Российские стандарты бухгалтерского учета - на международный уровень
|
Севостьянов А.Н. Юрисконсульт-методист ЗАО "Что делать Консалт" |
Задачи реформы | Эффективность международных стандартов |
В течение последних лет в России проводится реформа системы бухгалтерского учета. Две главные задачи реформы: создание отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики (полезность при управлении и финансовом и экономическом анализе); создание отчетности, понятной зарубежным инвесторам (и, соответственно, способствующей их привлечению). Необходимость проведения реформы, вызвана значительным отличием российских принципов бухучета от стандартов западных стран. Российские стандарты формировались, в основном, во времена командной экономики, и многие принципы, актуальные при старой системе, используются до сих пор. Большое значение имеет тот факт, что бухгалтерский учет в нашей стране долгое время имел, в основном, налоговую направленность. Сейчас, в переходный период, его нельзя назвать ни налоговым, ни финансовым, так как из современной отчетности трудно получить налоговую или финансовую информацию в чистом виде. Кратко ситуацию с бухгалтерским учетом можно описать следующим образом. В России: жесткое государственное регулирование, с одной стороны, попытки минимизировать показываемую прибыль для уменьшения налогового бремени - с другой. На Западе: многовариантность правил ведения бухгалтерского учета и оптимизация прибыли. Последнее в большинстве случаев означает решение вопроса, что лучше: показать большую прибыль и компенсировать налоги увеличением рыночной стоимости акций (и повышением привлекательности для инвесторов) или "уменьшить" прибыль, а вместе с ней и сумму налогов, но ухудшить свои показатели в глазах инвесторов и кредиторов. Проблема, связанная с различием требований государства (точное определение налогооблагаемой базы и суммы налогов) и инвесторов (предоставление справедливой и реальной информации) чаще всего решается с помощью двух систем учета: финансовой и налоговой. Эти системы в основном совпадают. Исключение составляют отдельные моменты, связанные с величиной налогооблагаемой прибыли (различные сроки износа основных средств, затраты, не уменьшающие базу для налога на прибыль и др.). В марте 1998 года Правительство Российской Федерации приняло Программу реформирования бухгалтерского учета. В Программе намечен большой комплекс мероприятий, цель которых - приведение российской системы бухучета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Задачи реформы:
При подготовке Программы возник вопрос, что взять за основу: правила бухгалтерского учета конкретной страны или международные стандарты финансовой отчетности, разработанные Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Использование МСФО предполагает:
МСФО изначально не предназначены для регулирования учета и отчетности в отдельных странах, как и для непосредственного использования на практике. Цель их разработки - гармонизация национальных систем учета и отчетности для повышения потребительских качеств финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, в первую очередь - транснациональных корпораций. В России МСФО целесообразно использовать:
Данный подход используется большинством экономически развитых стран мира. Неслучайно структура построения положений по бухгалтерскому учету во многом аналогична схеме построения международных стандартов. Переход к использованию МСФО должен быть постепенным и целенаправленным. Осуществить его "за один день" (или даже за один год) невозможно, так как необходимо провести большое количество специальных мероприятий. В частности, требуются коррективы в законодательстве, прежде всего гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета. Органы, регулирующие учет, должны издать детальные инструкции по внедрению и применению новых положений (стандартов). Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности. Применение в нашей стране любого признанного в мире решения возможно, если это решение соответствует реальной российской модели рыночной экономики. Иными словами, при использовании международных стандартов финансовой отчетности для создания национальной системы регулирования учета международный опыт должен быть адаптирован к конкретной социально-экономической среде. |
[1][2] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© ЗАО "Что делать Консалт" |