Новые структуры для IAS
Мари Эллен Оливерио
В кратком изложении
Совет IASC слушает и отвечает
Официальная реакция на критику структуры, предложенной в 1998 году, последовала, когда рабочая группа по стратегии встретилась с Советом IASC (30 июня 1999 г.). На встрече была рассмотрена проблема дублирования полномочий двух групп - общий вопрос, поднятый в письмах-комментариях. IASC сообщил, что для достижения его целей предпочтительнее однопалатная структура, а не двухпалатная, как было предложено в обсуждаемом документе. Члены совета, на полной ставке (в том числе некоторые члены советов организаций - учредителей национальных стандартов) и частично занятые, назначаются попечителями (trustees).
Вскоре после упомянутой встречи Financial Times писала: "После нескольких месяцев жаркой перепалки IASC собрался и обдумал проект своей будущей конституции, призванной навести мосты между чаяниями США и Европы
Между обеими четко обозначенными сторонами лежит явная пропасть. ЕС нужен защищенный Совет с несколькими европейскими местами, а учредителям стандартов нравится идея передать власть Комитету по разработке стандартов (SDC), где они были бы под независимым контролем.
ЕС нужна организация с политической легитимностью, неподвластная Соединенным Штатам или с местами для бывших учредителей, лишенных серьезных экономических рычагов. FASB хотел бы независимости по примеру своей собственной системы. Ему ни к чему вече, где сложные вопросы решаются на основе закрепленных прав.
ЕС добился перевеса, заявив, что в новой организации власть должна отражать скорее экономическую мощь, чем историческое стечение обстоятельств, что основные стандарты в мире используются в таких странах, как Австралия, Канада, Новая Зеландия и Соединенные Штаты".
Рекомендации рабочей группы
В ноябре 1999 г., рабочая группа доработала и опубликовала "Рекомендации по формированию IASC на перспективу". Группа перешла от дискуссионного документа к конкретным рекомендациям, которые предложила на рассмотрение Совету IASC. Рекомендации были обсуждены на ноябрьском совещании в Венеции, когда Совет единогласно поддержал доработанные предложения.
В отчете выделены три важнейших вопроса: представительность организации, принимающей решение; независимость ее членов; технический опыт. Согласно отчету, легитимность стандартов IASC была бы несомненной, если бы их разработкой занималась автономная организация, состоящая из небольшого числа высококвалифицированных экспертов на полной ставке.
Цели и стратегия. Рекомендации предлагают расширить задачи IASC до следующих:
- создать в интересах общественности единый комплекс качественных, понятных и реально применимых глобальных стандартов бухучета, которые требуют качественной, прозрачной и сопоставимой информации в финансовой отчетности, чтобы помочь участникам мировых рынков капитала принимать здравые экономические решения;
- способствовать использованию и продуманному применению этих стандартов;
- обеспечить сближение национальных стандартов бухучета и стандартов IAS.
IASC. Отменяется правило, разрешающее членство в IASC организациям профессиональных бухгалтеров, являющимся одновременно членами IFAC.
Две основные организации. Основная власть в IASC принадлежит Совету попечителей из 19 членов и Совету по стандартам из 14 членов, с четко обозначенными обязанностями. Попечители имеют разное географическое и функциональное происхождение. Они отвечают за назначение членов Совета, членов Постоянной комиссии по интерпретациям и Совещательного Совета по Стандартам. Также они ведут наблюдение за IASC, обеспечивают финансирование, принимают бюджет и изменения в уставе организации.
Первая группа попечителей назначается Комитетом по номинациям. Совет попечителей должен быть интернациональным: шесть представителей из Северной Америки, шесть - из Европы, четверо - из Азиатско-Тихоокеанского региона и трое - из любого региона, при условии соблюдения географического баланса. Сразу после создания новой структуры обязанностью попечителей станет подбор всех последующих попечителей.
Основной критерий выбора 14 членов Совета IASC - их профессиональный опыт. Члены Совета должны обладать "наилучшим возможным сочетанием технических навыков и опыта работы в соответствующих международных условиях, чтобы внести вклад в развитие качественных стандартов бухучета. Выбор членов Совета не основывается на географической репрезентативности".
Требуемое разнообразие достигается условием, что 5 членов Совета должны иметь практический опыт аудита, по меньшей мере трое - опыт подготовки корпоративных финансовых отчетов, еще трое - опыт работы с финансовой отчетностью и хотя бы один - опыт в сфере образования. Семь членов Совета на полной ставке обязаны поддерживать официальные контакты с одним или более конкретно обозначенным учредителем национальных стандартов.
Совещательный Совет по стандартам. Члены Совещательного Совета являются аудиторией для дебатов Совета IASC по техническим и иным вопросам, а также советниками попечителей. Совещательный Совет состоит приблизительно из 30 членов - лиц с разнообразным опытом.
Комиссия по интерпретации стандартов. SIC сохраняет свою структуру из 12 членов, в основном - бухгалтеров, занимающихся независимой деятельностью.
Комитет по номинациям. Первую группу попечителей выбирает Комитет по номинациям, назначенный существующим Советом IASC. Комитет состоит из 5-8 выдающихся личностей с различным географическим и профессиональным происхождением, которые избирают себе председателя. Деятельность Комитета заканчивается сразу после выбора попечителей.
Реализация
На совещании в Амстердаме в декабре 1999 г. Совет IASC назначил Комитет по номинациям. Единогласно были избраны следующие кандидаты:
- Karl H. Baumann, председатель наблюдательного совета Siemens, AG; заместитель председателя DRSC (Учредитель национальных стандартов бухучета Германии);
- James E. Copeland, Jr., Главный исполнительный директор, Deloitte Touche Tohmatsu;
- Howard Davies, председатель Управления финансовых услуг Великобритании;
- Arthur Levitt, Jr., председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США;
- Michel Prada, председатель Французской Комиссии Биржевых Операций;
- Andrew Sheng, председатель Комиссии по ценным бумагам и фьючерсам, Гонконг;
- James D. Wolfensohn, президент Международного Банка Реконструкции и Развития.
На совещании 13 января 2000 г. председатель SEC Arthur Levitt был избран председателем Комитета по номинациям. По графику, предложенному рабочей комиссией по стратегии, Комитет по номинациям должен был рекомендовать Совету IASC кандидатуры попечителей к 15 апреля 2000 г.
На совещании 17 марта в Сан-Паулу Совет IASC проголосовал в поддержку пересмотренной структуры, изложенной в отчете за ноябрь 1999 г. Члены IASC должны были принять резолюцию на майском совещании, после чего попечители начнут назначение новых членов Совета, а 1 января 2001 года новый Совет приступит к работе.
Путь свободен?
"Accountancy", журнал Института присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, утверждает, что, несмотря на внешне единогласное одобрение рекомендаций рабочей группы, не все и не везде так гладко. В выпуске новостей, озаглавленном "IASC продался Штатам, - говорит ЕС", журнал сообщил, что наблюдатели Европейской комиссии разочарованы в IASC, который "поддался давлению" США, и отказывают Комитету в праве называться международной организацией.
Сейчас это мнение кажется слишком пессимистичным. Создание структуры IASC - это лишь начало долгой работы по формированию заслуживающей доверия глобальной системы финансовой отчетности. В недавно опубликованной концепции международных стандартов бухучета SEC просит присылать отзывы о составляющих "качественной структуры глобальной финансовой отчетности, которая пойдет дальше самих стандартов" (срок - до 23 мая 2000 г.). Кроме того, SEC ждет отзывов по следующим вопросам:
- учредители действенных, независимых и качественных стандартов бухгалтерии и аудита;
- высококачественные стандарты аудита;
- аудиторские фирмы с эффективным контролем качества по всему миру;
- обеспечение качества в профессиональных кругах по всему миру;
- активный надзор за соблюдением нормативов.
Похоже, SEC считает, что структура для создания международных стандартов бухучета уже есть и пора переходить к всеобъемлющей инфраструктуре, необходимой для формирования действительно глобальных рынков ценных бумаг.
Мэри Эллен Оливерио, доктор философии, присяжный бухгалтер, профессор бухгалтерского учета в университете Пэйс (штат Нью-Йорк).