Что должен знать бухгалтер о хранении данных
Марк Левин, Джоэль Сигель
Зачем нужны хранилища данных
Хранилища данных созданы, что поддерживать принятие управленческих решений. Основная задача хранилищ - обрабатывать сведения, собранные со всей организации, обеспечивать их доступность и полезность для принятия решений.
В статье рассматриваются основные характеристики, применение, преимущества и вопросы установки хранилищ данных.
Для обоснованного принятия решений нужно иметь информацию обо всех составляющих предприятия: продукция, клиенты, поставщики, стратегии маркетинга, производство, административные альтернативы. Данные должны быть измеряемыми и сравнимыми.
Применение хранилищ данных позволяет руководителям выявлять тенденции развития предприятия, строить прогнозы и принимать целевые стратегические решения, оперируя колоссальным объемом информации.
Общее представление
Хранилище данных представляет собой группу технологий, которые сводят рабочую информацию всех отделов в единую базу, организуя ее по темам.
Хранилище данных - это база с большим объемом сведений, которые используются, в основном, для анализа и принятия решений на высоком уровне. Так, информация о закономерностях поведения покупателей необходима при создании стимулов для привлечения клиентов. Анализ графиков торговли поможет понять, нельзя ли произвести оптовую закупку и снизить затраты, получив соответствующую скидку.
При вводе данных в хранилище их надо реструктурировать. Для этого добавляют новые поля, удаляют измененные данные, чтобы унифицировать записи. Хранилище извлекает из операционных баз важную информацию и форматирует ее, делая пригодной для анализа и принятия решений.
Группа по созданию хранилищ данных включает следующих специалистов:
- разработчик (создает архитектуру БД);
- администратор (создает физическую структуру БД и требования к системе);
- системный аналитик-программист (создает программы для извлечения, преобразования и интеграции данных);
- аналитик по конечному пользователю (отвечает за обеспечение потребностей пользователей);
- лица, ответственные за техническую поддержку.
Основные характеристики
W.H. Inmon и его коллеги из Corporate Information Factory выявили ряд черт, которые отличают хранилища данных от других компьютерных инструментов, поддерживающих принятие решений.
Хранилища данных:
- тематически ориентированы;
- интегрированы;
- вариативны по времени;
- стабильны;
- содержат как отдельные, так и сводные данные.
Тематическая ориентация означает, что данные в хранилище организованы по темам (клиенты, продукты, поставщики, заказы, сделки), а не по функциям, как обычно в операционных отделах (зарплата, главная книга, маркетинг). Тематическая структура позволяет управлять данными за конкретный период и анализировать их, не влияя на записи в системах подразделений.
Информация в хранилище данных поступает из различных источников и в разных форматах. Чтобы достичь интеграции, сведения следует обобщить по одной или нескольким из следующих характеристик:
- определения;
- расположения;
- структуры кодирования и декодирования;
- структуры ключей;
- связи.
Вариативность по времени означает, что данные в хранилище точны и надежны в течение некого ограниченного периода, а именно - срока нахождения их в хранилище. Этот период может быть сравнительно долгим, до 10 лет, или, если необходимо, коротким.
Стабильность данных означает, что в реальном времени они практически не обновляются. Изменения обрабатываются в форме временного среза, и каждый срез - фрагмент серии изменений, которые в итоге и составляют хронологическую запись.
Хранилища содержат детали и сводные данные. Детали отражают транзакции, влияющие на отражение счетов клиента, счетов поставщика, товароматериальных запасов, объема сбыта.
Сводные данные могут состоять из профильных или открытых итоговых записей. Профильная запись содержит собрание фактов, историю или краткое изложение действий клиента, включая детали сделки за каждый период работы.
Открытые итоговые данные распространяются за пределы компании для анализа и сравнения (общественное изучение). Они поступают из различных отделов и сводятся по темам. Например, хранилище собирает у различных подразделений информацию для подготовки месячных, квартальных или годовых финансовых отчетов.
Продолжение в следующем выпуске.