Letyshops

Портал знаний предприятия

Джефф Граммер

Статья опубликована в DM Review, март 2000

Под гнетом информации

Мы перегружены информацией Инфоглоты. Улучшений не предвидится. Наши базы данных пухнут от ресурсного планирования, жесткие диски забиты электронной почтой и документацией, различные dot-com и веб-сайты возникают как грибы после дождя, и от всего этого голова идет кругом. Объем информации растет, а мы, кажется, все менее способны ее переварить.

Многие организации перешли на интрасети (intranets). Однако статические и разобщенные методы создания содержимого интрасети не позволяют поспеть за непрерывно изменяющимися потребностями в информации. International Data Corporation предсказывает, что "информация, распределяемая по корпоративным интрасетям, к 2002 году переживет феноменальный рост более чем в 37 раз - темпы выше, чем когда-либо до или после".

Итак, информации много, и большинство информационно-технологических систем и организаций будут бороться за ее эффективное распределение. Традиционные методы организации индивидуального доступа, сбора, хранения, повторного использования и обслуживания колоссального объема данных порождают хаос.

Объединить информацию и коллективное знание

Тут-то и появляются новые концепции корпоративных Интернет-порталов и управления знанием (knowledge management - KM). Многие поставщики приспосабливают модель Интернет-портала для доставки информации через брандмауэр. И действительно, информационный портал предприятия (enterprise information portal - EIP) дает неплохой способ упорядочить доступ к различной информации по интрасетям и в Интернете. Но он не решает всех проблем.

EIP, как правило, копирует процессы "собратьев" по Интернету, открывая доступ "только для чтения" к иерархической информации. Рынок EIP достаточно вертикален: каждый портал работает с одним типом информации (например, документы, аналитика), а его возможности как приложения ограничены - поэтому нужно много порталов. Хотя EIP обеспечивает хороший возврат инвестиций в корпоративные интрасети, работает он только с данными, из которых пользователь по-прежнему вынужден сам "выуживать" процессы и знания.

Управление знаниями предлагает немало способов преодолеть информационные перегрузки. KM - это не столько прикладные пакеты программного обеспечения, сколько направление в бизнесе. Этим, пожалуй, и объясняется, почему KM все еще не получил широкого распространения в США.

Цель управления знаниями - получить конкурентные преимущества с помощью большого объема данных, извлекаемых из корпоративной коллективной памяти. При этом мы поистине "изобретаем велосипед". Значительная часть корпоративных знаний оседает в головах служащих, которые перерабатывают огромное количество информации. Информация регистрируется, а знание - нет. С увольнением каждого служащего исчезают и частицы знания. Теория KM - объект многих академических исследований, но пока компании лишь начинают применять неавтоматизированные процессы для создания бизнес-модели, основанной на коллективных знаниях.

Портал знаний предприятия (enterprise knowledge portal - EKP) - результат эволюции портала под влиянием KM. EKP не только предоставляет средства доступа к информации, но и позволяет пользователям взаимодействовать друг с другом, помогая связывать информацию с коллективным пониманием, системой ценностей и опытом. EKP дает возможность принимать оптимальные решения, поскольку сочетает приобретенные знания с информацией и служит "самодокументирующимся" центром обучения на опыте.

Значение EKP

Портал знаний предприятия - первая попытка практического применения теории управления знанием. Обеспечивая прямое взаимодействие пользователей с необходимым интеллектуальным капиталом, EKP ускоряет нововведения и снижает объем повторяемой работы в организации.

Чем больше барьеров на пути к обретению нужных знаний, тем больше времени уходит на действие. Когда препятствий слишком много, на нужный ответ и реакцию требуется столько времени, что мы машем рукой и действуем наугад - решение отнюдь не оптимальное. Портал знаний снижает временные затраты, давая пользователям мощную, непрерывно улучшаемую карту пути к корпоративным знаниям и информации.

Портал знаний предприятия - результат объединения множества идей, возникших за последние 20 лет. Он ведет к новому типу компьютеризации и направлению в бизнесе - активному, а не пассивному использованию компьютера.

Начиная с первых файловых систем мы совершенствовали искусство компьютерного учета - это компьютеризация пассивная. Активная - когда можно обратиться к компьютеру за реальным ответом, реальным знанием. Как же нам посредством EKP обеспечить активную компьютеризацию? Надо объединить идеи, взятые из различных компьютерных проектов. Каждая идея - один из фрагментов головоломки, которые необходимо собрать в одно целое.

Экспертные системы - это концепции логических и эвристических моделей, которые можно мобилизовать, чтобы помочь пользователю взять все лучшее от EKP. Экспертные системы и элементы искусственного интеллекта тоже дают отправную точку для использования знаний портала.

EKP создает контекст для аналитических пакетов (business intelligence - EIS/DSS - types of analysis), таких как управленческие информационные системы и системы поддержки принятия решений, когда анализ данных сравнивают с неструктурированной информацией и получают как количественную, так и качественную картину.

Сотрудничество - естественный процесс при извлечении скрытых знаний (tacit knowledge). EKP формирует структуру для организации и нахождения знаний, полученных в процессе группового сотрудничества.

Методы интеграции приложений на предприятии (enterprise application integration - EAI) необходимы, чтобы EKP мог эффективно собирать информацию из структурированных и неструктурированных источников разного типа. Традиционное программное обеспечение для EAI обеспечивает связь между приложениями. В отличие от него, EKP стремится интегрировать восприятие различных приложений человеком.

Процесс традиционного компьютерного обучения очень формализован. EKP может привязывать обучающие программы к конкретным потребностям в реальном времени, давая возможность действительно непрерывного обучения.

Окончание в следующем выпуске.

Продолжение в выпусках: #91

 

 

Реклама: