Рынок покупателя (high end)
Тереза Кери
CFO magazine
"Выжить!"
Выжить! Таким был девиз большинства поставщиков бухгалтерского ПО в 2000 году. Нет, они не сидели все лето перед телевизором, глядя, как другие бесстыдно зарабатывают по миллиону в день. Они боролись со спадом в отрасли после проблемы 2000, меняли позиции своих продуктов, улучшали ассортимент. Пытались вычислить, какое влияние окажет е-бизнес. А по выходным обдумывали значение планов Microsoft приобрести Great Plains Software.
На глазах у поставщиков систем ERP, столь популярных в 80-е и 90-е годы, бум е-коммерции перерос в некое "е-колебание" части клиентов. Компании стремятся вложить средства в электронный бизнес, но часто, как Буриданов осел, не могут решить, что лучше: установить новую техническую инфраструктуру, а поверх нее веб-приложения или быстренько подобрать приложения, а затем уже их надстраивать.
Ситуация осложняется путаницей на рынке. Непонятно, какие продукты полностью переработаны под Интернет, а какие просто подстроены под работу с браузером и не имеют основных функций (вроде тесной интеграции с другими приложениями). Разработчики ERP вынуждены перепроектировать свое ПО, а это требует серьезных инвестиций не только от них, но и от их клиентов.
Тимоти Тоу (Timothy Tow), старший аналитик из Gartner, отмечает: "Сообщения о неудачах и высокая стоимость внедрения ERP-систем вызвали сложности у всех поставщиков в этой отрасли. Увлекшись проблемой 2000, они не проанализировали окупаемость своих новых проектов, что привело к перерасходу в ходе реализации. Многие клиенты не понимают, почему из-за одного пакета надо выкладывать столько денег на перестройку всего предприятия".
Впрочем, запас прочности и ресурсов поставщиков ERP-систем нельзя недооценивать. У них большая клиентура и армия разработчиков. Они могут позволить себе ошибку-другую и, в конечном итоге, добиться успеха. И хотя есть риск, что их отвлечет колоссальный спрос на системы CRM и другие "клиентские" приложения, главная их задача - функциональность бухучета. Некоторые поставщики занимаются только этим вопросом.
Выбрать бухгалтерский пакет всегда было непросто, но постоянная активность на этом рынке - гарантия новаторства и конкуренции. Мы встретились с несколькими руководителями крупных фирм - разработчиков высококачественных бухгалтерских систем. Приведем резюме этих бесед. В них есть много информации для сравнения.
Не просто имя: AXS-One Inc.
Все поставщики отрасли энергично двигаются в направлении е-коммерции, и AXS-One - отличный пример. Раньше фирма называлась Computron, но в октябре прошлого года сменила имя и бросила все маркетинговые силы на продвижение интегрированного комплекса e-Cellerator. Как и другие крупные поставщики ERP, ринувшись в е-бизнес, AXS-One продолжает оберегать инвестиции клиентов в старые системы.
Не забывая о потребностях back-office, компания обращает основное внимание на интересы клиентов и их партнеров. Делается акцент на онлайновых сетевых приложениях, которые могут фильтровать и передавать финансовую и другую информацию всем, кто в ней нуждается.
В третьем квартале e-Cellerator принес 90% всех доходов. Таким образом, превращение Computron в AXS-One - не просто смена торговой марки, но и показатель направления, в котором будут развиваться бухгалтерские и ERP-системы.
Равнение на аутсорсинг: Flexi International Software Inc.
Компания, основанная в 1991 году (в период смены парадигмы клиент-сервер), пережила серьезный кризис в конце 90-х. Глава фирмы Стефан Боте (Stefan Bothe) говорит: "Несмотря на спад, мы продолжали инвестировать в наш продукт. Мы вышли из испытаний с хорошей стратегией и хорошим решением. Окинув рынок свежим взглядом, мы увидели новую смену парадигмы, на этот раз в сторону аутсорсинга".
Теперь Flexi позиционирует себя как виртуальный отдел бухгалтерии своих клиентов, а Боте с оптимизмом пророчит технологический рост в 2001-02 г., когда рынок лучше узнает преимущества его компании.
"Мы видим, что аутсорсинг бизнес-процессов похож на аутсорсинг начисления зарплаты", - говорит Боте. Компания постарается убедить рынок, что можно достичь серьезной экономии, избавившись от своей бухгалтерии. К концу этого года фирма выпустит версию 4.4 с дополнительным онлайновым доступом и выведет в Интернет некоторые процессы, например удаленное утверждение счетов-фактур и расходов.
CRM поднимается: Infinium Software Inc.
