Letyshops

Защитить е-бизнес

Джоан Сэммер

Виды рисков

С электронным бизнесом связаны три типа рисков:

  • Содержание: нарушение авторского права, клевета, дискредитация, нарушение конфиденциальности.
  • Вторжение: ущерб системам; хищение информации, включая данные кредитных карт и торговые секреты; атаки с целью срыва услуг (Denial of Service - DoS), когда хакеры бомбардируют сайт тысячами электронных посланий; вирусы.
  • Системные ошибки: прежде всего - в торговых электронных компаниях, где отказ системы ведет к финансовому убытку клиентов и их жалобам.

Процессы е-бизнеса становятся все более важной частью деятельности компаний. Управление электронными рисками интегрируется в общее управление рисками. Диапазон страховых услуг растет, но не всегда есть необходимость пользоваться ими в полном объеме. Некоторые фирмы предпочитают справляться с определенными видами рисков самостоятельно.

Когда есть что терять

Imperial Chemical Industries (ICI) не является типичным участником электронного рынка. Эта химическая компания с капиталом 14 млрд. долл., работающая в 100 странах, быстро сделала е-коммерцию продолжением обычного бизнеса.

Опасности для ICI несет в себе не только Интернет, но и статус транснационального химического производителя. Это отражается на подходе компании к управлению рисками.

"Большинство солидных химических фирм осторожнее, чем молодые компании, - говорит Гленн Фроммер (Glenn Frommer), вице-президент ICI по е-бизнесу в Лондоне. - У начинающих меньше риск репутации и риск конфликта каналов. Они могут действовать агрессивно, так как создают бизнес с нуля. Крупные фирмы более осторожны: им есть, что терять".

Перед началом е-коммерческой деятельности ICI оценила степень опасности и решила выбрать в партнеры только одну биржу - ChemConnect.com. "Такой вид торговли - дело рискованное, ведь часто сделки заключаются с анонимными партнерами", - говорит Фроммер.

Чтобы смягчить этот риск, ICI и ChemConnect.com разработали меры контроля и создали систему рейтинга участвующих в торговле компаний, в зависимости от их размеров, бизнес-стажа и репутации.

ICI широко понимает риск в е-бизнесе, включая в это понятие угрозу конкуренции и убытки, связанные с тем, что онлайновые рынки угрожают существующим каналам сбыта.

Решив не заключать договор страхования, фирма, тем не менее, присматривается к полисам. "Это лишь начало, и ситуация с риском нас вполне устраивает, - говорит Фроммер. - Так как страхование развивается и эволюционирует, думаю, мы к нему еще обратимся. Сейчас мы активно работаем в Северной Америке и Западной Европе, но с переходом в менее регулируемые страны страховка может пригодиться".

Новые возможности, новые опасности

Некоторые компании так спешат выйти на рынок, что не тратят время на изучение рисков и создание механизма для их смягчения. "Все увлечены гонкой, и мысли об опасности отходят на задний план, - говорит Джон Фоль (John Foehl), консультант в Tillinghast-Towers Perrin. - С точки зрения стратегии, главное - старт, а с риском можно разобраться и позже".

Многие компании ошибочно полагают, что существующие страховки охватывают все виды Интернет-опасности. "Вкладывая капитал в е-коммерцию, фирмы меняют способ деятельности, а это порождает новые обязательства", - говорит Том Бич (Tom Beach), старший вице-президент по управлению рисками отдела финансовых услуг Fidelity and Deposit Cos.

Судя по опыту ICI, уделять внимание онлайновым рискам должны не только дот-комы. "Уязвима даже та компания, которая использует Интернет исключительно во внутренних целях, например для контроля ТМЗ в своих глобальных операциях", - говорит Анита Шонфелд (Anita Schoenfeld), консультант в Tillinghast-Towers Perrin.

Baccardi Bottling Corp. только начинает серьезно вкладывать деньги в е-бизнес. "Пару лет назад руководство категорически возражало против электронной передачи финансовых документов и другой информации, - рассказывает Хосе Теруэл (Jose Teruel), инспектор и казначей компании. - Теперь мы хотим максимально рационализировать процессы и повысить производительность".

Фирма уже обменивается в онлайне информацией с поставщиками, используя EDI. На очереди - торговые каналы. Доверив передачу важной деловой информации онлайновому ПО, Baccardi подвергает себя риску е-коммерции, даже не имея вебсайта.

Продолжение в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #147, #148

 

 

Реклама: