Создание системы бизнес-правил. Часть 3
Барбара фон Халле
Подробнее о раскрытии
Технология сама по себе вряд ли решит все проблемы, но если применять ее с умом, можно получить интересные и мощные результаты. Если технология управляет логикой или принятием решений, она усиливает интеллектуальные способности предприятия.
Такова цель систем бизнес-правил.
В 1 и 2 частях данного цикла система бизнес-правил была представлена как автоматизированная система, в которой "правила бизнеса" разделяются (логически и, может быть, физически) и совместно используются рядом хранилищ данных, пользовательских интерфейсов и приложений.
В части 2 был предложен метод бизнес-правил, предусматривающий 4 пути и 6 фаз методологии. В этой статье мы подробнее поговорим о фазе раскрытия.
Раскрытию предшествует обзор, то есть процесс извлечения высокоуровневых деловых требований и границ для новой или усовершенствованной системы информации. Фаза раскрытия выявляет подробные требования системы, но остается технологически нейтральной.
Пожалуй, самый уникальный аспект фазы раскрытия - восприятие делового события как набора действий, ведущих к решениям. Таким образом, в методе бизнес-правил деловое событие развертывается как комплекс решений. Также вы проверяете, чтобы решения не противоречили политике организации.
Решения и политика делятся на выполнимые и точные бизнес-правила, которые разумно и предсказуемо управляют деловым событием.
Такое деление возможно, так как деловое событие определяется правилами. Когда правило исполняется, оно ссылается на часть информации. Правило может порождать новую информацию, которую мы называем знанием. Решения, правила, информация и производное от правил знание - это интеллектуальные активы, которые являются важными точками в методе бизнес-правил.
Понять процесс, добавить сценарий
Чтобы вычленить бизнес-правила из комплекса артефактов, разделим фазу раскрытия на две части. Первая - раскрытие основного поведения системы. Вторая - раскрытие основных правил и данных. В реальном проекте обе части могут объединяться в общее мероприятие по раскрытию.
Цель раскрытия базового системного поведения - документировать, в первую очередь, важнейшие аспекты, которые помогут понять основы данных и правил. Для наших целей существенные аспекты можно определить, пройдя следующие этапы:
Этап 1 - понять деловое событие или процесс. На этом этапе ваша задача - понять подробности делового события, но лишь настолько, чтобы раскрыть правила. Для этого можно изучить взаимодействия и задачи внутри конкретного случая, процессы низкого уровня или даже конкретные сценарии поиска процессов, управляющих принятием решений.
Чтобы избежать бесконечных дебатов, используйте метод, который удобен для участников. Помните: важна не последовательность, а краткий путь к решениям и правилам, лежащим в основе события.
Предположим, нужно понять событие "доступ ребенка в тематический Интернет-парк". Выявим в этом событии 6 процессов:
- запросить у ребенка имя пользователя и пароль;
- определить (идентифицировать) ребенка;
- задать ребенку вопросы допуска, предусмотренные его опекуном;
- по ответам решить, имеет ли ребенок право войти в систему;
- определить, позволяют ли допуск ребенка платежные данные его опекуна;
- переслать ответы опекуну ребенка (для справки).
Этап 2 - добавить конкретные сценарии. Конкретный сценарий - воображаемый или реальный пример делового события. Часто описание сценариев - полезный и интересный способ начать или поддержать беседу о событии. Позже конкретные сценарии будут полезны для проверки системы и всех ее правил.
Сотрудники Интернет-парка могут предложить для делового события "запись ребенка в парк" такие сценарии:
Сценарий 1: Мэри - мать одиночка, ее дочери 14 лет. Мэри хочет зарегистрировать дочь во всех функциях тематического парка. Ее дочь должна готовить уроки и помогать по дому. Мэри хочет, чтобы перед входом в парк задавался вопрос, получила ли дочь в этот день хорошие оценки. Девочке разрешено проводить в игровом парке один час ежедневно, но за каждую хорошую оценку добавляется еще 30 минут. Мэри - новый клиент, и неизвестно, насколько она надежна в плане кредитования.
Сценарий 2. Джон и Барбара хотят записать 10-летнего мальчика. До входа в игровой парк, он должен по 30 минут в день заниматься чтением с помощью обучающей программы (сейчас он читает на уровне 8 лет). Ежедневно ему разрешено играть 1 час. Джон и Барбара - клиенты со стажем, у них записан еще один ребенок. Они имеют не очень хорошую платежную репутацию.
Продолжение в следующем выпуске.