Letyshops

Новая электронная модель предприятия

Стоу Бойд

Электронная коммерция является едва ли не самой яркой восходящей звездой на небосводе деловой жизни. Впрочем, как и понятие бизнес-процесса. А ведь как писала когда-то Юдора Уэлти (Eudora Welty) (американская писательница, автор коротких рассказов и повестей о жизни американской глубинки - прим. перев.), "все, что восходит, должно сойтись в одной точке".

Я уже несколько раз за прошедшие месяцы высказывал свое мнение об объединении электронной коммерции с системами управления бизнес-процессами. Я рассматриваю это явление как начало третьего этапа развития технологии управления бизнес-процессами. Этой третей волне предшествуют давно минувшая эпоха офисной автоматизации (внедрение больших ЭВМ) 50-х, 60-х, 70-х и начала 80-х годов, а также находящаяся теперь в самом расцвете эпоха автоматизации бизнес-процессов (приложения типа клиент/сервер), которая наступила в конце 80-х - начале 90-х годов.

На новом этапе мы встретимся с преемниками автоматизации бизнес-процессов, реинжиниринга и архитектуры клиент-сервер.

Это следующий этап и в развитии прикладного программного обеспечения. Его начало уже находит отражение в распространении Всемирной Паутины, развитии Интернета и утверждении новой парадигмы в разработке приложений. Именно глубинное изменение приоритетов, а не электронный аспект этой тенденции является ее определяющей характеристикой.

Офисная автоматизация, основанная на архитектуре больших ЭВМ и бюрократической организационной структуре того времени, представляла собой автоматизацию узкоспециализированных операций. Автоматизация того времени достигала сравнительно небольших масштабов. Это была, как правило, автоматизация одного конкретного вида деятельности, в любом случае не выходящая за границы подразделения.

Цель автоматизации бизнес-процессов значительно шире. В конечном итоге охватывается организация в целом. Согласно этому подходу, фирма рассматривается как сеть процессов с децентрализованным управлением, основанном на множестве серверов. В конечном итоге все это ведет к унификации деятельности компании.

Однако на протяжении двух указанных исторических эпох в большинстве случаев не присутствовала интеграция типа бизнес-клиент и бизнес-бизнес. И в самом деле, сегодняшние информационные системы в общем не слишком приспособлены к решению подобных задач. Сутью следующей волны в развитии прикладного программного обеспечения является автоматизация структурных отношений, преодолевающих корпоративные границы. Такая автоматизация будет основана на новой концепции бизнес-процесса. В результате должно возникнуть то, что я называю "открытым предприятием" (interprise), поскольку основное внимание уделяется автоматизации тех процедур, которые необходимы для поддержки процессов типа бизнес-бизнес.

Последствия автоматизации открытого предприятия

Последние события свидетельствуют о том, что компании из списка Fortune 1000, которые больше других выиграют от такого фундаментального сдвига, как автоматизация открытого предприятия, будут осуществлять значительные инвестиции и получать мгновенную отдачу. Кроме того, становится все более очевидным тот факт, что благодаря структурной сложности открытого предприятия, автоматизация его управления будет затруднена при отсутствии нового, переработанного инструментария.

Соответствующий рынок пока не оформился. Сегодня можно обнаружить лишь отдельные черты, которые в будущем лягут в основу разработки приложений для открытых предприятий.

Я ожидаю, что Web сыграет ведущую роль, возможно, роль предвозвестника глобальной среды деловых коммуникаций. Кроме того, по моему мнению, модель клиент-сервер превратится из децентрализованной (сервер-сервер) в коллективную (компьютер-компьютер) модель.

Модель приложения также изменится. На смену отдельным приложениям, постоянно работающим на конкретном компьютере, придут "распыленные" (diffused) приложения, которые, возможно, будут распределены среди множества неоднородных компьютерных платформ. Другие концепции, связанные с существующей моделью прикладного программного обеспечения, также подвергнутся изменениям. Приведем в качестве примера эволюцию документа, который из простого файла в эпоху офисной автоматизации и составного документа (типа OLE) в эпоху автоматизации бизнес-процессов в конце концов превратился в динамический, гипертекстовый и программируемый объект.

Новые формы ведения бизнеса

В конечном итоге, появление новых форм ведения бизнеса затронет, если полностью не видоизменит, все виды деловой активности. В новой экономике технология управления бизнес-процессами, которые теперь понимаются в более широком смысле и связаны с различного рода бизнес-воздействиями на уровне бизнес-клиент и бизнес-бизнес, вытеснит остатки управленческих методик, свойственных индустриальной эре. Произойдет переосмысление способов ведения продаж, поддержки клиентов, а также других видов внутренней деятельности компании, предполагающей взаимодействие с клиентом. Возможно, следствием станет уход миллионов людей из указанных областей занятости.

Эти изменения повлияют на условия труда миллионов работающих, а также на условия, в которые поставлен потребитель. Я полагаю, что эффект данных преобразований будет по меньшей мере в десять раз сильнее эффекта от автоматизации бизнес-процессов. В результате столь масштабных изменений продажа программных технологий могла бы создать один из крупнейших, если не самый крупный, рынок - рынок программного обеспечения.

На сегодняшний день только один процент из нас когда-либо пользовался Web. Однако эти тенденции неуклонно развиваются и, конечно, "сходятся", и мы с сумасшедшей скоростью приближаемся к глобальному поселению, где рынок расположен не на городской площади, а в киберпространстве.

Стоу Бойд (Stowe Boyd) является основателем и президентом компании Work Media. С ним можно связаться в Херндоне, штат Вайоминг, по телефону (703) 708-9050 или написать по электронной почте stowe@workmedia.com.

 

 

Реклама: