Letyshops

Рейтинг консультантов (июль 2000): Спрос на стратегии

Ирина Шувалова, Дмитрий Гришанков

Консалтинг реальный и виртуальный

Возможно, это звучит диковато, но в нашей стране существуют два рынка консалтинговых услуг. Нет-нет, речь идет не о том, что есть, например, управленческие и юридические консультации и смешивать эти два вида услуг было бы ошибкой. Есть два практически не пересекающихся рынка одних и тех же услуг. Один - вполне реальный, его объем можно оценить в 200-300 млн. долларов. Второй - виртуальный, его масштабы почти на порядок больше - свыше 1 млрд. долларов. Однако обо всем по порядку.

Реальный консалтинг

Этот рынок достаточно очевиден. Компании осознают потребность в помощи, обращаются к соответствующим специалистам, а те за деньги, порой немалые, делятся своими знаниями и опытом.

Совокупная выручка от оказания консалтинговых услуг компаний, вошедших в наш рейтинг, в прошлом году составила около 90 млн. долларов. Почти половина этой суммы пришлась на лидера рейтинга PricewaterhouseCoopers. Кстати, остальные западные консультанты категорически отказались сообщить сведения о результатах своей деятельности, хотя вполне охотно делают это у себя "дома". (Вот они, двойные стандарты: клиентам прививают культуру информационной открытости, сами же открыты не больше, чем наш ВПК.)

По экспертным оценкам, выручка компаний, не вошедших в рейтинг, составляет от 100 до 200 млн. долларов (более 90% этих денег приходится на западные фирмы). Итого - 200-300 млн. долларов.

Виртуальный консалтинг

По данным Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ), зарубежные поступления на российский консалтинговый рынок составили около 1,2 млрд. долларов. Это всякого рода помощь российской экономике, кредиты международных финансовых институтов и проч.

Рассмотрим реальный пример. ТАСIS в рамках программы технического содействия России выделяет несколько миллионов долларов на проект по развитию центров поддержки предприятий городов Северо-Запада России и Золотого кольца. Такими центрами являются частные консалтинговые фирмы, которые учреждаются физическими лицами, знающими рынок консультантов, например, по опыту работы в Российском центре приватизации. Благодаря такому подходу достигается независимость центров от государства - обязательное стандартное требование на консалтинговом рынке. Однако зависимости от самой международной организации избежать не удается. Эта маленькая деталь является ключевой для понимания всего механизма функционирования рынка консультантов.

Основная функция центров поддержки предприятий заключается в том, чтобы на деньги ТАСIS обеспечить предприятиям консультационную поддержку. Центры собирают заявки от предприятий, нуждающихся в консалтинге, и организуют тендеры для консультантов, эти услуги предоставляющих.

Поскольку выигравшие тендер консалтинговые компании финансируются из средств ТАСIS, не трудно догадаться, что по большей части победителями таких тендеров оказываются консалтинговые компании зарубежного происхождения. Заметим, что стоит западный консультант в среднем в семь раз дороже российского. Затраты на услуги таких консультантов не доставляют большой головной боли, когда деньги поступают в форме безвозмездных зарубежных грантов. Но совсем другое дело, когда речь идет о предоставлении кредитов, например Мирового банка, которые надо возвращать за счет российских налогоплательщиков.

Потери отечественной экономики в результате такой целенаправленной международной "помощи" по сравнению с кредитованием за счет внутренних отечественных ресурсов составляют порядка 30-50%.

А теперь самое занятное. С Запада к нам поступает около 1,2 млрд. долларов. Еще около 70 млн. долларов, по оценкам АКЭУ, платят за консалтинг российские предприятия из своих средств. А общая выручка российских и западных консультантов - 200-300 млн. долларов. Где же еще миллиард?

Берем на себя смелость утверждать, что он не пересекал российской границы. Эти деньги получают консалтинговые фирмы на Западе. Причем зачастую они даже не имеют представительств в России. То есть сами выделили деньги, сами же их и потратили.

Потенциал роста

Однако вернемся к реальному рынку. Прежде всего хочется отметить, что в его объеме 25-30% средств - это собственные деньги российских клиентов. Таким образом, даже если представить себе, что западные финансовые институты приостановят финансирование технической помощи России, это не будет катастрофой для отечественных консультантов.

Впрочем, пока снижения платежеспособного спроса на консалтинговые услуги не ожидается. Прогноз АКЭУ на 2000 год - рост как внешнего финансирования консалтинговых проектов (до 1,5 млрд. долларов), так и российского спроса на услуги консультантов (до 80 млн. долларов).