Как и Flexi, Infinium в 2000 году серьезно изменила деловую модель, решительно перейдя в лагерь ASP (провайдеров услуг приложений). Глава фирмы Боб Пембертон (Bob Pemberton) говорит: "Мы решили за один год провести ряд преобразований. Год получился трудный, и мы почувствовали удовлетворение, когда он закончился".
К концу года были выпущены Интернет-версии приложений Infinium. Предварительно пришлось определить новые направления технологий и разработать новое поколение инструментов. Компания обзавелась компьютерной фермой около Бостона общей площадью 68 тыс. кв. футов (виртуальный тур - на www.infinium.com).
Пембертон отмечает: "Теперь у нас два основных направления. Мы - единственный крупный поставщик ПО с собственным серверным ASP-центром и мы интегрировали CRM наряду с другими приложениями. Некоторые считают, что CRM не окупается, но мы думаем иначе".
ASP во главе угла: InterBiz
InterBiz, отдел приложений для е-бизнеса при Computer Associates International Inc., делает ставку на интеграцию и интеллект. В прошлом году компания начала поставлять свой интегрированный онлайновый комплекс BizWorks, который определенно должен стать ее флагманом.
InterBiz представляет BizWorks как портальную систему реального времени, которая может не только видеть информацию, но и реагировать на нее. По словам аналитиков, BizWorks выявляет основные закономерности и даже предлагает коррективные меры.
Как и большинство других крупных игроков, InterBiz борется за рынок ASP, исходя из принципа "чем больше, тем лучше". Ее недавно сформированная Online Group предлагает три варианта: iBizDirect, где компания размещает приложение для клиентов; iBizPartner, где InterBiz берет на себя серверное размещение, а клиенты управляют контактом с конечными пользователями; interBureau, где ведется работа с другими ASP, которые хотят размещать приложения InterBiz от имени своих клиентов.
"Свобода выбора": J.D.Edwards & Co
В год новой волны протестов и митингов компания J.D.Edwards не осталась в стороне. В октябре фирма провела праздник "Свобода выбора", соединив телемостом Манхэттен с десятками городов мира и рекламируя свою технологию OneWorld Xe.
OneWorld относится к программам типа collaborative commerce (совместная коммерция) и поддерживает не только бухгалтерские функции, но и все аспекты интеграции сети поставок.
По утверждению компании, в то время как интегрированные комплексы других фирм общаются с клиентами по принципу "все или ничего", ее платформа обеспечивает больше гибкости в работе со старыми системами и другими продуктами.
2000 год оказался для J.D.Edwards неоднозначным. В мае фирма приступила к реструктуризации, в связи с чем было уволено 800 служащих. Тем не менее, согласно отчету за финансовый год, компания пришла к финишу с выручкой 1 млрд. долларов (в отличие от 8 млн. убытков в 1999 году).
J.D.Edwards уверяет, что жесткий режим экономии был оправдан, а новейшая версия ее технологии (естественно, онлайновая) продвинулась на рынке дальше всех конкурентов.
Вертикальные горизонты: Lawson Software
Эта компания воюет сразу на многих фронтах. Выпущена версия 8.0 знакового продукта Lawson.insight, который требует перевода технологии на веб-адресуемое, браузерное приложение; представлена LawsonTone - новая программа ASP/BSP (провайдер бизнес-услуг).
Эрик Лопес (Eric Lopez), вице-президент Lawson по финансовым и аналитическим решениям, говорит: "Мы планируем доминировать в сфере ASP/BSP, так как с нашей архитектурой можем обеспечить уровень е-услуг, недоступный конкурентам".
Фирма встроила в свои пакеты функции, ориентированные на конкретные отрасли (здравоохранение, профессиональные услуги и т. д.), и добавила XML (extensible mark-up language), чтобы облегчить интеграцию со старыми системами и другими приложениями.
Lawson надеется донести свои продукты до новых и малых компаний, которые не в состоянии приобретать системы по обычной цене.
По словам Лопеса, малые предприятия считают хостинг отличной альтернативой покупке и внедрению крупного многомодульного приложения. Когда клиент вырастет, он сможет при необходимости перевести это приложение к себе: "Чем переходить с Quicken на Great Plains, а затем на Lawson, лучше все время работать с Lawson".
Великое и малое: Oracle Corp.
Получив крупный контракт со знаменитой автомобильной биржей Covisint на поставку E-business suite, корпорация Oracle продолжает путь наверх. Для софтверного гиганта настали хорошие времена, тем более что недавнее снижение темпов экономического роста мало отразилось на финансовых показателях компании.
В 2000 году Oracle представила версию 11i своего E-business suite, возвестив об известных теперь преимуществах онлайновых продуктов. Также компания анонсировала 9i - последнюю версию своей базы данных.
