Обзор ПО для среднего рынка
Тереза Кери
CFO magazine
Тенденции рынка
Рынок ИТ долго был взбудоражен вестью о покупке Great Plains Software компанией Microsoft. Фирмы, оказавшиеся конкурентом крупнейшего в мире производителя ПО, ответили энергичным маркетингом, передовыми технологиями и продуманным партнерством. Все это пошло на пользу клиентам, хотя на некоторое время поставщиков охватили страх, неуверенность и сомнения.
В секторе информационных технологий уже почти два года продолжаются активные приобретения и консолидации. В 1999 году компания Sage US купила Peachtree Software и Best Software, а ASA International - Design Data Systems.
В январе 2000 г. Great Plains приобрела сначала RealWorld Corp., а затем не только своего главного соперника - Solomon Software, но и компании в Англии и Германии.
AccPac International купила SBT Accounting Systems, а Softline (ЮАР) - AccountMate Software. В конце года слились датские фирмы Navision и Damgaard, с новыми силами взявшись за американский рынок.
Не меньше, чем слияниями и приобретениями, ИТ-компании увлеклись сотрудничеством с VAR-фирмами (value-added resellers). Производители ПО, обслуживающие крупные предприятия, как правило, реализуют продукцию сами, а игроки среднего рынка предпочитают полагаться на VAR (количество потенциальных клиентов в этом секторе рынка мешает торговать напрямую).
Счастливая пара: AccountMate Software Corp.
Президент AccountMate Software Бен Це (Ben Tse) доволен тем, что его фирму приобрела компания Softline. По его мнению, линия AccountMate станет флагманом Softline.
"Мы больше не считаем себя поставщиком бухгалтерских программ, - говорит Це. - Мы - технологическая компания, предоставляющая бухгалтерское ПО".
Так как AccountMate и некоторые ее конкуренты усиливают свои продукты, используя беспроводную связь, Интернет и т. д., клиентам на среднем рынке будут доступны те же сложные приложения, которые есть у крупных компаний.
За рамками бухучета: AccPac International
Глава AccPac Дэвид Худ (David Hood) назвал три цели, с которыми его фирма купила SBT Accounting Systems: расширить канал распространения AccPac, получить новых маркетинговых специалистов и, подобно AccountMate, предложить версии с исходным кодом для облегчения настройки. Потенциальные клиенты могут выбрать либо настраиваемую серию Pro, либо существующую - Advantage.
AccPac активно развивает Internet/E-business модель, добавив к ней комплекс eAdvantage, включающий веб-магазин eTransact.
Как и многие другие компании, AccPac стремится выйти за рамки бухгалтерских функций, предложить широкий набор бэк- и фронт-офисных приложений. Худ говорит: "Потребность в бухгалтерском ПО понимают все. Сложнее сделать следующий шаг и дать клиентам возможность увеличить объем продаж и снизить затраты".
К вашим услугам: Deltek Systems
Провайдер бухгалтерских и сопутствующих им программ для организаций сферы услуг, Deltek Systems сосредоточилась на онлайновой отчетности, расширив линейку продуктов, в том числе в области CRM (управление отношениями с клиентами) и учета времени и затрат.
"Для наших клиентов важны эти функции, - отмечает Ричард Лоури (Richard Lowrey), вице-президент по коммерческому развитию, - поэтому они стали приоритетными и для нас".
В 2000 г. Deltek приобрела своего конкурента - Semaphore и заключила ряд договоров о стратегическом партнерстве. В результате сотрудничества с Adaytum Software был создан инструмент бюджетирования, который позволяет клиентам полностью соблюдать новые правила отчетности (Reg FD), введенные Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC).
Вперед, к фронт-офису: Epicor Software
Вам нужны еще доказательства, что простой бухгалтерии недостаточно? Вот они: непрерывно растет ассортимент продуктов Software. Джон Хираока (John Hiraoka), старший вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса Epicor, говорит, что за прошлый год компания выпустила больше ПО, чем когда-либо прежде.
"Мы переросли бухучет и теперь имеем системы для производства, фронт-офиса, CRM и электронной поддержки принятия решений". Компания обновила продукты всех линий и, по словам Хираока, "везде добавила возможность работать в Интернете".
Конечная цель Epicor - выйти за пределы традиционных бэк-офисных финансовых и производственных приложений и создавать ПО, которое поможет клиентам извлечь дополнительную прибыль. "Многие ценят приложения для управления предприятием за экономичность, - говорит Хираока. - Мы предлагаем возможность увеличить доходы".
Большой и больший: Great Plains Software
Пока корпорация Microsoft заглатывала Great Plains Software, последняя ела своих конкурентов, не жалуясь на несварение желудка. В прошлом году компания увеличила штат на 2000 человек, имеет 2000 партнеров по распространению и 130 тыс. клиентов.
В разгар суматохи Great Plains выпустила, как выразился вице-президент по разработке продуктов Джефф Трозен (Jeff Trosen), "самую мощную в истории компании версию, с усовершенствованными многонациональными и интернациональными возможностями для экономики продавца и покупателя".
Другой инициативой Great Plains стал запуск архитектуры Business Document eXchange (BDX), которая призвана облегчить интерграцию е-коммерческих и бэк-офисных приложений. Продукт совместим с Siebel CRM и решениями других поставщиков.
Новый цвет: Khameleon Software
Khameleon - новая организация, возникшая, когда ASA International приобрела фирму Design Data Systems.
Khameleon стала ориентироваться на высокотехнологические компании и адаптирует свои продукты для этой важной ниши. Версия 5.8 содержит функциональность для признания доходов; большое внимание уделяется обслуживанию контрактов и выставлению счетов.
Танцуют все: Macola Software
Глава Macola Software Брюс Холлинджер (Bruce Hollinger) предвидит день, когда клиенты будут воспринимать как должное интегрированные комплексы для е-бизнеса, и готовит к этому свою компанию. "В прошлом и позапрошлом годах появились разобщенные решения для е-коммерции и CRM, - отмечает Холлинджер, - но без интеграции они не слишком полезны".
"С коммерческой точки зрения, прошедший год был для всех необычным, - добавляет он. - Все пытались понять, куда движется е-бизнес. У нас не было времени на организацию очного обучения, поэтому фирма вложила немало средств в онлайновые методы".
Macola использует Интернет и в торговле. Компания предлагает клиентам посещать онлайновые демонстрации, чтобы получить представление о комплексе или каком-либо его компоненте.
Двойной удар: NavisionDamgaard
Очередное слияние привело к образованию компании NavisionDamgaard (теперь - Navision) с растущим присутствием на рынке США. Президент американского сектора фирмы Рэнди Кит (Randy Keith) говорит, что Navision продолжит обслуживать обе линейки продуктов, не вынуждая клиентов мигрировать.
Компания имеет свыше 120 тыс. инсталляций и более 2 тыс. партнеров по всему миру. Основные серии продуктов: Damgaard Axapta (теперь - Navision Axapta), Navision Financials, Damgaard XAL и Damgaard C5 (теперь - Navision XAL и Navision C5).
В настоящее время Navision Solutions представляет решения для управления предприятием, в том числе е-коммерцию с использованием структуры Microsoft BizTalk. Приложение имеет встроенный модуль XBRL, разработано с учетом потребностей малых и средних компаний (число пользователей от десяти до нескольких сотен).
Axapta предназначена для средних и крупных фирм и масштабируется до 1000 пользователей.
Ломаем код: Open Systems
"Наша тема - единый источник", - говорит глава Open Systems Майкл Бертини (Michael Bertini), и это не просто слова. Компани давно сделала наличие исходного кода своим коммерческим преимуществом, которое позволяет VAR и другим партнерам модифицировать ПО.
Open Systems стремится стать комплексным поставщиком и расширяет функциональность основной серии продуктов. В стадии разработки - производственные приложения, такие как CRM, Интернет-магазины, программы для управления цепочками поставок, автоматизации справочной службы.
"Мы разрабатываем продукты своими силами, так как хотим, чтобы наши цены и характеристики соответствовали среднему рынку, - говорит Бертини. - Мы избегаем сектора high-end. Добившись успеха, наши конкуренты обычно уходят туда за длинным долларом, забыв о своих клиентах на среднем рынке".
Всем сестрам по серьгам: Sage Software
Благодаря буму приобретений, Sage прочно держится на втором месте, сразу за Great Plains. Среди продуктов компании есть и собственные разработки, и программы Best Software и Peachtree Software. Одна из причин активного поглощения - желание иметь разные продукты в разных сегментах рынка.
Peachtree, Sage DacEasy и Sage BusinessWorks предназначены для малых предприятий (до 50 работников); Sage MAS 90 и Sage MAS 200 - для средних (до 500 работников); Sage Enterprise Suite (ранее - Acuity) - для крупных компаний.
Дэвид Батлер (David Butler), заведующий операциями (chief operating officer) Sage Software, говорит о принципиальном изменении ассортимента фирмы: "С 97-го по 99-й год в отрасли все были заняты Проблемой 2000. Теперь ПО покупают, если оно может дать стратегическое преимущество". Компании не любят менять системы, и им приходится объяснять, почему они должны перейти с одного продукта на другой.
Sage делает акцент на интеграции. В прошлом году фирма объявила о серьезном апгрейде линейки продуктов MAS 90, который включал интеграцию с решениями Interact Commerce Corp. (разработчики ACT и SalesLogix), расширение модуля самообслуживания B2B и введение нового модуля B2C.
Как и другие компании, Sage добавит интерфейс для персонального цифрового устройства Palm Pilot (учет времени и расходов) и выпустит функцию "продажи-заказ-запрос" через подключенный или беспроводной Palm. "Вместо того чтобы платить 5 тыс. долларов за ноутбук, - говорит Батлер, - наши клиенты смогут купить Palm за 500 долларов и получить все возможности справочной службы".
Новые направления: SouthWare Innovations
В ноябре 2000 года компания SouthWare выпустила версию 8.0 своей линии Excellence, с международными сделками и модулем управления арендой. Весной увидела свет ее первая программа для е-бизнеса - SouthWare NetLink. Еще более важным, вероятно, было добавление директории базы данных, которая позволяет клиентам SouthWare свободно использовать Excellence Series с ее "родной" базой данных ISAM или базами Oracle, Sybase, Informix и др.
SouthWare дебютировала в 1984 г. с продуктом для оптовой торговли и постепенно добавляла финансовые функции, товарные позиции, управление лотами, управление контрактами, услуги и иные возможности. Выпуск модуля аренды серьезно расширил клиентуру компании, значительнуючасть которой составляют предприятия торговли, сервиса и аренды.
"Звездная" структура: Syspro Impact Software
"В этом году мы улучшаем как функциональность, так и технологию", - говорит президент Syspro Брайан Стайн (Brian Stein). Версия 5.1 позволит генерировать отчеты Главной книги в формате XML и получать браузерное представление отчетов о прибылях и убытках.
Стайна не беспокоит покупка Great Plains компанией Microsoft. Его гораздо больше интересует, какие возможности даст усовершенствованная платформа софтверного гиганта. "Хотелось бы знать, что можно выпустить на базе новой технологии .Net, - говорит он. - Эта технология определит наш ассортимент".
Стремясь к простоте использования, в этом году Syspro меняет ассортимент, чтобы облегчить настройку и внедрение своим клиентам. Для этого в компании разработаны так называемые Структурированные приемы достижения быстрых решений (Structured Technique to Achieve Rapid Solution - STARS).
Тереза Кери - независимый автор.