Как уже было отмечено, крупнейшим игроком на российском консультационном рынке, так же как и на рынке аудиторских услуг, является PricewaterhouseCoopers. Его выручка по консалтинговым услугам за год составила более миллиарда рублей. Следующая за PwC чисто российская компания "ЦентрИнвест МК" заработала около 137 млн. рублей - примерно в семь раз меньше. Такой разрыв в рейтинге между представителями Большой пятерки и российскими компаниями - дело привычное. Остальные консультационные компании в рейтинге "дышат в затылок" друг другу.

За последние два-три года отношение к найму консультантов изменилось. Еще пять лет назад в мировой практике обращение предприятия за помощью в консалтинговую компанию аналитики считали первым симптомом начинающегося спада, а персонал такого предприятия морально готовился к реструктуризации с сокращением штата. Теперь же решение стратегических задач для развития бизнеса, да еще на базе современных информационных технологий, позволило консультантам завоевать репутацию обязательных партнеров на этапе роста компаний. Отсутствие консультанта стало просто дурным тоном.

Россию консультанты завоевывали пряником потенциальных иностранных инвестиций. Не секрет, что первые заказы компаний Большой пятерки (тогда еще - Шестерки) состояли в налаживании на предприятиях западных моделей управления с одновременным переводом финансовой отчетности в международные стандарты, с тем чтобы зарубежные инвесторы не хватались за голову при первой же попытке проанализировать возможности вложения денег в России. Соответственно, наибольшей популярностью в докризисные годы пользовался весь комплекс услуг, необходимый для корпоративного финансирования из-за рубежа.

Следующим по спросу был маркетинг. Доходы в большой степени зависели от грамотного управления продажами и своевременной достоверной информации о насыщенности рынка и его качественной структуре. Это был период бурного роста потребления и борьбы за раздел потребительского рынка.

Кризис смешал все карты. Нет нужды говорить, что все консалтинговые направления пережили трудные времена. Покупательские предпочтения со стороны как конечного, так и производственного, потребления резко изменились.

Однако это не привело к росту спроса на консультации по маркетингу в общей структуре спроса на консалтинг. Российские компании-производители, прежде задавленные предложением импортных товаров, впервые вздохнули свободно: рынок сам повернулся лицом к более дешевым, хотя подчас и менее качественным отечественным продуктам. Осознание того, что кризис не вечен и рыночные преимущества российских предприятий временны, поставило на повестку дня вопрос, как сохранить позиции на рынке в будущем.

Это подтверждается и результатами опросов, проведенных АКЭУ среди своих членов. По данным этой ассоциации, спрос на консультирование по стратегическому планированию сейчас повысился наиболее заметно. Возможно, именно этот вид услуг в России, как и во всем мире, поможет консультантам завоевать свое место в экономике. Высокий доход по этому виду управленческого консультирования показала компания "РОЭЛ Консалтинг". В целом же по управленческому и бизнес-консалтингу лидирующие позиции принадлежат компании "ЦентрИнвест МК" .

Резко возросло и потребление услуг консультантов по управлению человеческими ресурсами. Руководители предприятий понимают, что без повышения эффективности работы персонала и сокращения штатов на рынке им не удержаться. Что касается маркетинга и корпоративного финансирования, то их популярность сейчас упала.

Если сравнивать российскую структуру консалтинговых услуг с мировой, то бросается в глаза отсталость нашего сегмента информационных технологий (IT). В развитых странах услуги IT являются основным источником доходов большинства крупнейших консалтинговых компаний. Показательно, что по итогам 1999 года в мировом рейтинге крупнейших консультационных компаний лидером стала компания IBM Global Services.

В России заказы по этому направлению находят лишь избранные. Среди компаний с чисто российским происхождением капитала лидером здесь является компания "Юникон", выигравшая тендер на разработку интегральной системы управления крупнейшего российского производителя и экспортера алмазов "Алроса". "Юникону" также принадлежит первая позиция в списке лидеров по оценке.

Особое место в российской экономике, правовая база которой по-прежнему оставляет желать лучшего, занимают юридические и налоговые консультации. Это основная статья доходов большинства консалтинговых компаний, работающих на российском рынке. Первую строку по этому виду консалтинга занимает PricewaterhouseCoopers, заработавшая в 1999 году на этом направлении более 450 млн. рублей .

В сегменте бухгалтерских услуг, составляющем около 3% рынка, наибольшую выручку получил Центр экономико-управленческого консультирования "Ким и Партнеры".

Окончание в следующем выпуске.


Материал предоставлен рейтинговым агентством "Эксперт РА" и опубликован на сайте: www.expert.ru. С методикой проведения рейтингов можно ознакомиться там же.

 

 

Реклама: