Возможности внешних консультантов при проведении аналитики
Посадский А.П., Милованов А.В.
Тезисы выступления на конференции "Роль аналитика в управлении предприятием" (Москва, 29 июня 2000г.). Предоставлены ИКФ "АЛЬТ".Посадский А.П.,Генеральный директор Ассоциации консультантов по экономике и управлениюМилованов А.В.,менеджер по маркетингу АКЭУ
Преимущества внешних консультантов
Профессия консультанта предполагает владение двумя основными навыками. Первым из них является умение проводить анализ. Вторым - умение на основе этого анализа вырабатывать рекомендации, которые будут потом реализованы в компании.
Привлечение консультантов извне дает предприятию возможность получить новые идеи в результате свежего взгляда на проблемы. Кроме того, с помощью консультантов можно усилить аналитические отделы предприятий или даже поручить им временное управление аналитическими работами. Хороший внешний консультант - это, в первую очередь, хороший аналитик, который обладает рядом значительных преимуществ.
Первое преимущество внешнего консультанта - наличие у него методологической базы, которая обеспечивает системный подход к проведению аналитических работ. Консультант владеет методикой, позволяющей сделать анализ всесторонним, выделив наиболее значимые для компании вопросы. Консультант в состоянии выявить ключевые проблемы клиента, что дает возможность сделать развитие предприятия наиболее эффективным и быстрым, добившись ощутимого успеха за меньшее количество времени.
Вторым преимуществом внешнего консультанта является беспристрастность его анализа как следствие взгляда со стороны. Консультант не зависит от руководителя предприятия и не находится у него в подчинении. Он должен стремиться дать объективную оценку ситуации, а не пытаться угодить кому-либо в организации.
Третье преимущество - большой опыт в проведении аналитических работ на различных объектах, относящихся не только к данной отрасли, но и к смежным с ней отраслям.
Четвертым преимуществом можно назвать обязанность консультанта не только описывать происходящее, но и вырабатывать рекомендации. Причем рекомендации должны быть такими, чтобы клиент мог их реально выполнить. Таким образом, аналитическая работа консультанта всегда практически ориентирована.
Пятое преимущество внешнего консультанта - владение большим количеством предварительной информации для проведения аналитических работ в определенной области. Особенно важно наличие у консультанта сведений по стратегии фирмы, маркетинговым исследованиям и т. п., а также наработок в этой области, которые могут ускорить осуществление консультационного проекта.
Недостатки внешних консультантов
Освещение вопроса о возможностях внешних консультантов будет неполным, если не упомянуть о недостатках этих специалистов.
Один из основных минусов внешних консультантов - отсутствие гарантии качества оказываемых услуг. Этот риск можно минимизировать, используя систему выбора консультантов. При этом следует обращать внимание на сертификацию и наличие рекомендаций от предыдущих заказчиков.
Так как консультант проводит в офисе компании-клиента ограниченное время, второй его минус - недостаточное количество информации о компании. Этот минус может быть устранен при умении консультанта эффективно проводить организационную диагностику и устанавливать плодотворные взаимоотношения с сотрудниками фирмы. При этом следует четко рассчитать время проведения организационной диагностики. Она не должна быть слишком быстрой, так как в этом случае не удастся собрать достаточное количество данных. Но ее и не стоит затягивать, чтобы полученные сведения не устарели.
Третий минус внешних консультантов - использование стандартных, не адаптированных с учетом особенностей конкретной компании схем, что ухудшает качество анализа ситуации.
Грамотно выбрать и эффективно взаимодействовать
Для эффективной работы с внешними консультантами необходимо уметь грамотно их выбирать и квалифицированно взаимодействовать с ними. Некоторые "подсказки", как отличить "хорошего" консультанта от "плохого", приводятся в следующей таблице.
Различия между плохим и хорошим консультантами в процессе коммуникации при подаче предложений (по Д.Майстеру):
Плохой консультант | Хороший консультант |
1. Спрашивает Вас о тех фактах и ситуациях, о которых он мог бы узнать предварительно | Изучает предварительно факты, связанные с деятельностью Вашей фирмы, и если задает вопросы, то типа: "Как мне известно, недавно Вы объявили о выпуске новой модели вашей продукции. Что это дает Вашей фирме?" |
2. Подает предложения в форме, близкой к стандартным рекламным буклетам своей консалтинговой фирмы | Подает предложения в форме, специально подготовленной для Вас |
3. Говорит о своих достижениях и старается на этой основе доказать, что именно он лучше других сможет решить Вашу проблему | Старается помочь Вам с самого начала, высказывая новые идеи и давая практические советы, то есть ведет себя так, как будто Вы уже являетесь его клиентом |
4. Осторожен в высказывании новых идей | Не боится высказывать рискованные идеи |
5. Прямо сообщает Вам о своем опыте работы в Вашей отрасли или по Вашей проблеме | Задает вопросы и высказывает суждения, которые показывают знание им ключевой терминологии, фактов, цифр или событий, связанных с Вашей сферой |
6. Высказывает свои суждения в безапелляционной форме | Высказывает суждения в вопросительной форме, интересуется Вашим мнением о них |
7. Не интересуется Вашей ролью в фирме | Интересуется не только фирмой в целом, но и Вашим личным положением в ней, суждениями о ее проблемах |
8. Больше говорит, чем слушает | Умеет выслушать Вас, но не устраивает при этом допроса |
9. Всегда задает вопросы "в лоб" | Старается избежать "лобовых" вопросов, если они могут поставить Вас в неловкое положение (например, вместо вопроса "Что у вас не в порядке?" спрашивает: "На что у вас не хватает времени?" |
10. Говорит только о самой проблеме | Говорит о тех положительных результатах, к которым приведет решение проблемы |
11. Предлагает Вам только один вариант организации консультационной работы с Вами | Предлагает несколько вариантов организации консультационной работы, помощь в определении их преимуществ и недостатков и предоставляет право выбора (разовые консультации, консалтинговый проект, абонементное обслуживание и т. д.) |
12. Предпочитает письменное общение | Всегда готов встретиться с Вами лично |
13. Во время своего выступления перед Вами или Вашими сотрудниками строго придерживается заранее заготовленного текста | Охотно отвечает на все вопросы, возникающие по ходу дела, даже если они прерывают его заранее заготовленную речь |
14. Не запоминает Ваших высказываний и комментариев | Интересуется Вашими суждениями и вспоминает о них в нужный момент |
15. Не реагирует на Ваши возражения или реагирует формально | Отвечает на Ваши возражения по существу |