Социометрия, или Как сплотить коллектив
|
А. И. Голиней Коммерческий директор компании "Аберкейд Консалтинг" |
Окончание. |
Лидерство в группе | Тишь да гладь: хорошо или плохо? |
Чтобы правильно произвести расстановку кадров в компании, необходимо знать не только количество голосов, полученных тем или другим человеком, но и взаимность выбора. Выделение неформальных связей внутри групп позволяет решать ряд задач, в том числе - определять центры сопротивления при трансформации организационной структуры, изменении целей организации и т. д. Единодушие в групповом поведении усиливает влияние коллектива на человека. Социометрические данные помогают определить, каким образом происходит зарождение критики, как сотрудники на нее реагируют, кто источник критики и т. п. Высокая интенсивность коммуникаций несет в себе опасность раскола группы. Коммуникационные разрывы объясняются более тесными связями с другими отделами и фирмами. Необходимо способствовать нормальной сплоченности группы, оптимизации коммуникаций. Социометрия позволяет выявить внутри группы лидеров, аутсайдеров и т. д. Под лидерством в небольших коллективах понимается деятельность человека, ведущего группу к достижению цели, активно взаимодействующего со всеми ее членами. Лидер не назначается на соответствующий пост, а занимает руководящую позицию с открытого или скрытого согласия группы. С его личностью идентифицируется система принимаемых группой норм и ценностей. Лидер занимает свою позицию в условиях не только специфической, но и достаточно значимой для существования группы ситуации. Для выдвижения на роль лидера человек должен обладать определенной совокупностью личностных качеств, в частности достаточно высоким уровнем инициативы и активности, опытом и навыками организаторской деятельности, заинтересованностью в делах группы и, наконец, общительностью и личной привлекательностью, высоким уровнем авторитета в группе. Лидеры-организаторы могут быстро и четко распределить задания, принять решение, обеспечить контроль. Лидерам-инициаторам свойственна способность выдвигать предложения, проявлять инициативу, увлекать собственным примером. Для эмоциональных лидеров характерны жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. Они поддерживают "мажорное настроение" в группе. Каждый руководитель должен стремиться выявить в своем коллективе неформальных лидеров-организаторов и облечь их официальными полномочиями. Чем выше авторитет формального лидера, тем выше производительность труда в группе. |
[1][2] | следующая>> | |
[вид для печати] | ||
© Аберкейд Консалтинг |