Материалы конференции IAS-1999. Соображения, касающиеся установления стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности в Российской Федерации
Начало в выпусках: #58
12. Далее в настоящем документе рассматривается вопрос о том, следует ли Российской Федерации вводить в действие Четвертую Директиву (и, при необходимости, другие Директивы) в качестве положений по бухгалтерскому учету, применяемых к составлению несводной отчетности. При обсуждении данного вопроса нужно проработать два вопроса:
- целесообразность использования Четвертой Директивы; и
- трудности, возникающие в случае применения другого подхода.
13. Ниже следуют преимущества реализации Четвертой Директивы в Российской федерации:
a) Четвертая Директива составлена в форме нормативного акта, что согласуется с традициями Российской Федерации.
b) Четвертая Директива соответствует и будет соответствовать Международным стандартам финансовой отчетности, так как любые необходимые поправки обсуждаются на международном уровне и вносятся на постоянной основе.
c) В Четвертой Директиве содержится жесткий формат баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к отчетности (с различными альтернативными вариантами для повышения гибкости структуры отчетности). Это также не противоречит традициям Российской Федерации. Следует заметить, что в Международных стандартах финансовой отчетности не установлен формат финансовой отчетности. Типовые форматы, в случае их наличия в Международных стандартах финансовой отчетности, содержатся в Приложениях и не являются частью обязательного к исполнению стандарта, форматы Четвертой Директивы (базирующиеся на общих принципах) полностью соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности.
d) Четвертая Директива, используемая применительно к предприятиям малого и среднего бизнеса во многих странах Европейского Союза, по своему содержанию годится для большинства компаний, за исключением совсем крошечных. В отношении последних в Четвертой Директиве предусмотрены определенные отступления. Это весьма эффективный способ сокращения бремени отчетности, возложенного на такие небольшие предприятия. Отступления, предусмотренные Четвертой Директивой, установлены исходя из определенных, объемных ; показателей, которые периодически пересматриваются в целях учета инфляции и т.п.
e) Так как в Четвертой Директиве содержатся типовые форматы отчетности, то обеспечить соответствие между финансовой отчетностью, составленной согласно Четвертой Директиве и российскому плану счетов, гораздо проще, чем в случае отсутствия типового формата в положениях по бухгалтерскому учету. При установлении эквивалентности двух систем отчетности следует учитывать два фактора: во-первых, в план счетов необходимо заложить те же принципы (метод начисления и т.п.), что и в Четвертой Директиве; так как в Российской Федерации уже принято решение о переходе на Международные стандарты финансовой отчетности, использование соответствующих принципов (в Четвертой Директиве и Международных стандартах финансовой отчетности они одни и тех же) практически гарантировано. Во-вторых, обеспечение соответствия между планом счетов и Четвертой Директивой достаточно тривиально, и в этой области российские бухгалтера являются непревзойденными экспертами. Что касается западноевропейских стран, то Франция обладает богатым опытом в создании "Плана учета", аналогичного плану счетов. За последнее время Франции удалось согласовать французский план учета, Четвертую Директиву и Международные стандарты финансовой отчетности. По этому пути могла бы пойти и Российская Федерация.
f) В таких странах, как Франция и Германия, где Международные стандарты финансовой отчетности приняты для подготовки сводной финансовой отчетности, отчетность отдельных юридических лиц, составляемая согласно Четвертой Директиве, по-прежнему используется для целей налогообложения. Из данной информации вытекает возможное решение для Российской Федерации, а именно: показатели, служащие базой для исчисления налогов, содержатся в финансовой отчетности отдельных юридических лиц и отделяются при реализации Международных стандартов финансовой отчетности в сводной финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности не ориентированы на налогообложение: они отражают реальную экономическую ситуацию; использование различных подходов при составлении сводной финансовой отчетности и финансовой отчетности отдельных юридических лиц (в том числе входящих в группу компаний) подразумевает, что Международные стандарты финансовой отчетности можно внедрять независимо от исчисления налогов.
g) Одно из преимуществ Четвертой Директивы заключается в том, что, хотя в ней и определены определенные форматы и виды раскрываемой информации, согласно ее положениям странам разрешено вводить дополнительные пояснения или статьи на национальном уровне. Поэтому применение Четвертой Директивы позволяет Российской Федерации вводить любые дополнительные требования к раскрытию информации в рамках согласованной правовой базы, что означает соблюдение общих принципов не только Четвертой Директивы, но и Международных стандартов финансовой отчетности.
h) Следует отметить, что в случае значительных расхождении между положениями по бухгалтерскому учету, применяемыми к , сводной отчетности, и нормативными актами, используемыми при подготовке финансовой отчетности отдельных юридических лиц, в момент консолидации могут возникнуть проблемы, связанные с согласованием двух систем отчетности и сокращением объема работ на предприятиях. Однако, при использовании Четвертой Директивы для составления финансовой отчетности отдельных юридических лиц проблема обеспечения соответствия в значительной степени оказывается решенной, потому что, как упоминалось выше, работа по согласованию Четвертой Директивы и Международных стандартов финансовой отчетности уже осуществляется на практике.
14. Вторым вопросом при рассмотрении финансовой отчетности малых и средних предприятий является следующее: возможен ли в Российской Федерации альтернативный вариант помимо вышеописанного применения Четвертой Директивы. В любом случае существует четкий принцип, а именно: стандарты по бухгалтерскому учету, представляющие собой тот или иной упрощенный вариант Международных стандартов финансовой отчетности, должны соответствовать их принципам и ни в коем случае не противоречить им, т.е. при любом отступлении положение МСФО может опускаться, но не изменяться.
15. У любого изменения есть два очень серьезных недостатка: во-первых, при изменении финансовая отчетность отдельных юридических лиц, составленная согласно упрошенных правилам, не будет сопоставимой со сводной отчетностью других компаний (крупных или с котируемыми ценными бумагами) в Российской Федерации. Во-вторых, нельзя утверждать, что упрощенная финансовая отчетность соответствует принципам Международных стандартов финансовой отчетности.
16. Что касается международных инвесторов, то отступления от Международных стандартов финансовой отчетности крайне нежелательны и приводят к увеличению стоимости привлекаемого капитала. Действительно, в случае малых и средних предприятий привлечение внешних инвесторов, возможно, в настоящее время и не предусматривается, однако, одной из характерных черт динамичной рыночной экономики является рост компаний, либо преуспевающих в рамках своей отрасли экономики, либо достигших успеха в связи с ростом всей отрасли. Поэтому принципиальные изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности не приветствуются на этапе роста предприятий.
17. Имеется всего два вида отступлений от принципов МСФО, которые могут оказаться приемлемыми для внешних инвесторов на стадии роста компаний: исключение определенных стандартов (например, касающихся учета в сфере программ пенсионного обеспечения на предприятиях), которые во многих странах в настоящее время не оказывают существенного влияния на процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также исключение многих довольно обременительных пояснений к финансовой отчетности, обязательных к раскрытию в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Однако, данные отступления недостаточны в случае, если Международные стандарты финансовой отчетности упрощаются в целях применения малыми и средними предприятиями.
В результате выбранной Российской Федерацией политики в области разработки законодательства появились новые положения по бухгалтерскому учету. Данные положения разрабатываются с учетом принципов Международных стандартов финансовой отчетности, однако отступления от них, очевидно, не ограничиваются двумя вышеуказанными: положения МСФО значительно упрощаются и изменяются с учетом национальных традиций. Поэтому у новых российских стандартов по бухгалтерскому учету гораздо меньше преимуществ, чем у Четвертой Директивы. С другой стороны, они представляют собой упрощенные варианты Международных стандартов финансовой отчетности, которые были официально выбраны в качестве модели бухгалтерского учета. Несомненно, преимущество российский стандартов заключается в том, что они в гораздо большей степени, чем предыдущие положения по бухгалтерскому учету соответствуют рыночной экономике. Однако, возникает вопрос: насколько значение данного промежуточного этапа оправдывает существенные проблемы его реализации.
19. Кроме того, Международные стандарты финансовой отчетности претерпевают постоянные изменения. Появляются новые стандарты. Во многие стандарты вносятся или будут вноситься изменения. Таким образом, упрощенный российский стандарт бухгалтерского учета, даже в случае его непротиворечия на этапе разработки Международным стандартам финансовой отчетности, может перестать соответствовать им по мере внесения поправок на международном уровне. Следует помнить, что одним из преимуществ Четвертой Директивы является то, что данная проблема автоматически решается согласно п. 13 (b).