Oracle сделала и ряд менее значительных, но заметных шагов. Выпущенная недавно система Oracle Exchange обслуживает многовалютные аукционы, позволяя продавцу видеть заявки в своей валюте, тогда как покупатели размещают их в своей. Весь комплекс Oracle теперь оснащен доступом к базе данных деловой информации и управления риском Dun & Bradstreet, что облегчает переход к business intelligence.
Чистое позиционирование: PeopleSoft Inc.
Как и Oracle, PeopleSoft выпустила крупную онлайновую версию своего флагманского продукта. Компания назвала PeopleSoft 8 "первым чисто онлайновым ПО", что на корпоративном языке означает: "программа переписана с нуля, а не просто приспособлена к Интернету".
Параллельно PeopleSoft сделала важные шаги в сторону порталов. Цепочки поставок и CRM - еще две сферы, в которых фирма расширила свой ассортимент.
PeopleSoft создала альянс с Visa International. Благодаря ему данные о транзакциях Visa будут напрямую передаваться программе управления командировочными расходами, что позволит автоматизировать значительную часть процесса отчетности и выплат. Компания ведет энергичную работу над партнерской программой каналов ASP.
Ставка на лучшее: QSP Inc.
В QSP тоже ожидаются перемены: компания намерена сосредоточиться на управлении дебиторскими задолженностями. Президент фирмы Билл Шнайдер (Bill Schneider) так определяет новую стратегию: "Наша система дебиторских счетов постепенно превратилась в цельное решение по управлению задолженностями. Мы хотим сконцентрироваться на управлении и контроле с нашим онлайновым Financial Collaborator".
QSP изолировала свою технологию сверки счетов и продает ее как дополнение к другим системам. Шнайдер отмечает, "Мы все еще поставляем целые финансовые комплексы, но с учетом внутренних резервов и тенденций рынка делаем ставку на наши лучшие активы".
QSP провела апгрейд своего финансового комплекса, добавив к версии 4.6.1. модуль учета товарно-материальных запасов. В конце 2000 года был выпущен Financial Collaborator 2.2.6, а в текущем году выйдет версия 3.0. Для малых предприятий предназначен новейший продукт фирмы - система приложений для е-бизнеса Netcontrol 1.0.
Модульное поведение: SAP America
Интернет, и в частности mySAP.com, был основной заботой SAP в 2000 году, и в ближайшем будущем ситуация вряд ли изменится. Компания продолжает добавлять модули к своей удачной E-business платформе и гордится тем, что сработалась практически со всеми поставщиками оборудования и баз данных.
Решение для е-бизнеса SAP включает финансы, управление цепями поставок, CRM, управление жизненным циклом продукта, business intelligence.
Компания продолжает наращивать интеграционные возможности mySAP.com. В новой серии "мини-приложений" предусмотрены шаблоны, по которым клиенты смогут быстро разработать целый ряд приложений на базе Microsoft.
Для этого SAP заключила договор о партнерстве с TopTier, - очередное свидетельство ее решения сотрудничать с другими фирмами, а не пытаться самостоятельно удовлетворить все запросы клиентов. В 2000 году подобные меры помогли компании расширить ассортимент в области CRM и ASP.
Солнце не зайдет никогда: Systems Union Inc.
Решив не создавать собственную модель ASP, Systems Union стала участвовать в чужой. В мае ее купила британская фирма Freecom.net. Это не помешало ходу разработки, и в конце 2000 года компания начала раскрутку SunSystems 5, которая дополняет основные финансовые функции и включает функции выполнения заказов (продажа, закупка и управление ТМЗ).
Фирма-покупатель сменила имя на Systems Union - хороший знак для клиентуры. Компания по-прежнему обслуживает два рынка: транснациональные корпорации и ряд вертикальных рынков Северной Америки.
"Под ключ": Tecsys Inc.
В 2000 г. компания Tecsys добавила к своей линии продуктов версию Oracle, а приобретение Disticom открыло для нее область отправки и получения информации.
"Наше ПО сопровождает товары до самых дверей клиента", - говорит президент и глава фирмы Питер Бриртон (Peter Brereton).
Tecsys охватывает все фазы интеграции цепей поставок, от приема заказа до выполнения, включая все бухгалтерские функции. В прошлом году фирма объявила о партнерстве с IBM и BroadVision, приступила к организации канала торговых посредников.
По словам Бриртона, на 2001 год у компании две основные цели: завершить перевод своего ПО на чисто браузерный интерфейс и разбить свою производственную линию на компоненты.
"Некоторые клиенты хотят начать с какой-то одной области, например с управления заказами в онлайне или с транспортного модуля, - говорит Бриртон. - Каждый компонент будет доступен отдельно, чтобы клиенты могли внедрять пакеты по своим графикам".
Тереза Кери (Theresa W Carey) - независимый автор, Калифорния
Продолжение в выпусках: #148