Взгляд в будущее корпоративных финансов
Стефен Барр
Не вызывает сомнения, что за прошедшее десятилетие главные финансовые директора сумели занять видное положение в корпоративном мире. И теперь, в преддверие нового века, можно задуматься о том, как это положение будет меняться. Какие новые обязанности появятся у финансовых директоров? Будет ли экономический спад означать возврат к простому счетоводству? Превратится ли финансовый отдел благодаря Интернету в аванпост из одного человека, призванного наблюдать за легионами компаний-партнеров?
Предлагаем наши прогнозы относительно будущего финансов в следующем десятилетии. Отчасти они основаны на вашем восприятии событий. Некоторые из этих предсказаний могут показаться очевидными, а некоторые - "притянутыми за уши". Но главное, на наш взгляд, это то, что правила игры будут продолжать меняться и финансовые руководители должны быть готовы меняться вместе с ними.
Прогноз :
"Править бал" будет скорость, а не устойчивость
До конца столетия остается 57 дней, 3 часа и 48 минут, и Крейг Монахэн (Craig Monaghan) немного взвинчен. Главный финансовый директор компании iVillage, поддерживающей очень популярный Интернет-сайт для женщин, только что вернулся из двухнедельной поездки, посвященной встречам с инвесторами. Его компания готовится к повторному размещению акций вслед за первоначальным публичным предложением, осуществленном в марте. Имея на руках вырученные 75 млн. долларов, Монахэн с беспокойством смотрит, как час за часом приближается срок выпуска квартального отчета о прибыли.
Пока тикают часы, Монахэн следит за работой своих сотрудников, перепроверяющих показатели за третий квартал, и одновременно отвечает на звонки менеджера по рекламе, консультанта по связям с инвесторами и главы iVillage Кэндис Карпентер (Candice Carpenter), спускающейся по трапу самолета. Отчет, который появится на следующий день, продолжит историю убытков компании, созданной четыре года назад, и все же Монахэн надеется, что инвесторы основное внимание обратят на прогресс, достигнутый в ключевых нефинансовых, маркетинговых и базовых показателях.
Для 42-летнего Монахэна скорость и интенсивность работы - нечто новое по сравнению с тем, с чем он сталкивался, прокладывая свой путь в финансах в General Motors, Bristol-Myers Squibb и Reader's Digest. Сегодняшний день напоминает ему 80-е годы, когда он командовал танкистами в Южной Корее и имел право стрелять в ответ на огонь северокорейцев по его взводу. "Тогда мы были на передовой, и здесь, в iVillage, мы тоже на передовой", - говорит Монахэн.
На примере Монахэна мы видим, какую роль возьмут на себя в будущем финансовые директора - роль стратега, технолога, коммерсанта, финансиста, партнера главного исполнительного директора фирмы. Нет оснований полагать, что темп перемен замедлится. Недавно мы задали 620 нашим читателям вопрос о том, что, по их мнению, ожидает нас в будущем. 62% уверены в увеличении скорости перемен. Только один респондент предположил, что скорость уменьшится. Остальные думают, что она останется без изменений.
Главное для Монахэна в новом веке - управление стремительным развитием, поощрение роста показателей прибыли и использование новых стратегических возможностей. Тут он похож на многих своих коллег, и скорость его только подхлестывает. И все же этот финансовый директор XXI века в тайне тоскует по папке толщиной в дюйм для хранения отчетов. "Я завидую сложным системам, руководствам с описанием официальной политики и программным пакетам для составления месячной отчетности, которые есть у больших компаний", - признается Монахэн. Когда ему напоминают, что многие фирмы собираются отказаться от составления огромного количества документов с устаревшими данными, Монахэн соглашается с их политикой, но грустно добавляет: "Я хотел бы немного больше устойчивости, чем сейчас".
Прогноз :
Число обязанностей возрастет
Глобализация финансовых рынков, рост требовательности инвесторов, произошедшие благодаря Интернету изменения в способах создания стоимости бросили множество новых вызовов финансовым директорам. По словам Фрэнка Гатти (Frank Gatti), главного финансового директора компании Educational Testing Services (Принстон, штат Нью-Джерси), чтобы не отстать, ему, как и его коллегам, приходится "подходить к бизнесу более комплексно", лучше разбираться во влиянии новых технологий и уметь согласовывать интересы людей с целями своей организации: "Не имея этих качеств, вы не сможете помочь своей компании ни в будущем, ни даже сейчас".
Безусловно, одна из возникших проблем связана с распределением времени. По подсчетам Рика Флеминга (Rick Fleming), главного финансового директора крупной компании USG, производящей строительную продукцию, половина рабочего времени тратится им сегодня на такие "нетрадиционные области", как вопросы сегментации рынка, оптимизация логистической цепочки и изучение возможностей электронной коммерции. Следовательно, на выполнение обычных обязанностей финансового директора у него остается только половина рабочего дня.
Флеминг не является исключением. Согласно данным нашего опроса, количество приоритетных направлений в работе финансовых директоров, по их собственному мнению, постоянно растет. По нашим прогнозам, в новом веке нагрузка увеличится на 10%. Однако финансовые директора не жалуются. "Я не хотела бы заниматься деятельностью, узкоспециализированной и предсказуемой, - говорит Линда Харвард (Linda Harvard), главный финансовый директор компании Playboy Enterprises. - Когда у тебя столько требующих внимания дел, работа становится более интересной". Секрет в том, чтобы, как утверждает Рик Флеминг, "не оступиться" в тех областях, за которые отвечает в конечном итоге только он: "Мне по-прежнему придется делать то, что я делал всегда, но мне нужно учиться справляться и с задачами посложнее. А в сутках все еще 24 часа".
Прогноз :
Длительность рабочей недели увеличится
Когда финансовых директоров спрашивают, чтo они в первую очередь хотели бы изменить в своей работе, они больше всего жалуются на отсутствие времени. Почти три четверти респондентов уже работают более 50 часов в неделю, а почти половина из этих трех четвертей - более 60. Теперь, когда электронная почта, факсы и сотовые телефоны есть повсеместно, рабочее место не локализовано, а рабочий день практически никогда не кончается.
Прогноз :
Электронный бизнес поменяет все
Интернет является основной причиной увеличения скорости перемен. Из-за него финансовые директора стали по-другому строить свою работу. Большинство опрошенных нами сказали, что они входят в Интернет утром и остаются подключенными к нему весь день. Отвечая на вопрос, какое самое большое изменение их ожидает в работе, почти все упомянули влияние электронной коммерции и других Интернет-систем.
"Все устремились в это пространство", - говорит Ричард Уоллман (Richard Wallman), главный финансовый директор компании Honeywell. В этой компании каждый отдел должен был представить свои предложения по развитию электронного бизнеса. Финансовый отдел, например, изучал, как можно использовать Интернет для приема заказов, составления счетов-фактур и получения денежных средств.
Если необходимо определить, где и как можно использовать Интернет, многих финансовых директоров, обладающих в этой области лишь начальными знаниями, охватывает паника. Тем не менее, им необходимо стать инициаторами решений в области электронного бизнеса. Об этом говорит Гэри Моран (Gary Moran), партнер из Arthur Andersen: "В мире электронной коммерции вслед за бизнес-моделями будет меняться экономика компаний, и финансовые руководители просто обязаны активно участвовать в происходящем".
Прогноз :
Финансовый отдел уменьшится в размерах
Влияние Web непосредственно скажется на работе финансового отдела, который будет становиться все более "виртуальным". Об этом позаботятся электронная коммерция типа "бизнес-бизнес" и сложные сетевые системы. Обработка информации о хозяйственных операциях будет все чаще осуществляться по безбумажной технологии, с применением встроенных элементов контроля, прямого пользовательского ввода и ссылок на данные поставщиков и клиентов в реальном масштабе времени. Огромные хранилища данных и все более сложное программное обеспечение позволят линейным менеджерам самим проводить финансовый анализ. А аутсорсинг традиционных финансовых видов деятельности станет обычным делом.
"Мы видим, как финансовые службы уменьшаются в размерах, - говорит Донниэл Шульман (Donniel Schulman), один из авторов недавно вышедшей книги Shared Services: Adding Value to the Business Units ("Общие службы: как сделать более производительной работу подразделений компании"). - Отныне влияние финансового директора будет измеряться не числом непосредственных подчиненных, а количеством принятых долгосрочных решений".
Прогноз :
Web будет способствовать инсорсингу
В уменьшившихся финансовых отделах через Интернет будет происходить обмен сложными финансовыми продуктами и услугами. Ожидается, что только в течение двух следующих лет использование Web для размещения корпоративных обязательств, валютных опционов, процентных свопов и внебиржевых производных инструментов увеличится в пять раз. "Многие смотрят на Интернет как на среду совершения операций. В такой среде вы сможете размещать заявку на любой необходимый вам продукт, давая возможность поставщикам присылать свои предложения, - говорит Роберт Симмонс, главный финансовый директор Campus Pipeline, Интернет-портала для колледжей и университетов. - Перенос всего процесса в Интернет обещает немало выгод".
