтому у новых российских стандартов по бухгалтерскому учету гораздо меньше преимуществ, чем у Четвертой Директивы. С другой стороны, они представляют собой упрощенные варианты Международных стандартов финансовой отчетности, которые были официально выбраны в качестве модели бухгалтерского учета. Несомненно, преимущество российский стандартов заключается в том, что они в гораздо большей степени, чем предыдущие положения по бухгалтерскому учету соответствуют рыночной экономике. Однако, возникает вопрос: насколько значение данного промежуточного этапа оправдывает существенные проблемы его реализации.

19. Кроме того, Международные стандарты финансовой отчетности претерпевают постоянные изменения. Появляются новые стандарты. Во многие стандарты вносятся или будут вноситься изменения. Таким образом, упрощенный российский стандарт бухгалтерского учета, даже в случае его непротиворечия на этапе разработки Международным стандартам финансовой отчетности, может перестать соответствовать им по мере внесения поправок на международном уровне. Следует помнить, что одним из преимуществ Четвертой Директивы является то, что данная проблема автоматически решается согласно п. 13 (b).

20. Еще один недостаток упрощенных вариантов МСФО, подготовленных с учетом отдельных проблем с точки зрения такой страны, как Российская Федерация, заключается в следующем: даже при возможном соблюдении конкретных принципов Международных стандартов финансовой отчетности (а в отдельных случаях они не будут соблюдаться) почти наверняка нарушится взаимосвязь между всеми российскими нормативными актами по бухгалтерскому учету. Это можно предотвратить путем создания "Структурных принципов российских стандартов финансовой отчетности." Базовые российские "Структурные принципы" уже разработаны, однако, их еще следует конкретизировать для контроля за согласованностью содержания и принципов различных стандартов по бухгалтерскому учету. Предстоит еще значительный объем работы. Еще раз необходимо отметить, что данная проблема не возникает в случае принятия Четвертой Директивы.

Не следует недооценивать огромный объем работы, связанный с созданием национальных стандартов бухгалтерского учета в конкретной стране, даже если Международные стандарты финансовой отчетности приняты в качестве ориентира. По мере того, как Международные стандарты финансовой отчетности признаются в качестве нормы во всем мире, непрерывное обновление принципов и нормативных актов требует постоянного внимания. В связи с предстоящими изменениями в области национальных стандартов по финансовой отчетности у всех бухгалтеров появляется практически неограниченный объем работы. Это неизбежно, когда учет на малых и средних предприятиях осуществляется в такой громадной стране, как Российская Федерация, ведь российскую систему учета придется постоянно обновлять, в противном случае российские стандарты по бухгалтерскому учету постепенно будут все менее соответствовать Международным стандартам финансовой отчетности. Однако, необходимость данных аргументов отпадает при реализации Четвертой Директивы, так как схематичный характер и относительно простая логика данного подхода подразумевает, что потребность в поправках не будет возникать слишком часто. Кроме того, как указывалось выше в п. 12 (b), все необходимые поправки будут обсуждаться на уровне международных комитетов в составе представителей от государственных органов различных стран.

22. Поэтому, по мнению МЦРСБУ, Российской Федерации следует серьезно рассмотреть возможность принятия Четвертой Директивы в качестве основы системы бухгалтерского учета, используемой при составлении финансовой отчетности отдельных юридических лиц, что позволит удовлетворить потребности всех предприятий, особенно малого и среднего бизнеса.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© ICAR

 

 

Реклама: