Родился в одной семье немой мальчик...
Микаэл Горский
Статья опубликована в журнале "CRN Enterprise Parthner" 1 1999г.
Родился в одной семье немой мальчик. А в 10 лет неожиданно сказал: "Каша пересолена!" Родители, после того как пришли в себя от (радостного) удивления, спросили его: "Что же ты 10 лет молчал?" - "А все в порядке было"
Люди самых разных специальностей - и "свежие" выпускники западных школ MBA, и начинающие консультанты по управлению, и разработчики-внедренцы - нередко повторяют: "И как же они, идиоты, могут так работать?" Под "идиотами" при этом подразумеваются руководители крупных российских компаний, трестов, заводов. "Так" - это не так, как описано в учебниках и принято в IBM и KPMG, не так, как интуитивно хотелось бы нормальному человеку. "Так" - это так, как был и до сих пор еще кое-где устроен "совок" и как невозможно, казалось бы, жить и трудиться.
Представители каждой из категорий возмущенных специалистов приходят к упомянутому вопросу по-разному. Обученная на Западе молодежь, придя работать на "Оскольский Молибден", видит противоестественные отношения подразделений, нерациональную организационную структуру и совершенную непредсказуемость немаловажных решений. Консультанты, которым этот "Оскольский Молибден" заказал разработку "правильной" структуры компании и плана развития, выясняют, что заказчик абсолютно не готов прислушиваться к их рекомендациям и склонен объяснять неудачу проекта некомпетентностью самих консультантов.
Те же, кто приходит на "Оскольский Молибден" внедрять свою "Центавру" или чужую E/2-E/4, сначала натыкаются на растерянных отличников Гарварда, потом пытливо вчитываются в заброшенные фолианты обследований и рекомендаций и быстренько смекают: "Что-то здесь не в порядке".
Тем не менее, "молибденщики" напирают, кушать тоже хочется - и вот (ура!) началось внедрение. Но только автоматизировать то безобразие, что царит на предприятии, невозможно, а изменения, предлагаемые автоматизаторами, пусть и гораздо менее радикальные, чем рекомендации консультантов, все же никак не воспринимаются высоким начальством. Бывает, что в результате все автоматизируется "как есть", а затем, по прошествии 2-3 лет, "Молибден" идет покупать себе новую, "современную" систему, на каждом углу ругая "Центавру" или E/2-E/4.
"Никому ничего не нужно (менять)". Столь устремленные (на словах) к новому, светлому и "как на Западе" руководители компании (треста, завода) на практике отвергают малейшие изменения существующего порядка, что делает невозможной работу "правильно" образованных менеждеров, реализацию рекомендаций профессиональных консультантов и внедрение системы автоматизации. "Никому ничего не нужно", - говорят те, кто находится "снаружи" системы управления и пытается усовершенствовать ее. И неудивительно.
Ведь никакие "они" на самом деле не идиоты. Все в порядке у них с оргструктурой - но только не с той, что прописана в "штатном расписании" и прочих бумажках, а с той, что годами создавалась путем "определения" нужных людей на нужные места и создания прочных "внеструктурных" связей. Все в порядке и с взамодействием подразделений - опять же на "неформальном", но не менее эффективном от этого уровне. Все в порядке с учетом - но в отличие от того, который предлагается совершенствовать, "истинный" учет не может не включать в себя учрежденные директорами торговые и сервисные фирмы, "прикрепленные" к компании (тресту, заводу). В общем, у них "все в порядке".
Однако для того, чтобы признаться в своем благополучии, руководителям надо раскрыть карты, показать те самые, эффективные "теневую" структуру и "теневой" учет, формализовать "теневую" миссию предприятия (и вместо "производить уникальные внедорожные грузовики" проявится что-то типа "максимизация наличной выручки при минимизации объема прозводства") Но они же не сумасшедшие? Во-первых, за всю эту "правду" полагается достойное наказание, а во-вторых Впрочем, какое уж тут "во-вторых"!
Вынужденные совершенствовать никому не нужные, химерные построения, консультанты и автоматизаторы терпят одно поражение за другим. Кому-то не оплатили выполненную работу на том основании, что "конечный результат деятельности консультантов неприменим на предприятии" (вдумайтесь в формулировку!), система E/2-E/4 получает проваленное внедрение, о чем не преминут раструбить конкуренты, а вернувшаяся после обучения в Штатах молодежь пакует чемоданы.
Описанный казус, увы, невозможно завершить оптимистичным силлогизмом. Представляется, что для предприятия, которое не признается честно, каковы его (то есть его руководителей, его собственников) цели и задачи, нет и не может быть никакого решения. Ни автоматизации, ни реструктуризации, ни плана развития.
А за мальчика, у которого "все в порядке было", остается только порадоваться.