Прогноз :
Выбор технологий начнет влиять на акционерную стоимость
То, насколько удачно фирмы вкладывают средства в новые технологии, станет показателем для определения акционерной стоимости. Торнтон Мэй (Thornton May), составитель прогнозов из компании Cambridge Technology Partners (Кембридж, штат Массачусетс), утверждает, что финансовым директорам не нужно принимать на себя обязанности директоров по информационным системам. Вместо этого, они должны выступать как "арбитры". В области информационных технологий необходимо навести порядок. Только 10% проектов в этой сфере завершаются в срок, не выходят за рамки бюджета и соответствуют техническому заданию. И это сейчас, когда компании тратят на технологии в среднем только 3-4% своего бюджета. По прогнозам Мэя, через двадцать лет этот показатель увеличится до 20-40%.
"Если процент неудач останется прежним, - утверждает Мэй, - многие акционеры придут в ярость". И такие факты уже есть. Несколько месяцев назад Hershey Foods и Whirlpool столкнулись с массовым сбросом своих акций после сообщений о том, что недавняя установка ими информационных систем вызвала сбои в доставке продукции и, как следствие, снизила финансовые показатели (см. "Нужно ли винить ERP?", вып. 68).
"Неверные решения в области информационных технологий будут приводить к уменьшению суммы, которую инвесторы готовы заплатить за один доллар прибыли компании, - утверждает Мэй. - Ведь всем известно, что информационные технологии могут оказаться хорошим объектом для инвестиций. Умный инвестор будет покупать акции компаний, эффективно вкладывающих средства в информационные технологии, так что у финансовых директоров появится новый способ создания акционерной стоимости".
Прогноз :
Сделки будут совершаться быстрее
В новой вселенной, управляемой электронной коммерцией, должно ускориться заключение всех видов сделок: от поиска новых глобальных источников капитала до альтернативных венчурных инициатив. "Рынки станут шире и глубже, чем раньше, - говорит Джон Махони, главный финансовый директор компании Staples. - Готовность к новым контактам окажет заметное влияние на представление о структуре капитала". Staples, занимается розничной торговлей канцелярскими принадлежностями и имеет дело как со старым, так и с новым электронным миром. Компания только что завершила первое размещение своих евробондов и выпустила ценные бумаги, размер дивидендов по которым зависит от стоимости активов компании, связанных с Интернетом. Первоначальное публичное предложение акций намечено провести в течение этого года.
В серии сделок, заключенных осенью прошлого года, Staples осуществила инвестиции в несколько начинающих Интернет-компаний, что дало ей ряд стратегических преимуществ. Однако Staples не стала приобретать эти компании. "В прошлом мы, возможно, и купили бы молодую компанию с большими перспективами, - поясняет Махони, активно участвующий в подобных начинаниях. - Но сейчас, вместо того чтобы проходить через все сложности, связанные с покупкой, мы быстро достигаем взаимовыгодного соглашения и заключаем сделку. Мы можем скорее начать сотрудничество и раньше получить результаты от новых соглашений, вкладывая меньше средств".
Прогноз :
Победители будут быстрее находить синергизм
Удастся ли компаниям ассимилировать разнообразные приобретения и альянсы - это другой вопрос. Поиск синергизма станет в следующем веке причиной головной боли у многих финансовых директоров. Компаниям, которые не смогут быстро его найти, придется пройти через новый раунд распродаж и консолидаций. Самый лучший совет здесь: никогда не останавливайтесь на достигнутом.
Прогноз :
Победителям достанутся лучшие работники
Интеграция и сохранение кадров (не только в финансовом отделе, но и во всей компании) еще долго будут оставаться непростым делом. Из-за низкого уровня безработицы служащие будут всегда готовы уйти из компании, в которой им надоело. Качественные программы повышения квалификации помогут их удержать. "Многие молодые люди ожидают, что мы будем требовать от них большего, - говорит Махони из Staples. - Мы не можем научить их тому, чем они станут пользоваться всю жизнь. Бизнес меняется стремительно, и нам нужны люди, способные адаптироваться и использовать полученные знания для решения совершенно новых проблем".
Окончание в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #72