Letyshops

Что такое налоговый учет, и как он воюет против организаций

Машков С.А
кандидат технических наук, Аудиторско-консалтинговая группа Что делать Консалт

Опубликовано в журнале «Все для бухгалтера», 1 (73) 2002

Большая беда

В первый же год нового тысячелетия на головы российских бухгалтеров свалилась очередная беда. В дополнение к тому, что бухгалтерский учет следует осуществлять по новому Плану счетов, введенному приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. 94н, Налоговый Кодекс РФ (далее - НК РФ) предписывает организациям вести еще и налоговый учет на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом (ст. 313 НК РФ в действующей редакции).

При этом система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно , а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения .

Молодые бухгалтеры в ужасе, пожилые усмехаются, приговаривая: В первый раз, что ли? Будет им и налоговый учет .

Попытаемся разобраться, что ожидает бухгалтеров, что они должны будут делать и они ли должны будут это делать.

Готовы ли предприятия

На предприятиях бухгалтерский учет ведут бухгалтеры. Значит налоговый учет будут вести налоговики ? Или опять бухгалтеры? Вряд ли руководители предприятий сочтут возможным значительно увеличить административно-управленческий аппарат и создать отдельные службы для ведения налогового учета. По-видимому, эта работа ляжет на плечи тех же бухгалтеров, что ведут бухгалтерский, а в не очень крупных компаниях и управленческий, и кадровый учет.

Для правильного ведения бухгалтерии выпущены: Федеральный закон РФ О бухгалтерском учете (от 21.11.96 129-ФЗ с изменениями от 23.07.98), НК РФ, Положения по бухгалтерскому учету, сотни инструкций, методических указаний и писем Минфина РФ и МНС РФ, тысячи книг и руководств, сотни тысяч статей в десятках бухгалтерских изданиях.

На любой вопрос, который может возникнуть в связи с бухгалтерским учетом, можно найти ответ в перечисленных источниках с любой степенью подробности. Не говоря уже о том, что бухгалтерскому учету бухгалтера когда-то и где-то учили. Он сдавал экзамены, получил диплом или сертификат, подтверждающий его квалификацию в этом вопросе.

При этом система бухгалтерского учета не организуется налогоплательщиком самостоятельно , бухгалтера не заставляют разрабатывать план счетов, регистры, на которых должны отражаться (и накапливаться) различные показатели и т. д. Все это регламентируется .

Для налогового учета нет пока ничего, кроме нескольких страниц общего содержания в главе 25 НК РФ. Если у бухгалтера при чтении этих страниц, а тем более при попытках организовать налоговый учет, возникнут вопросы, то найти ответы в каком-либо другом письменном источнике невозможно, обращаться за подробностями некуда. Вероятно, в ближайшем будущем следует ожидать от Минфина РФ или МНС РФ разработки и выпуска Положений по налоговому учету, инструкций и методических указаний.

Ввиду изложенного, вероятно, очень небольшое (относительно) количество организаций-налогоплательщиков смогут самостоятельно разработать учетную политику для целей налогообложения, сформировать налоговый учет на основе данных первичных документов, отразить эти данные в регистрах налогового учета и вести его наравне с бухгалтерским.

Еще меньшее число компаний смогут позволить себе это из экономических соображений. И, смею утверждать, не найдется ни одной организации, которая сможет реализовать все вышеперечисленное без существенных дополнительных финансовых затрат.

Издержки на исчисление налогов

Дополнительно к налоговому бремени налогоплательщикам придется тратить непроизводительно сотни миллиардов рублей на расчет налогов по методикам, предлагаемым государством. Автор уже показывал это на примере налога на добавленную стоимость (Машков С.А., Иллюзия налога, «Все для бухгалтера», 1999, N 6 (36)).

