Результаты первой волны TIM в России
Пресс-конференция
24 июля 2001 года компания MASMI Research провела пресс-конференцию, посвященную представлению результатов первой волны Интернет-исследований по проекту The Internet Monitor (TIM). Проект осуществляется совместно с его автором - компанией Pro Active International.
В пресс-конференции, организованной агентством "PR-Technologies", приняли участие:
- Эдвард Ходжмэн, Вице-президент MASMI Research Group;
- Фред ван Акен, Директор Pro Active International;
- Оксана Поварищникова, Руководитель Интернет исследований, МАСМИ (Россия);
- Ксавье Брандт, Директор по международным исследованиям, MASMI Research Group (Великобритания);
- Юлия Сигунова, Директор по маркетингу, Port.ru, Inc.;
- Алексей Назарюк, Директор по исследованиям, Альфа-Банк.
Компания MASMI Research Group начала исследование TIM в мае 2001 года. Исследование состояло из двух этапов:
- опрос методом личного интервью, в ходе которого определялись ключевые характеристики пользования Интернетом в России;
- онлайн-опрос с целью изучить привычки в использовании сети, поведение пользователей и другое.
В онлайн-опросе приняли участие более 12 000 человек; в исследовании - около 20 сайтов из числа наиболее популярных в стране.
"Новички в сети"
Результаты первой волны TIM говорят о том, что поведение российских Интернет-пользователей и их демографическая структура характерны для стран, где распространение Интернета находится на довольно низком уровне. Пользователи, недавно получившие доступ в сеть, активно экспериментируют, открывают для себя новое, не чувствуют усталости и пресыщенности от информационного потока.
Число пользователей Интернета в России увеличивается в течение последних лет, так же как и в Европе. В настоящий момент 9% жителей российских городов в возрасте от 16 до 64 лет имеют доступ в Интернет. Доля пользователей в крупных городах значительно выше, чем в среднем по стране. Например, в Москве среди населения в возрасте от 16 до 64 лет доступ в Интернет имеют 13,5% жителей.
Значительное количество российских Интернет-пользователей (40%) - новички в сети. Они начали использовать Интернет только в 2000-2001 годах.
В целом больше половины пользователей (70%) - мужчины. Однако в возрастной группе от 23 до 34 лет доля женщин составляет 45%. Мы предполагаем, что в ближайшем будущем количество пользователей женского пола будет расти.
Значительная часть российских Интернет-пользователей (68%) имеют высшее образование. В Европе эта цифра ниже - 48%. Среди российских женщин доля образованных пользователей Интернета составляет 75%.
В большинстве случаев (61%) в Интернет выходят на работе. При этом телефонную линию используют 34%, сеть компании - 30%, выделенную линию - 22%.
Среди тех, кто подключается к Интернету дома, подавляющее большинство предпочитает телефонную линию (93%).
В среднем респонденты провели в сети 6 дней за последние две недели. В Европе этот показатель немного выше - 7 дней. При этом в течение дня российский пользователь проводит в сети 49 минут, тогда как в Европе - 41 минуту.
Мужчины "сидят" в Интернете в среднем 50 минут, то есть немного больше, чем женщины.
Некоторые детали
У россиян наиболее популярные занятия в сети (не связанные с профессиональной деятельностью) - поиск информации (77%) и работа с электронной почтой. У европейцев электронная почта стоит на первом месте, а поиск информации - на втором.
При использовании Интернета в деловых целях электронная почта выходит в России на первое место (77%), оттеснив на второе поиск информации (66%).
Очевидно, что наиболее посещаемыми у российских пользователей являются поисковые системы и новостные сайты.
Определенной популярностью пользуются страницы, посвященные компьютерам, Интернету и информационным технологиям.
23% Интернет пользователей в России, выходя в сеть дома, видят перед собой пустую страницу; 21% - поисковую систему; 16% - сайт своего провайдера.
На работе 29% респондентов в качестве стартовой страницы имеют поисковую систему, а 20% - новостной сайт.
В Европе сайт компании, в которой работают пользователи, является их домашней страницей в 40% случаев. В России эта цифра значительно ниже - 14%.
У половины российских респондентов на компьютере установлен MP3 плеер. 41% пользуются Real Audio/Video плеером. В Европе Real Audio/Video плеер популярнее, чем MP3 (52% и 39% соответственно).
В России пользователи Интернет более охотно оставляют свои персональные данные на сайтах, чем в Европе (52% против 47%).
Российские пользователи отличаются высокой активностью: они охотно участвуют в конференциях и публикуют свое мнение на форумах и интерактивных сайтах.
Реклама и е-коммерция
Реклама оказывает значительное влияние на поведение российских посетителей сети. Под влиянием онлайн рекламы 27% пользователей переходили на рекламируемые сайты и столько же - участвовали в опросах.
Более половины респондентов заявляют, что кликали на рекламу, так как были заинтересованы в продукте или услуге, которые рекламировались. Еще одна причина - интерес к компании-рекламодателю. В некоторых случаях реклама кажется интригующей, пользователи хотят посмотреть куда приведет ссылка.
37% опрошенных утверждают, что никогда не кликают на онлайн рекламу.
В целом российские пользователи воспринимают рекламу как информативную, полезную, но в то же время навязчивую.
Более половины опрошенных были бы более заинтересованы в онлайн рекламе, если бы могли выбирать категории рекламируемых товаров и услуг. Еще лучше, если бы рекламируемые товары и услуги имели отношение к тематике сайта.
В области электронной коммерции российские пользователи менее активны, чем европейские. Лишь одна треть респондентов совершала покупки через Интернет (в Европе - 54%).
В большинстве случаев личные покупки, как и деловые, были доставлены респондентам (59%). Тем не менее, российские пользователи чаще, чем европейские, скачивают покупку с сайта (20%) или забирают ее лично (21%).
Средняя стоимость последней покупки, совершенной российским посетителем сети в личных целях, составляет 27 Евро, в деловых целях - 179 Евро. Наиболее распространенный способ оплаты - наличные при доставке (59% - при покупке в личных целях, 57% - в деловых).
По кредитной карте оплачены 18% личных покупок 14% - деловых. Онлайновые покупки в деловых целях иногда оплачиваются банковским переводом.
Наиболее часто в категорию последней покупки, совершенной российскими Интернет-пользователями, попадают книги и компакт-диски. В России Интернет-продажа книг составляет 26%, компакт-дисков - 19% от всех покупок, сделанных в личных целях. Книги также являются наиболее популярной покупкой в деловых целях (36% опрошенных).
Треть респондентов узнала о компании-продавце не через Интернет. Еще треть нашла магазин, путешествуя по сети. Для российских Интернет-пользователей характерно совершать деловые покупки из дома, а личные - с работы.
Финансовые операции, не связанные с оплатой покупок, все еще редкость в России. За последние две недели их совершили всего 5% пользователей сети.
Профиль пользователя
Очевидно, что время, проводимое в Интернете, "отбирается" у других видов деятельности. Посетители сети в России стали меньше читать, меньше смотреть телевизор, меньше спать, с тех пор как открыли для себя сеть. Единственный вид деятельности, которому стали уделять больше внимания в связи с посещением Интернета, - это чтение компьютерных журналов.
Российские Интернет-пользователи посещают сайты, адреса которых они узнали на других сайтах (60%), увидели по телевидению или узнали из журналов.
Картина медийных предпочтений российских Интернет-пользователей:
- 30% всех опрошенных ежедневно читают газеты;
- 15% читают журналы о текущих событиях раз в неделю, еще 12% - 2-3 раза в месяц;
- 42% смотрят телевизор не более 10 часов в неделю, 34% - от 11 до 20 часов в неделю.
Российские пользователи уделяют сети повышенное внимание. Более половины респондентов не отвлекаются ни на какие другие занятия во время пребывания в Интернете. В Европе для пользователей характерно, находясь в сети, слушать радио, разговаривать по телефону, смотреть телевизор. В России параллельно с Интернетом радио слушают около трети опрошенных, а 13% разговаривают по телефону.
Средний доход российских Интернет-пользователей составляет 903 Евро. Более трети респондентов (38%) имеют очень низкий для Европы доход - менее 500 Евро.
Значительное количество респондентов в момент проведения исследования не знали, с какой скоростью они соединены с Интернетом. Более половины имели скорость передачи данных 56 Kb/c и меньше.
Социальный статус российских Интернет-пользователей довольно неоднороден. Одну пятую составляют неработающие студенты. Многие респонденты трудятся в компаниях, имеющих системы электронной почты, собственные сайты и Интранет.
56% российских Интернет-пользователей знают английский язык настолько, чтобы понимать содержание англоязычных сайтов. Более 70% опрошенных считают, что сайты компаний и организаций должны быть на родном языке.
Российских пользователей заботят вопросы безопасности в сети. 79% респондентов выражают озабоченность этой проблемой. При этом половина безразлично относится к тому, что на сайтах применяются cookies.
Использование персональных компьютеров в России находится на более высоком уровне, чем в среднем по Европе. Практически все опрошенные имеют персональные компьютеры и 39% - мобильные телефоны. Большинство респондентов для выхода в сеть использует стационарные PC, 10% - ноутбуки, 3% - мобильные телефоны.
22% российских Интернет-пользователей провели прошлогодний отпуск за границей, 31% - собираются поехать за рубеж в следующем году. 14% сменили место жительства, столько же планируют переехать.
20% российских респондентов сменили работу в прошлом году и 12% намерены сделать это в следующем.
Российские пользователи довольно осторожны в отношении новых технологий. 43% готовы применять их, только ознакомившись с чужим опытом. Еще треть - если это будет совершенно необходимо.
В заключение можно сказать, что по результатам первого исследования The Internet Monitor, проведенного в России, средний российский Интернет-пользователь высокообразован, жаден до информации и готов жертвовать многим ради пребывания в сети.