EVAномика приобретает популярность
С. Пустовалов
Как использовать EVA
"Я жду от тебя результат в 100 тыс. долларов EVA", - такую фразу может бросить собственник своему управляющему на предприятии, где используется новая финансовая модель для оценки деятельности.
EVA - Экономическая Добавленная Стоимость (Economic Value Added). Ее применяют более 300 организаций по всему миру. Многие из них значительно опередили своих конкурентов.
По данным журнала Fortune, компании АТ&T, CSX, Coca-Cola, Brings and Stratton, Quaker Oats и другие внедрили EVA как параметр, позволяющий оценить внутреннюю деятельность предприятия. После внедрения произошел ряд улучшений: компании ориентируются на прибыльные рынки и клиентов; вознаграждения менеджеров совпадают с ожиданиями акционеров; менеджеры рационально распоряжаются активами; приоритет в инвестировании отдается наиболее эффективным проектам.
Наиболее важным при использовании EVA является возможность увязать вознаграждение менеджеров компании с финансовыми результатами деятельности.
Предположим, бонусы управляющего равны 20% ЕVА. Если чистые активы составляют 1 млн. долларов и средняя стоимость капитала - 20%, менеджер знает, что ему необходимо заработать 300 тыс. долларов, чтобы размер бонусов достиг 20 тыс. долларов.
Использование Экономической Добавленной Стоимости в качестве инструмента оценки дает управляющим понять, что они должны делать, чтобы вознаградить своих акционеров.
Нередко компании, которые оценивают деятельность своих менеджеров в процентах дохода на рабочий капитал, подталкивают их к уменьшению активов ради увеличения и без того высокой доходности. Однако акционерам было бы выгоднее, если бы менеджеры инвестировали в активы, доходность которых выше, чем стоимость капитала.
Многообразие форм
На корпоративном уровне EVA используется для принятия управленческих решений, связанных с: формированием структуры капитала компании; определением оптимального количества подразделений и видов продукции; распределением денежного потока между подразделениями (чтобы обеспечить максимальную доходность для акционеров).
На уровне подразделений EVA используется как инструмент для определения целей, формулирования стратегии и повышения ответственности менеджеров за те элементы EVA, которые находятся под их контролем.
На уровне видов продукции и каналов продвижения EVA позволяет оценить эффективность маркетинговой стратегии и (более широко) доходность инвестиций и бизнес-процессов. Внедренная должным образом в схему вознаграждения менеджеров, EVA стимулирует их строить бизнес таким образом, чтобы доходность активов была максимально высокой.
Российским менеджерам присуща способность быстро учиться. Примером успешного внедрения EVA может служить петербургский холдинг Фаэтон, в структуру которого входят около десяти компаний разного профиля.
Процесс внедрения занял почти 3 года, но эффективность работы подразделений превзошла все ожидания. Рентабельность инвестиций достигла 120% в абсолютных единицах (долларах). Ключевые менеджеры принимают решения на основе четкой системы приоритетов. Система поощрения грамотно выстроена. Компания планирует приобретис статус публичной.
Возможности для улучшения
Действия, направленные на увеличение операционной прибыли:
- сменить сегмент рынка на более объемный или динамичный;
- увеличить присутствие во всех стратегически важных регионах;
- внедрить скидки на количество отгружаемых материалов и услуг;
- снизить постоянные затраты (энергосбережение), пересмотреть расходы на страховку;
- проанализировать отчетность и информационные процессы для устранения бесполезных документов и затрат, связанных с их подготовкой.
Действия, направленные на снижение среднего уровня рабочего капитала:
- уменьшить дебиторскую задолженность;
- снизить уровень запасов;
- обсудить с поставщиками сокращение сроков доставки сырья;
- консолидировать закупки комплектующих и материалов;
- добиться у крупных поставщиков более выгодных условий оплаты;
- продать излишек недвижимости;
- заменить дорогие источники финансирования более дешевыми;
- ликвидировать незагруженные производственные мощности.
Действия, направленные на снижение стоимости рабочего капитала:
- увеличить число банков-кредиторов;
- обсуждать комиссию за услуги;
- искать альтернативные источники финансирования;
- усилить и расширить кампанию по привлечению инвесторов.
Продолжение в следующем выпуске.