20. Еще один недостаток упрощенных вариантов МСФО, подготовленных с учетом отдельных проблем с точки зрения такой страны, как Российская Федерация, заключается в следующем: даже при возможном соблюдении конкретных принципов Международных стандартов финансовой отчетности (а в отдельных случаях они не будут соблюдаться) почти наверняка нарушится взаимосвязь между всеми российскими нормативными актами по бухгалтерскому учету. Это можно предотвратить путем создания "Структурных принципов российских стандартов финансовой отчетности." Базовые российские "Структурные принципы" уже разработаны, однако, их еще следует конкретизировать для контроля за согласованностью содержания и принципов различных стандартов по бухгалтерскому учету. Предстоит еще значительный объем работы. Еще раз необходимо отметить, что данная проблема не возникает в случае принятия Четвертой Директивы.
Не следует недооценивать огромный объем работы, связанный с созданием национальных стандартов бухгалтерского учета в конкретной стране, даже если Международные стандарты финансовой отчетности приняты в качестве ориентира. По мере того, как Международные стандарты финансовой отчетности признаются в качестве нормы во всем мире, непрерывное обновление принципов и нормативных актов требует постоянного внимания. В связи с предстоящими изменениями в области национальных стандартов по финансовой отчетности у всех бухгалтеров появляется практически неограниченный объем работы. Это неизбежно, когда учет на малых и средних предприятиях осуществляется в такой громадной стране, как Российская Федерация, ведь российскую систему учета придется постоянно обновлять, в противном случае российские стандарты по бухгалтерскому учету постепенно будут все менее соответствовать Международным стандартам финансовой отчетности. Однако, необходимость данных аргументов отпадает при реализации Четвертой Директивы, так как схематичный характер и относительно простая логика данного подхода подразумевает, что потребность в поправках не будет возникать слишком часто. Кроме того, как указывалось выше в п. 12 (b), все необходимые поправки будут обсуждаться на уровне международных комитетов в составе представителей от государственных органов различных стран.
22. Поэтому, по мнению МЦРСБУ, Российской Федерации следует серьезно рассмотреть возможность принятия Четвертой Директивы в качестве основы системы бухгалтерского учета, используемой при составлении финансовой отчетности отдельных юридических лиц, что позволит удовлетворить потребности всех предприятий, особенно малого и среднего бизнеса.
Приложение I. МСФО и американский GAAP
1. В настоящее время Комитет по международным стандартам финансовой отчетности и представители известных американских организаций дискутируют о том, следует ли регулирующим органам США разрешить компаниям для прохождения процедуры листинга на американском фондовом рынке представлять финансовую отчетность по МСФО, а не американскому GAAP.
2. Это очень сложный вопрос и пока не ясно, как его урегулировать. Однако за пределами Северной Америки наблюдается резкий поворот в сторону принятия Международных стандартов финансовой отчетности, а те страны, которые пока еще не предприняли шагов в этом направлении, в течение ближайших двух-трех лет окажутся под серьезным давлением участников фондового рынка. Поэтому вполне возможно, что в мире останется либо одна система бухгалтерского учета (на основе Международных стандартов финансовой отчетности, полностью принятых в США), либо будут функционировать две системы бухгалтерского учета (па основе Международных стандартов финансовой отчетности и американского GAAP).
3. Однако, различия между Международными стандартами финансовой отчетности и американским GAAP не столь значительны (если не считать того, что американские стандарты GAAP отличаются большей степенью детализации). Кроме того, страны будут стремиться к гармонизации национальных стандартов: например, к принятию единого стандарта по учету финансовых инструментов вместо двух (или более), существующих в настоящий .момент.
4. Ни одна страна, за исключением США, не может противостоять тенденции в сторону принятия Международных стандартов финансовой отчетности (по крайней мере, применительно к сводной финансовой отчетности, компаниям с котируемыми ценными бумагами и т.п.). Даже Великобритания, страна с одной из самых развитых систем бухгалтерского учета в мире, уже движется в этом направлении. В частности, Председатель британского Совета по стандартам бухгалтерского учета Сэр Дэвид Твиди заявил, что через два-три года Великобритании придется внести изменения в целый ряд стандартов.