Оценка бизнеса. Системный подход
Павловец В.В.
Системный подход к предприятию
Суть системного подхода состоит в том, что предприятие рассматривается как некоторая действующая система, которая состоит из элементов, управляется, производит и имеет цель своего существования. В рамках такого подхода предлагается отвлечься от анализа отдельных бизнес-процессов и рассмотреть предприятие извне, как единое целое.
Предприятие (с точки зрения системного подхода) - это система, состоящая из некоторым образом связанных и управляемых элементов, производящая определенный продукт и потребляющая ресурсы (рис. 1).
Система (предприятие) производит некий продукт (товары, услуги) и потребляет для производства некоторые продукты (товары, услуги и капитал); результатом работы системы является прибыль; управляющие связи системы осуществляет менеджмент.
Рисунок 1. Система "предприятие"
Составляющие системы
Определим составляющие системы "предприятие".
Цель системы - выживаемость и развитие [1]. Нередко происходит ошибочная подмена целей системы целью собственника. Цель собственника - максимизация долгосрочной прибыли (имеется ввиду коммерческое предприятие, управляемое в интересах собственников). Более точная формулировка цели собственника - максимизация текущей ценности ожидаемой долгосрочной прибыли.
Угрозу для выживаемости предприятия представляют поставщики капитала: собственники и кредиторы, которые могут инициировать процедуру банкротства. Осуществление цели "выживаемость" для системы возможно при извлечении прибыли, достаточной для поддержания платежеспособности и не меньшей, чем альтернативная норма доходности.
Осуществление цели "развитие" для системы возможно, если поставщики капитала будут предоставлять необходимый для роста капитал.
Для предоставления капитала необходимо, чтобы ожидаемая долгосрочная прибыль превышала норму альтернативной доходности. Соответственно, цель собственника и средства достижения целей системы "предприятия" совпадают.
Ценность ожидаемой долгосрочной прибыли определяется процедурой дисконтирования, то есть в первом приближении соответствует стоимости бизнеса. Таким образом, система "предприятие" потенциально стремится к максимизации своей стоимости.
Целевая функция системы - это средство реализации цели собственника (для этого оно и создается и эксплуатируется собственником). Цель собственника - максимизация текущей ценности ожидаемой долгосрочной прибыли. Следовательно, целевая функция системы - прибыль.
Элементы системы - это активы, пассивы и сотрудники предприятия. Активы - все активы предприятия (за исключением goodwill); они отражают материальное и нематериальное имущество, непосредственно участвующее в производстве. Пассивы отражают источники формирования активов, то есть тот капитал, который потребляет предприятие, и права владения предприятием и/или его активами поставщиками капитала. Сотрудники - это коллектив предприятия с его знаниями и опытом, а также сложившийся корпоративный дух.
Управляющие связи элементов системы - функции, которые выполняет менеджмент предприятия для достижения поставленной цели.
Производимый продукт - товары или услуги, которые производит предприятие для последующей продажи.
Потребляемые продукты - товары и услуги, которые потребляет предприятие в качестве составных элементов для последующего производства или перепродажи. Товары - это сырье, полуфабрикаты, энергоносители и т. д. Услуги - это аренда средств производства и прочие услуги других субъектов бизнеса, необходимые для существования системы и ее развития.
Системный эффект
Определив таким образом предприятие как систему, необходимо рассмотреть следующее понятие системного подхода - системный эффект.
Системный эффект отражает качество работы системы в целом, то есть эффективность использования элементов системы и эффективность управляющих связей. Определить системный эффект можно через сравнение суммарной стоимости элементов системы и стоимости системы в целом по ее целевой функции.
Таким образом, системный эффект предприятия - это разница между доходной стоимостью бизнеса и стоимостью его элементов (ликвидационной стоимостью). Этот показатель соответствует понятию goodwill.
SE1=PV, где:
SE1 - системный эффект предприятия (goodwill);
PV - доходная стоимость предприятия или текущая ценность ожидаемой долгосрочной прибыли;
LV- чистая стоимость элементов предприятия (ликвидационная стоимость предприятия).
Системный эффект предприятия может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательная величина отражает экономическое устаревание системы, иначе говоря - ее неэффективность.
Системный подход к корпорации
Корпорация, с точки зрения системного подхода, - система второго уровня. Ее элементы - предприятия - сами являются системами.
С учетом выведенных определений система "корпорация" будет иметь следующее описание: система, состоящая из некоторым образом связанных и управляемых элементов (предприятий), созданная с целью повышения эффективности деятельности своих элементов с использованием преимущества интеграции.
Дадим определения составляющим системы "корпорация".
Цель системы - выживаемость и развитие. Выживаемость обеспечивается, если корпорация дает дополнительные экономические преимущества поставщикам капитала в сравнении с раздельным (независимым) существованием предприятий - членов корпорации. Развитие системы обеспечивается, если она приносит ожидаемую долгосрочную прибыль, которая больше нормы альтернативной доходности.
Невыполнение указанных условий создает риск ликвидации корпоративного центра. При возникновении такого риска корпоративный центр будет избавляться от долей владения членами корпорации, что приведет к ликвидации системы. Таким образом, система потенциально стремится к увеличению своего системного эффекта.
Целевая функция системы - прибыль.
Элементы системы - это предприятия - члены корпорации и предприятие - корпоративный центр (материнская, головная или управляющая компания).
Связи элементов системы - долевое участие головного предприятия в капитале компаний - членов корпорации. В качестве дополнительных связей могут использоваться некоторые формы корпоративных связей, приведенные на рисунке 1.1.
Управляющие связи элементов системы - функции, которые выполняет менеджмент корпоративного центра для достижения поставленной цели.
Производимый продукт - экономический эффект от интеграции элементов системы.
В корпорации категория "поставщики капитала" распадается на три составляющих (в предприятии - на два):
- генеральный собственник - собственник корпоративного центра;
- собственники меньшинства - собственники, владеющие остаточной долей капитала предприятий - членов корпорации, притом что доминирующим владельцем является корпоративный центр;
- кредиторы.
Определив, таким образом, корпорацию как систему, необходимо рассмотреть ее системный эффект.
Поскольку системный эффект отражает качество работы системы в целом, то есть эффективность использования элементов системы и эффективность управляющих связей, то определить системный эффект можно через сравнение суммарной стоимости элементов системы и стоимости системы в целом.
Другая возможность - денежное выражение "производимого системой продукта", то есть приведенного экономического эффекта от интеграции элементов системы. Таким образом, эффект рассматриваемой системы второго уровня равнозначен корпоративному эффекту.
Корпоративный эффект - это разница между доходной стоимостью корпорации и стоимостью ее элементов (предприятий).
SE2=PCV-CLV, где:
SE2 - системный эффект второго уровня (корпоративный эффект);
PCV - доходная стоимость корпорации или текущая ценность ожидаемой долгосрочной прибыли;
CLV - чистая стоимость элементов корпорации (ликвидационная стоимость корпорации).
Окончание в следующем выпуске.
1. Соколов В.Н. Методы оценки предприятия / СПбГИЭА. - СПб., 1998. - 144с.
Продолжение в выпусках: #111