Letyshops

Глоссарий

Васильев В. В.
РАО "Норильский Никель"

Управление

Цель системы - желаемое состояние системы или желаемый результат ее поведения (может быть сформулирована только с точки зрения надсистемы - системы высшего ранга). Цель по Хану (Д.Хан ПиК Планирование и контроль: концепция контролинга, М., Финансы и статистика, 1997) - стремление к максимальному результату, выражаемому в максимизации ценности капитала, при постоянном сохранении определенного уровня ликвидности и достижении целей производства и сбыта с учетом социальных целей (цель в социальном рыночном хозяйстве). Вспомогательной стоимостной целью является стремление к оптимальной расчетной прибыли за период (там же, стр.56).

Задача системы - описание способа (технологии) достижения цели, содержащее указание на цель с желаемыми конкретными числовыми (в том числе временными) характеристиками. На ее основе формулируется цель системы рангом на единицу меньше данной (формулируется заново, так как цели низшей системы в условиях дефицита ресурсов обычно не совпадают с целями высшей системы - конфликт целей систем разного ранга по Акоффу Р.).

Система целей - совокупность взаимосвязанных целей. В соответствии с определением категории "система" через потребность внешнего наблюдателя, для одного и того же объекта может быть рассмотрено несколько систем целей, то есть использовано несколько оснований их классификации, например:

  • стратегические и тактические цели;
  • долгосрочные (выполнение через несколько лет) и краткосрочные (выполнение через год и менее) цели;
  • производственные, финансовые, социальные цели, цели повышения качества продукции и т. п. (или близко к этому по Хану: материальные, стоимостные, социальные);
  • древовидная система целей, включающая, как минимум, глобальную цель (абстрактно - "Выжить") и две главные цели: функционирования (основного назначения системы) и развития (приспособления к изменяющимся условиям).

Критерий - количественная или качественная характеристика состояния системы, позволяющая оценить степень достижения цели и сформулировать решающие правила выбора средств (способов, технологий) достижения цели.

Критерий эффективности - критерий, позволяющий оценить степень достижения цели с учетом произведенных затрат различных ресурсов.

Процесс - изменение свойств при взаимодействии с другими элементами системы (или внешней средой) или перемещение в пространстве-времени некоторого объекта (в нашем случае - предмета труда в материальной, информационной или финансовой форме) как реализация одной из целей системы.

Поток - частный случай процесса, изучая который наблюдатель абстрагируется от возможного изменения свойств объекта и рассматривает только его перемещение в пространстве-времени.

Бизнес-процесс - устойчивый процесс (последовательность работ), соотнесенный с отдельным видом производственно-хозяйственной деятельности компании и обычно ориентированный на создание новой стоимости (например, бизнес-процесс основного производства). Иерархия взаимосвязанных функциональных действий, реализующих одну (или несколько) из целей системы, например, выпуск продукции или ресурсное обеспечение выпуска (под продукцией понимают товары, услуги и документы).

Бизнес-система - связанное и полное множество бизнес-процессов, реализуемых в рамках одной организационно оформленной бизнес-единицы при достижении ее целей.

Функция - нормативное содержание служебных действий, выполнение которых возлагается на элемент системы при заданных требованиях, условиях и ограничениях. Категория "функция" может рассматриваться как: назначение, действие, свойство, отношение. Это логическое следствие категорий "потребность" и "цель", отражающее назначение, обязанность или роль элемента в системе более высокого ранга.

Деловая процедура - часть функции, задачи, работы, цепи событий, которая имеет место в течение определенного промежутка времени и обладает познаваемым результатом.

Управляемый процесс - процесс реализации (достижения) цели.

Процесс управления - часть бизнес-процесса, которая объединяет функции (работы), реализующие управление достижением цели.

Управление - воздействие на систему для достижения ее цели. Всегда состоит из основных функций управления (укрупнено):

  • планирование - определение желаемого состояния системы и пути его достижения;
  • учет - фиксация отклонения от запланированной цели; контроль и анализ - определение проблемной ситуации;
  • регулирование или оперативное управление - принятие и осуществление решения по ликвидации отклонения как разрешение проблемной ситуации.

Принятие решения (по ликвидации отклонения) - выбор одной из альтернатив при рассмотрении множества вариантов разрешения проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - противоречие между целью и возможностью ее осуществления с данными ресурсами (временными, материальными, финансовыми и др.) в данных условиях.

Менеджмент - профессиональное управление коллективом работников (персоналом).

