Letyshops

Развитие предприятия

Гончарук В.А.
Продолжение.
Бартер | Взятки | Неуплата налогов

Еще одно полукриминальное явление - взятки. Полукриминальное потому, что способов дать взятку, не нарушая букву закона, едва ли не больше, чем незаконных. Если их мало используют, то только из нежелания платить налоги с "премиальных" сумм.

Взятки широко распространены во всем мире (не надо думать, что мы и здесь первые), однако цивилизованные страны стараются вынести их за пределы своих территорий. В Германии, Англии и Франции взятки, вручаемые в другой стране, вычитаются из налогооблагаемых сумм (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури "Основы менеджмента", Москва, "Дело", 1997 г.).

В США тот же статус имеют суммы, выплаченные за рубежом государственным чиновникам "для ускорения административных действий".

В стране-получателе взятка может быть оформлена, например, в виде гонорара за книгу, а единственное неудобство состоит в необходимости уплатить подоходный налог. Учитывая, что западные партнеры с размахом действуют на российском рынке, можно, с одной стороны, порадоваться резервному источнику благосостояния наших граждан, а с другой - привести наши законы в соответствие с международными нормами и легализовать дачу взятки за рубежом с вычетом ее из налогооблагаемой базы.

На внутреннем рынке взятки не столь полезны для экономики, но остаются достаточно привлекательными для предпринимателя. Хотя во многих случаях преимущества, предоставляемые ими, иллюзорны. Если вернуться к рассмотренным нами двум типам стратегий, то взятка - инструмент первоначального накопления капитала, но никак не долгосрочного присутствия на рынке.

В некоторых областях продвижение товара с помощью взяток давно стало нормой; в других (например, розничной торговле) - они практически не применяются. Можно представить, что качество продукции, низкая цена или быстрая доставка - это тоже своего рода взятка потребителю. И работает она лучше "традиционной".

Полагаем, что при развитии реальных рыночных отношений взятки будут "вымываться" из потребительского сектора и концентрироваться в государственном.

<<предыдущая [1][2][3] следующая>>
[вид для печати]
© Гончарук В. А.

 

 

Реклама: