Создание системы бизнес-правил. Часть 3
Барбара фон Халле
Раскрытие правил
Этап 7 - раскрыть правила. Этот этап требует простого выполнения вашей схемы раскрытия правил.
Для случая с Интернет-парком рассмотрим Процесс 5 и его решения: достаточно ли у опекуна денег, чтобы ребенка допустили в парк?
Начав со строгого ограничения, можно спросить участников, нет ли обстоятельств, мешающих ребенку войти в парк. В нашем примере такое обстоятельство - отсутствие у опекуна должного платежного статуса. Особенности статуса определяются правилами типа "умозаключение".
Вы можете раскрыть ограничения сразу или оставить в таблице до тех пор, пока не перейдете к раскрытию правил-умозаключений.
Перейдя к выводам, участники обсуждают, как платежный статус опекуна можно определить на основании способа оплаты, кредитоспособности и количества оплаченных часов. Это дает четыре умозаключения (см. Таблицу).
Затем вы ищете правила-рекомендации. Участники не обнаруживают обстоятельств, которые требовали бы предупреждения. Следовательно, пока рекомендаций нет.
Далее ищете правила типа "расчеты". Судя по всему, "заранее оплаченные опекуном часы" и "разрешенное время пребывания в парке" можно рассчитать. Необходимо раскрыть правила вычисления.
Наконец вы ищете разрешения, которые инициируют внешние события. В наших примерах их нет.
В Таблице показаны: Процесс 5, его основное решение, первичное правило для каждого решения, тип правила.
Таблица правил для принятия решений
Процесс 5: Определить, позволяют ли допуск платежные данные опекуна Решение: Достаточен ли платежный статус опекуна для входа ребенка в парк? | |
Правило | Тип |
Для допуска в парк необходимо, чтобы опекун имел соответствующий статус. | Ограничение |
Если способ оплаты - кредит, а у опекуна хороший кредитный рейтинг, то статус опекуна достаточен для входа ребенка в парк. | Умозаключение |
Если опекун имеет статус "А", то у него хороший кредитный рейтинг. | Умозаключение |
Если опекун - сотрудник с виртуальной идентификацией, то у него хороший кредитный рейтинг. | Умозаключение |
Если способ оплаты - предоплата, а количество оплаченных часов больше или равно разрешенному времени, то статус опекуна достаточен для допуска в парк. | Умозаключение |
Оплаченные опекуном часы рассчитываются по формуле (указать) | Расчет |
Разрешенное время пребывания в парке рассчитывается по формуле (указать) | Расчет |
Подтверждение правил
Этап 8 - подтвердить правила. На этом этапе необходимо убедиться, что правила действительно способны управлять всеми соответствующими типами делового поведения; действуют там, где они нужны, и согласуются с контекстом бизнеса. Подтверждение правил должно быть частью программы управления правилами.
Подтверждение имеет два важных аспекта.
Первый - полная юрисдикция правила, то есть сфера, в которой правило управляет поведением, помогая предприятию достичь целей.
Юрисдикция может быть выражена как:
- географическая область применения правила (штат, страна, континент);
- политические границы (компания, филиал, отдел);
- типы участников, к которым применимо правило (приоритетные или нежелательные клиенты).
Второй аспект - стороны, согласие которых требуется для принятия или изменения правила. Ими могут быть: регулирующие органы, само предприятие, подразделения, представители организаций или конечные клиенты.
Все участники согласны, что правило о статусе платежеспособности опекуна для Интернет-парка должно выполняться для всех опекунов и детей.
Принятие и изменение правил подтверждают сотрудники отделов обслуживания и финансов.
Ценность и термины
Этап 9 - придать правилам коммерческую ценность. По возможности, увяжите каждое правило с политикой, которую оно определяет. В будущем это позволит анализировать политику (например, она продолжает поддерживать цели изменений) и правила (реально поддерживают эту политику).
Если формальной политики нет, попытайтесь увязать правила с общей мотивацией компании. Почему она принимает или предлагает правило? Возможные цели:
- соблюсти требования законодательства;
- принести пользу (доставить удовольствие) клиенту;
- увеличить выручку;
- увеличить прибыль;
- минимизировать риск;
- открыть новые возможности.
Допустим, одно из ваших правил позволяет приоритетному клиенту забирать последнюю единицу товара. Цель этого правила - не соблюдение законодательства, а удовлетворение клиента. Если кто-либо потребует изменить правило, управляющий должен оценить, как это отразится на удовлетворенности клиентов и является ли эта удовлетворенность по-прежнему приоритетом.
Этап 10 - определить термины в правилах. Термин - слово или выражение с утвержденным значением. Если вы - профессионал в области данных, вы переводите термины в объекты и атрибуты. Примеры терминов: клиент, кредитный код клиента, итоговая сумма клиента в долларах.
Для Интернет-парка правило таково: вводимое ребенком имя пользователя должно содержаться в перечне имен пользователей.
Это правило содержит два термина:
- ребенок: лицо в возрасте от 11 до 14 лет, зарегистрированное для получения услуг парка (возможно, объект в модели данных)
- имя пользователя: заранее установленная символьная строка, которая уникально идентифицирует ребенка в системе парка (возможно, атрибут ребенка).
Продолжение в следующем выпуске
Продолжение в выпусках: #141