В упомянутой статье отмечено, что основная часть НДС поступает в бюджет от розничной торговли (оказания услуг населению, выполнения работ для населения). От остальных видов деятельности и для подавляющего большинства организаций (с очень незначительным исключением) уплаченный НДС возмещается из бюджета, при правильно оформленных счетах-фактурах, книгах учета покупок и продаж.

По нашим оценкам, денежные средства, получаемые государством в бюджет в качестве НДС от видов деятельности, не являющихся розничной торговлей (оказание услуг населению, выполнение работ для населения), не покрывают всех издержек по взиманию этого налога.

К таким издержкам относятся:

  • затраты на оплату рабочего времени, в течение которого бухгалтеры осуществляют действия, связанные с НДС (расчет НДС, оформление выписываемых и учет полученных счетов-фактур, ведение книг продаж и книг покупок, представление в налоговые инспекции к 20-му числу каждого месяца деклараций по расчету НДС);
  • затраты на бумагу, необходимую для выполнения вышеперечисленных работ;
  • затраты на содержание дополнительного штата налоговых инспекторов и налоговой полиции, осуществляющих проверку правильности расчета и уплаты НДС;
  • затраты на оплату рабочего времени банковских работников, осуществляющих банковские операции по перечислению денег от одного предприятия другому, представляющих якобы НДС;
  • сами денежные средства, представляющие НДС, которые без пользы «крутятся», переходя с расчетного счета одного предприятия на расчетный счет другого и не попадая в бюджет;
  • невосполнимые материальные затраты бумаги, электричества, износ оборудования и т. д.

Для российской экономики было бы лучше, если бы были отменены (или совсем не вводились бы) счета-фактуры, книги покупок и продаж, ежемесячные отчеты (декларации) по НДС.

Сам НДС взимался бы по ставке 20% с организаций, осуществляющих розничную торговлю (оказывающих услуги населению и выполняющих работы для населения); по ставке, допустим, 0,01% – со всех остальных компаний и, разумеется, без возмещения из бюджета. Государство в бюджет получало бы столько же или больше, но издержки по взиманию НДС сократились бы, а бухгалтерский учет – упростился.

Замечания о налоге с продаж

Кстати, о налоге с продаж. Почему ставка определена как 5% от продажной стоимости товара с учетом НДС (то есть взимается налог с продаж с НДС), а не как 6% от продажной стоимости без НДС, то есть с той же базы, с которой исчисляется последний?

Допустим, себестоимость единицы товара равна 80 руб. и продавец реализует его с наценкой в 25%, то есть 20 руб. (80 руб. * 25% = 20 руб.). Тогда продажная цена без учета НДС составляет 100 руб. (80 руб. + 20 руб. = 100 руб.); а налог на добавленную стоимость при ставке в 20% 20 руб. (100 руб. * 20% = 20 руб.).

Продажная стоимость с учетом НДС будет равна 120 руб. (100 руб. + 20 руб. = 120 руб.); налог с продаж (при ставке 5% от стоимости товара с учетом НДС) 6 руб. (120 руб. * 5% = 6 руб.). Однако эти 6 руб. составляют 6% от 100 руб., то есть от продажной стоимости товара без учета НДС, то есть с той же базы, с которой рассчитывается и сам НДС.

Почему для указанных двух налогов налогооблагаемые базы определяются различным образом? Для НДС это себестоимость плюс наценка, для налога с продаж себестоимость плюс наценка, плюс НДС. Почему не определить для налога с продаж ту же базу, что и для НДС (себестоимость плюс наценка), и немного изменить ставку (6% вместо 5%), чтобы получить в результате ту же величину?

Это было бы более правильно методологически: устранился бы налог с налога. Кроме того, упростились бы расчеты.

С нашей точки зрения, законодатели неоправданно усложняют методику исчисления налогов, перекладывая бремя затрат на налогоплательщика. Однако мы отвлеклись на налог с продаж, тогда как нашей целью является налог на прибыль.

Продолжение в выпусках: #181, #182, #183, #184, #185, #186, #187

 

 

Реклама: