Letyshops

Новые структуры для IAS

Мари Эллен Оливерио
В кратком изложении
Намеченное выполняется | Первоначальные цели и структура

Значение Комитета по международным бухгалтерским стандартам (IASC) на мировой арене возросло в 1997 г., когда Международная организация комитетов по ценным бумагам (IOSCO - International Organization of Securities Commissions) согласилась принять основной набор стандартов для использования на мировых рынках ценных бумаг, если практика покажет их пригодность. В ходе разработки этих стандартов выяснилось, что следует радикально пересмотреть структуру IASC, если эта организация хочет выступать главным законодателем в области международных бухгалтерских стандартов.

В декабре 1998 года рабочая группа по стратегии (strategy working party - SWP) предложила новую структуру, которая, по мнению большинства наблюдателей в США, была недостаточно проработана. Несмотря на сильное неприятие со стороны некоторых членов IASC, особенно в Европе, в 1999 году рабочая группа доработала рекомендации и предложила структуру, весьма сходную со структурой FASB.

Ее создание началось с учреждения комитета по выдвижению кандидатур, который возглавил Председатель SEC (Securities and Exchange Commission - Комиссия по ценным бумагам и биржам) Артур Левитт (Arthur Levitt). Этот комитет должен назвать поименно первый Совет попечителей (board of trustees), а тот, в свою очередь, назначит членов других структурных подразделений нового IASC.

"Подавляющее большинство участников рынка в США полагают, что следует безотлагательно и согласованно разрабатывать международные стандарты бухучета", - говорится в исследовании Broadgate Associates (июль-август 1999 г.). Более того, 87% опрошенных фондовых управляющих (fund managers) считают, что именно Комитет по международным бухгалтерским стандартам (IASC) должен разработать всемирную систему бухучета.

"Текущие дебаты о будущей структуре IASC неотделимы от дискуссий о стратегии финансовой отчетности IASC должен развиваться так, чтобы иметь основания рассчитывать на поддержку различных организаций и форумов в Европе. Если европейцы не смогут влиять на процесс стандартизации, они не отдадут предпочтение международным стандартам бухучета. IASC обязан стать поистине глобальным законодателем стандартов, который отвечал бы всем требованиям к качеству и степени независимости", - выдержка из документа Федерации Европейских Бухгалтеров (Federation des Experts Comptables Europeens - FEE) о стратегии финансовой отчетности в Европе. С точки зрения FEE, события в Европе невозможно изолировать от событий во всем мире.

"Никто не может оспорить тот факт, что рынки в своем развитии должны сближаться по ряду стандартов бухучета. В то же время важно помнить, что наличие действительно прозрачной и сопоставимой системы финансовой отчетности зависит от наличия крепкой инфраструктуры. Стандарты бухучета должны строиться на фундаменте, включающем процедуры контроля качества разработки этих стандартов", - сказал Председатель SEC Артур Левитт в выступлении, связанном с опубликованием концепции международных стандартов бухучета.

Приведенные цитаты демонстрируют наличие интереса и эмоциональный накал, связанные с движением за создание единых стандартов бухучета. Это движение началось в 1995 г., когда Международная организация комитетов по ценным бумагам (IOSCO), членом которой является SEC, заключила договоренность с IASC о разработке ряда "основополагающих стандартов" ("core standards").

IOSCO заявила, что если ее технический комитет сочтет эти стандарты приемлемыми, то она рекомендует их применение. "Основные стандарты" были доработаны в 1999 г., и в настоящее время их изучает техническая комиссия.

В ходе подготовки стандартов IASC пришел к выводу, что его организационная структура не лишена недостатков и несоответствий. В 1997 г. он назначил рабочую группу по стратегии, поручив ей пересмотреть структуру Комитета и предложить изменения.

Дискуссионный доклад "IASC - Контуры будущего" был опубликован в декабре 1998 г. и вызвал противоречивые мнения. FASB, AICPA, и SEC сочли рекомендации недостаточными для создания подлинно независимой организации - законодателя стандартов. Другие, в первую очередь европейцы, полагали, что эта структура должна предусмотреть процедуру утверждения или, по меньшей мере, право вето на уровне политической юрисдикции.

Рабочая группа учла эти отзывы, провела несколько встреч с IASC и в ноябре 1999 г. опубликовала итоговый отчет под названием "Рекомендации к отчету IASC - Контуры будущего". Степень влияния SEC на формирование ноябрьских рекомендаций видна из заявления главного бухгалтера SEC Линна Тернера, признавшего, что IASC "сделал важный шаг, решив отдать приоритет интересам общественности, в первую очередь - интересам инвесторов на рынках капитала, считая их краеугольным камнем своей реструктуризации".

[1][2] следующая>>
[вид для печати]
© CPA

 

 

Реклама: