Материалы конференции IAS-1999. Соображения, касающиеся установления стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности в Российской Федерации
1. В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 12 мая 1999 г. н "О внесении изменений и дополнений в методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности" организациям в Российской Федерации разрешается (пункт 8) "не составлять сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, предусмотренным нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации, в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия:
- сводная бухгалтерская отчетность составлена на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), разработанных Комитетом п. международным стандартам финансовой отчетности;
- Группой должна быть обеспечена достоверность сводной бухгалтерской отчетности, составленной на основе МСФО;
- пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчетности содержит перечень применяемых требований бухгалтерской отчетности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, включая оценки, отличающиеся от правил, предусмотренных нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации".
2. Можно провести параллель между Приказом Минфина РФ и последними изменениями в странах Европейского Союза после того, как в 1995 году компаниям в ЕС было разрешено использовать Международные стандарты финансовой отчетности при составлении сводной финансовой отчетности. По сути такое разрешение выдается крупным компаниям (т.е. группам предприятий) и организациям, ценные бумаги которых котируются на биржах. И в том, и в другом случае такой переход на Международные стандарты финансовой отчетности подразумевает, что крупные компании в большинстве случаев и организации с котируемыми ценными бумагами во всех случаях готовят финансовую отчетность в первую очередь для внешних пользователей. Именно ориентация на пользователя лежит в основе Международных стандартов финансовой отчетности, о чем ясно сказано в Принципах данных стандартов.
3. Подход, ориентированный на пользователя, связан с использованием определенных принципов. В ходе операций на фондовом рынке и в процессе . осуществления прямых инвестиций устанавливается, цена капитала при его вложении и получении доходов. В Принципах Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности отмечается, что цель финансовой отчетности - позволить пользователям принимать решения, при этом в основе решении лежат размеры будущих денежных потоков данного предприятия, сроки и степень определенности их получения. Если финансовая отчетность составлена в соответствии с данными требованиями, инвесторы смогут более точно оценить перспективы данного предприятия и цена капитала будет объективнее. Это пойдет на пользу всему обществу. Такой, на первый взгляд, технический вопрос учета имеет огромное значение для каждого человека.
4. Следует заметить, что эти доводы верны только при полном применении Международных стандартов финансовой отчетности в неизменном варианте. В случае значительного отступления от Международных стандартов финансовой отчетности на рынке будет ощущаться недостаток информации, а отсутствие информации приводит к повышению степени риска инвестора, что влечет за собой повышение цены капитала. В настоящее время Международные стандарты финансовой отчетности находятся в процессе внедрения в странах Европейского Союза и за его пределами, промежуточный этап заканчивается через два-три года. Как только участники фондового рынка станут воспринимать Международные стандарты финансовой отчетности в качестве нормы, необходимо будет обеспечить полное внедрение Международных стандартов финансовой отчетности.
5. Несмотря на всю значимость этих вопросов для каждой страны, проблема отчетности малых и средних предприятий остается нерешенной. Международные стандарты финансовой отчетности получают все большее распространение на фондовых рынках, поэтому в них рассматриваются такие сложные вопросы, как учет производных финансовых инструментов. В связи с этим основная часть стандартов содержит слишком обременительные требования для небольших компаний и предприятий с некотируемыми ценными бумагами. Данную проблему должны рассмотреть все страны, в том числе и Российская Федерация.
6. Проблема предприятий малого и среднего бизнеса по-разному решается в различных странах. В одних странах ко всем компаниям применяется весь перечень стандартов финансовой отчетности, хотя этот вариант все чаще рассматривается как обременительный. В других странах Европейского Союза используется специальная методика. В качестве примера можно взять Францию и Германию.
7. До 1995 года, когда было принято решение о переходе на Международные стандарты финансовой отчетности при составлении сводной финансовой отчетности, отчетность компаний в Европейском Союзе регламентировалась положениями отдельных Директив, в частности Четвертой Директивы. Директивы согласовываются на европейском уровне и реализуются в законах каждого государства-члена ЕС. В Четвертой Директиве (прилагаемой к настоящему документу) представлены строго определенные форматы финансовой отчетности - бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснений к отчетности - с альтернативными вариантами и отступлениями. Директивы, регламентирующие отчетность во многих странах, например, в Германии, отличаются следующими особенностями:
- Директивы являются нормативно-правовыми актами в отличие от англосаксонской практики, в рамках которой стандарты финансовой отчетности устанавливают организации частного сектора (хотя данные стандарты и могут вводиться в действие на законодательном уровне);
- Они ориентированы на сбор налогов;
- Директивы не обеспечивают полную прозрачность информации в целях защиты интересов банков и других кредитных организаций. Это вызвано тем обстоятельством, что во многих странах еще совсем недавно при составлении отчетности компании не ориентировались на внешнего пользователя.
8. Когда в 1995 году страны Европейского Союза приняли решение о переходе на Международные стандарты финансовой отчетности при составлении сводной финансовой отчетности, встал вопрос о связи между Международными стандартами финансовой отчетности, с одной стороны, и соответствующими Директивами, особенно Четвертой, с другой. Между сотрудниками Европейской Комиссии в Брюсселе, с одной стороны, и представителями стран-членов ЕС, с другой, состоялся целый ряд официальных встреч, на которых обсуждался данный вопрос. Был сделан вывод, что в значительной степени Директивы находятся в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Удалось выделить несколько противоречий. В этих случаях в Директивы будут внесены изменения на законодательном уровне. Так, например, вполне возможно, что пункты Четвертой Директивы, затрагивающие аспекты оценки, будут изменены для отражения перехода на учет по справедливой стоимости в Международных стандартах финансовой отчетности.
9. Кроме того, следует отметить, что мониторинг за соответствием Директив Международным стандартам финансовой отчетности осуществляется на постоянной основе. По мере изменения Международных стандартов финансовой отчетности придется менять и Директивы. В результате Четвертая Директива и впредь будет находиться в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
10. Таким образом, в Европейском Союзе к финансовой отчетности отдельных юридических лиц (входящих или не входящих в группу компаний) применяются Директивы. Что касается сводной финансовой отчетности, то компаниям разрешено (в отдельных странах данное правило может иметь обязательный характер) при ее составлении использовать Международные стандарты финансовой отчетности. Следует отметить, что в ряде случаев в некоторых странах допускается применение американских стандартов GAAP. Как правило, данное положение действует в тех случаях, когда к моменту принятия решения о переходе на Международные стандарты финансовой отчетности компания уже представляла отчетность по американскому GAAP для прохождения процедуры листинга на Уолл-Стрите. Пока не понятно, в течение какого срока будет действовать данное условие.
В результате у предприятий (небольших размеров и с некотируемыми ценными бумагами), соблюдающих Четвертую Директиву, появилась возможность вести необременительный и упрощенный учет, который, тем не менее, находится в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Следует отметить, что в Четвертой Директиве не упоминается отчет о движении денежных средств, являющийся общепризнанным существенным элементом финансовой отчетности. Таким образом, при реализации Четвертой Директивы необходимо рекомендовать (необязательно обязывать предприятия малого и среднего бизнеса) представлять отчет о движении денежных средств в составе основной финансовой отчетности в соответствии с МСФО 7. Форматы отчета о движении денежных средств находятся в Приложении к МСФО 7 и не являются обязательными к исполнению. Однако они могут иметь обязательный характер в конкретной стране при условии соблюдения принципов КМСФО.
Окончание в следующем выпуске.
Продолжение в выпусках: #59