Letyshops

О стилях и классах: Реальность и мифология компьютерных систем управления предприятием

Игорь Карпачев
менеджер отдела управленческого консультирования "Делойт и Туш СНГ" ikarpachev@deloitte.ru
Продолжение.
(В статье использованы цитаты из книги М. Булгакова "Мастер и Маргарита").
"Ох, уж эти сказочники!.." | Еще немного мифов о системах | Чудес не бывает

"В нашей стране атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге"

За несколько лет работы в области информационных технологий и управленческого консалтинга мне приходилось неоднократно сталкиваться с курьезными случаями, основанными на ошибочных суждениях. Некоторые, наиболее распространенные, на мой взгляд, требуют особого внимания. Надеюсь, что среди приведенных "мифов" есть те, с которыми вам приходилось встречаться на выставках и презентациях, и их анализ поможет вам в будущем решать возникающие проблемы.

Миф 𔫝. "Если бы я был космонавтом, или Чем больше, тем лучше". У этого мифа есть несколько модификаций, например: "У меня самое большое предприятие, значит мне нужна самая большая система", или: "Мое предприятие является лидером в отрасли, значит, мне нужна система-лидер", или: "Чем дороже, тем лучше". Цепочку вариантов можно продолжать. Конечно, нет смысла покупать систему, не занимающую лидирующие позиции. Однако система должна быть не просто лидером, а лидером для предприятий вашей отрасли, примерно вашего размера. Кроме того, она должна давать наилучшее соотношение функциональность/стоимость для всего проекта.

Вернемся к аналогии с покупкой автомобиля. Если вы приобретаете автомобиль, то наверняка планируете полностью использовать его возможности. Нет смысла оплачивать полную стоимость машины, если вам нужны только багажник и колеса (5-10% функциональных возможностей).

При выборе системы на первое место должна ставиться экономическая обоснованность инвестиций, требования пользователей и ожидания от внедрения. Даже если ваша фирма является многофункциональным холдингом, чтобы повысить эффективность и отдачу от инвестиций, стоит для каждого предприятия выбрать систему, наиболее подходящую ему по профилю. Консолидацию и получение отчетности можно проводить на уровне холдинга, в рамках специально предназначенной для этих целей системы.

Следование принципу "чем больше, тем лучше" без оценки возврата инвестиций, скорее всего, приведет к тому, что проект отнимет лишнее время и средства.

Миф 𔫞. "Мне необходимо выбрать систему к 11 февраля 2000 года". Если сегодня 1-е февраля, а выбор только начат, наверное, стоит задуматься: а почему в предыдущем году (предыдущие 3, 5 или 10 лет) задачи выбора не стояло, а предприятие работало? Почему нет возможности потратить еще 2-3 месяца, но подобрать наиболее подходящий вариант?

Речь здесь снова идет об экономической эффективности. Цена ошибки в результате принятия неправильного решения слишком велика, ведь суммарные инвестиции могут составить от нескольких десятков тысяч до несколько миллионов долларов.

Миф 𔫟. "Для правильного выбора мне нужно проанализировать все имеющиеся на рынке системы". Это оборотная сторона мифа 𔫞. На российском рынке уже сейчас представлено несколько десятков систем, и их число будет увеличиваться из года в год. Для сравнения, в США существует более 100 систем, поддерживающих концепцию управления MRP-II.

В нашей практике несколько раз встречались компании, которые выбирали систему на протяжении 2-х и более лет. Часто такое затягивание приводило к невозможности принять окончательное решение. Предприятие не могло сориентироваться в море собранной информации, а критериев для выбора было недостаточно. Поистине, в данном случае лучшее - враг хорошего.

Большинство предприятий на Западе хорошо знают основных игроков в том сегменте рынка компьютерных систем, который максимально соответствует деятельности предприятия. Выбор проводится из 2-4-х систем одного или близких классов. Остальные просто не рассматриваются. Такой подход значительно упрощает процедуру выбора, снижает временные и финансовые затраты предприятия, а в конечном итоге - способствует принятию наиболее эффективного решения.

[1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Карпачев И.

 

 

Реклама: