Letyshops

Основные проблемы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в России

Фирсов А.В.
Продолжение.
Управленческий учет | Налоговый учет

Главная оперативная цель управленческого учета - предоставить руководству компании информацию для принятия решений (планирования, анализа, оперативного и тактического руководства) и, таким образом, помочь в реализации оперативных, тактических и стратегических целей.

Тактическая цель управления в условиях рыночной экономики - получение прибыли. Стратегическая - увеличение капитала владельцев компании (акционеров) в максимально длительной перспективе с учетом сроков получения прибыли. Соответственно, часть управленческого учета, как правило, базируется на финансовом учете.

Отличия состоят в том, что:

  • принимаются во внимание внешние факторы (например, рыночная конъюнктура цен);
  • учитывается управленческая информация, полученная извне (например, сведения об инфляции, возникших обязательствах, разорившихся должниках, выбывших активах и т. д.),
  • игнорируется информация, которая является незначительной.

Такой подход может быть сформулирован в ряде принципов:

  • чем раньше получена прибыль, тем она важнее для компании;
  • сделки считаются заключенными не в момент документального оформления, а в момент возникновения прав или обязательств;
  • стоимость активов показывается, по возможности, по их рыночной цене;
  • все обязательства компании отражаются в момент возникновения и в их реальном значении;
  • прибыль рассчитывается исходя из необозримо длительных сроков существования компании;
  • прибыль, вероятность возникновения которой меньше 50%, не показывается, убытки, вероятность возникновения которых больше 5%, показываются;
  • если об убытках или прибыли стало известно не в тот период, когда они реально имели место, то их следует, по возможности, относить к периоду возникновения, даже при отсутствии документальных подтверждений;
  • допускается некоторая неточность данных, если эта неточность не имеет значения для принятия решения

На основе этих и некоторых других принципов может быть рассчитана прибыль (назовем ее управленческой или рыночной), которая показывает прибавление рыночного богатства акционеров. Она базируется на финансовой прибыли, но отличается от нее в ту или иную сторону, в зависимости от информации, имеющейся у менеджмента компании.

Если менеджмент непредвзято ведет расчет управленческой прибыли, то она будет достаточно объективно отражать рыночную стоимость активов и "рыночную" прибыль компании.

Такая информация позволит сравнивать компанию с другими фирмами, ведущими учет по тем же принципам. Она необходима не только акционерам, но и кредиторам (для оценки возвратности кредитов), поставщикам и покупателям (для принятия решений о сотрудничестве), дебиторам (чтобы оценить возможность и сроки предъявления требований), персоналу (чтобы видеть перспективу деятельности и получения заработной платы), потенциальным инвесторам, органам государственной власти, налоговым органам.

[1][2] следующая>>
[вид для печати]
© Фирсов А.В.

 

 

Реклама: