Финансовое Управление в Федеративном Государстве: Российская Федерация
|
Адольф Энтховен |
Продолжение. |
Международная Конференция по Общественному Сектору (Public Sector) Финансового Управления: Налоговый Федерализм и Децентрализация (Мадрид, Испания, 14-16 июня 2000) |
От финансового контроля - к финансовому управлению | Основные нормативные документы |
Финансовое управление в настоящее время включает: бухгалтерский учет, аудит, бюджетное и финансовое планирование, управление активами, деньгами, рисками и общественными финансами. В России и других бывших республиках СССР, а также в странах Центральной и Восточной Европы с возникновением более демократической формы управления и возрастанием степени экономической и политической свободы увеличился интерес к аспектам финансового управления, относящимся к децентрализации. Децентрализация финансового управления подразумевает передачу налоговых и других полномочий от центральных к субнациональным (местным) органам власти. Она включает и реструктуризацию ролей и задач финансового управления, а значит может рассматриваться как переориентация внутригосударственных отношений в области финансового управления (взимания налогов). Децентрализация финансового управления может способствовать:
Хорошо функционирующая децентрализованная система является важным элементом многих экономических и финансовых реформ в России и других республиках бывшего СССР. Она влияет на макроэкономическую стабильность, социальные службы, распределение ресурсов, а также на эффективность приватизации. Как уже отмечалось, финансовое управление в России и других бывших советских республиках в прошлом было высоко централизованным благодаря жестко контролируемой единой финансовой и "бухгалтерской" системе. Бухгалтерский учет представлял собой в основном форму статистического учета, а не то, что могло бы считаться составляющей общественного сектора системы финансового управления. Слишком медленное усовершенствование системы бухгалтерского учета в России, сопровождающееся постепенными изменениями в системе местных органов власти, затрудняет усовершенствование систем и процедур местного государственного финансового управления. В то время как некоторые основные стандарты (нормы) приведены в порядок, их выполнение пока задерживается. Хотя в течение последних 10 лет в России произошли изменения в ориентированном на частный сектор бухгалтерском учете и аудите, частично за счет ряда новых правил (стандартов) бухгалтерского учета, в общественном секторе развитие идет медленно. Увеличилась заинтересованность в улучшении государственного бухгалтерского учета (финансового управления), включающего как более эффективные учет и отчетность, так и эффективное, децентрализованное их понимание. Еще в 1989 г. центральные органы власти Советского Союза выработали 2 основных направления политики с целью увеличения ответственности и полномочий местных органов власти. Одним из направлений являлось "самофинансирование", в рамках которого местным органам власти разрешалось покрывать расходы за счет местных налогов, что давало относительную независимость от дотаций, получаемых от высших органов управления. Другая политика - "самоуправление" - была направлена на увеличение ответственности местных органов за формирование услуг в интересах местного населения. В Советском Союзе бухгалтерский учет был сложным, детализированным, находился под строгим контролем. Правила учета для предприятий не применялись для местных органов власти. Основной задачей было - отследить движение денежных средств (налоги и выплаты), для чего и осуществлялся контроль. Особое значение придавалось выполнению бюджета, то есть бюджетной системе учета, сравнению фактических и бюджетных параметров. |
[1][2] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© Адольф Энтховен |