Персонал - совокупность работников (обычно их групп в виде подразделений предприятия), объединенных целями хозяйственной деятельности, бизнес-процессами, применяемыми методами и средствами.

Система управления (управляющая часть системы) - совокупность процессов управления и персонала, реализующего процессы с помощью определенных средств (в том числе - средств автоматизации и связи) и на основе определенных правил и процедур.

Объект управления - совокупность управляемых процессов, персонала, реализующего процессы с помощью определенных средств (в том числе - средств автоматизации и связи) и на основе определенных правил и процедур.

Информационная система - комплекс средств и технологий, используемый аппаратом управления при решении функциональных и производственных задач (частный случай - автоматизированная информационная система).

Автоматизированная информационная система - комплекс средств автоматизации и связи, который используется аппаратом управления при решении функциональных и производственных задач управления, а также правила и процедуры работы персонала с этим комплексом.

Средства автоматизации и связи - программное обеспечение (общего и специального назначения), средства вычислительной техники (серверное оборудование, рабочие станции, групповые и персональные принтеры и т. д.), локальные вычислительные сети (активное и пассивное оборудование), копировально-множительная аппаратура (коллективного, группового и персонального пользования), средства связи (учрежденческие АТС, каналы связи и канальное оборудование, стационарные телефоны и факсимильные аппараты, мобильные средства связи и пр.).

Управленческий учет - система сбора и интерпретации оперативной информации об изменениях в материальных, финансовых, энергетических и информационных процессах в виде значений показателей (в натуральном, стоимостном выражении и показателей, отражающих качество), используемых менеджерами внутри компании при формировании управленческих решений.

Финансовый учет - предоставление данных в стоимостном выражении для составления финансовой отчетности, предназначенной в основном для внешних пользователей.

Предприятие

Консорциум - временное объединение юридически и хозяйственно самостоятельных предприятий, которое создается на договорной основе для осуществления четко очерченного задания (обычно - крупномасштабного проекта); после выполнения задания - распускается.

Картель - горизонтальное объединение предприятий на договорной основе, не затрагивающее юридическую самостоятельность и долевое распределение капитала участников, не имеющее единой системы управления или системы снабжения-производства-сбыта и созданное для завоевания и удержания господствующего положения на рынке (его сегменте) путем устранения или ограничения конкуренции между участниками.

Концерн - объединение по продуктовому признаку юридически самостоятельных предприятий с элементами интеграции процессов основной производственной деятельности, находящихся под единым руководством, при установлении отношений зависимости путем соответствующего участия капиталов.

Холдинг - группа дочерних и зависимых компаний, во главе которых стоит материнская компания, выполняющая функции управляющей компании и владеющая контрольным пакетом акций других (дочерних) компаний.

Горизонтальный холдинг (холдинг сбытового типа) - объединение однородных бизнесов в филиальные, например территориальные, структуры, обычно характеризуемое наличием единой логистики.

Вертикальный холдинг (холдинг концернового типа) - объединение предприятий по продуктовому признаку в единой производственной цепочке взаимосвязанных переделов.

Смешанный холдинг - объединение компаний, напрямую не связанных торговыми или производственными отношениями, или объединение с чертами горизонтального и вертикального холдингов одновременно.

Виртуальный холдинг - группа тесно связанных в своей деятельности компаний, осуществляющих взаимодополняющие функции по обеспечению продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю, при этом связи между ними и право владения ими явным и формальным образом не демонстрируются.

Холдинговая компания (управляющая компания холдинга, компания-держатель акций, головная, материнская компания) - компания, которая владеет контрольным пакетом акций других предприятий холдинга с целью контроля и управления их деятельностью.

Зависимое предприятие - юридически самостоятельное предприятие, на которое головное предприятие прямо или косвенно оказывает господствующее влияние.

Дочернее предприятие - предприятие, "отпочковавшееся" от головного, участвующего в общей деятельности с правом решающего голоса.

Группа РАО "Норильский никель" - РАО "Норильский никель" и его дочерние и зависимые общества.

ДАО - дочерние общества РАО "Норильский никель".

Предприятия группы РАО (Предприятия) - предприятия, дочерние и зависимые от РАО "Норильский никель": ОАО "Норильская горная компания", АО "Норильский комбинат", АО "Комбинат Североникель", АО "ГМК Печенганикель", АО "Оленегорский механический завод", АО "Институт Гипроникель", ОАО "Кольская горно-металлургическая компания".

Окончание в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #110

 

 

Реклама: