Letyshops

Принципы учета затрат

Светлана Сергеенко
loreley@rinet.ru
При подготовке материала были использованы материалы фирмы PLAUT. Также автор выражает благодарность Венской Высшей Школе Финансов, Расчетов и Налогов.
Немного лингвистики | Учет общих затрат (Overhead Management)

"Учет предельных плановых затрат, ориентированный на производственные процессы". Звучит непросто и очень теоретически. Однако наиболее общепринятый на настоящий момент метод учета затрат должен иметь какое-то имя.

Критерий для принятия любого управленческого решения - сокращение или увеличение издержек, которые вызовет это решение. То есть - предельные издержки. С математической точки зрения, речь идет о первой производной функции затрат. Если мы предполагаем, что функция носит линейный характер, то переменные издержки оказываются пропорциональны выпуску и называются пропорциональными издержками. В этом случае первая производная постоянна, переменные (пропорциональные) издержки равны предельным.

Слово "плановый" означает, что учет затрат не является простым отчетным инструментом. Гораздо больше мы нуждаемся в нем как в контроллинговом инструменте. Контроллинг - это управление, а управлять можно только при наличии плана. Если мы знаем, чего хотим достичь, то можем сравнить плановые и реальные показатели и, проанализировав отклонения, принять решения, позволяющие достичь запланированного.

Что означает "ориентированный на производственные процессы"? В настоящее время признано, что учет затрат не должен ориентироваться на отдельные функции или структурные подразделения организации. Необходимо отображать производственные процессы, которые различаются от отрасли к отрасли. В производственной организации, выпускающей и продающей определенный ассортимент товаров ("промышленное серийное производство") одним из таких процессов является, например, управление запасами (производится и складируется определенный объем продукта). Другой процесс - обработка заказов клиентов: клиент заказывает, предприятие поставляет и выписывает счет.

Сущность учета плановых предельных затрат, ориентированного на производственные процессы, заключается в том, что каждый процесс имеет свой собственный инструмент учета затрат. Мы не ориентировались бы на процессы, если бы применяли инструмент для управления запасами при работе с клиентами. Раньше это делалось, например, при печально известном учете себестоимости (производственные затраты + управленческие и общепроизводственные расходы = себестоимость, что при добавлении определенного процента прибыли дает цену реализации). Цена так же мало влияет на управление запасами, как управленческие и общепроизводственные расходы. Для управления клиентскими заказами существует собственный инструмент - расчет сумм покрытия постоянных издержек.

Отдельные процессы не должны оперировать полностью независимыми данными. Все используемые инструменты формируют замкнутую систему, внутри которой учетная информация из различных источников полностью согласуется. Эта система и является "венцом творения" учета предельных плановых затрат, ориентированного на производственные процессы.

Для некоторых производственных процессов существуют контроллинговые инструменты, функции которых выходят за рамки учета затрат. В то же время есть три процесса, которые управляются, в основном, с помощью такого учета. При промышленном серийном производстве это оперативное управление предприятием, управление запасами и обработка заказов клиентов.

Многие предприятия сферы услуг и предприятия, осуществляющие штучное производство (строительство, кораблестроение), управляют не складскими запасами, а проектами. Наряду с обработкой заказов клиентов и оперативным управлением, у них есть потребность в инструменте управления проектами. Торговые предприятия, которым известны их клиенты (например, оптовая торговля или продажа автомобилей), используют при учете затрат оперативное управление и обработку заказов клиентов. В розничной торговле (например, при продаже продуктов питания) с клиентскими заказами не работают.

[1][2] следующая>>
[вид для печати]
© Светлана Сергеенко

 

 

Реклама: