Власть и стратегический процесс
Цели
Этот блок посвящен вопросу о власти. После его изучения вы сможете:
- определять сущность власти;
- анализировать основные источники власти, доступные внутренним участникам компании при реализации стратегии;
- определить основные источники власти, находящиеся в распоряжении внешних участников компании;
- объяснять, как власть влияет на стратегические решения;
- анализировать силовую позицию финансовых служб.
Сущность власти
Вы пройдете через многие определения власти. В этом модуле мы определяем власть как способность участвовать в действиях, другими словами, в какой степени индивидуальные лица или участники компании могут заставлять или убеждать других придерживаться конкретного направления действий.
Власть необходимо отличать от полномочий. По существу, имеется четыре отличия, показанных в сравнении в следующей схеме:
Власть | Полномочия |
Действует во многих направлениях. | Действуют по вертикальным направлениям вниз по подчиненности. |
Может не приниматься теми, к кому она применяется. | Обычно воспринимаются подчиненными. |
Исходит из многих источников. | Передаются конкретным ролям или должностям в организации. |
Более сложна для определения и отнесения к какой-либо категории. | Могут быть определены из схемы организации. |
Власть действует не в вакууме, а в контексте специфики взаимоотношений.
Власть должна также отграничиваться от политики. Политика - это власть в действии и состоит из конкретных стратегий и тактик. Это процесс воздействия на отдельных лиц и группы для склонения их к вашей точке зрения, с использованием тактики, которой мы коснемся позже в этом блоке.
Задание
Каковы, как вы считаете, основные источники власти внутри организации?
Основными источниками власти являются:
- знания и/или навыки;
- положение в организации;
- личные качества отдельного лица;
- власть "имеющих доступ";
- способность вознаграждать;
- воспринимаемая власть;
- пограничное управление;
- контроль над стратегическими ресурсами.
Мы рассмотрим эти источники власти в следующем разделе.
Источники власти, доступные для внутренних участников компании
Меновая власть
Внутренний участник компании будет обладать значительной меновой властью, если он/она контролирует конкретный ресурс, обладает техническими навыками, специфической информацией или знаниями, которые существенны для функционирования организации. Для того, чтобы участник компании обладал меновой властью, конкретный ресурс должен быть сконцентрирован и незаменим (что означает его недоступность в других местах). Например, кладовщик обладает властью распределять запасы и удовлетворять требования на них.
Положение в иерархии
Положение лиц в иерархии дает им формальную власть над другими, занимающими более низкое положение. Это конкретно известно как полномочия.
Личные качества/влияние
Некоторые лица могут обладать специфическими личными характеристиками, позволяющими им оказывать влияние. Влияние может возникать также в связи с высоким уровнем единодушия внутри конкретного подразделения. Например, личность, обладающая даром убеждения, умением вести за собой, превосходством, очень энергичная.
Власть "имеющих доступ"
О лицах, имеющих доступ к механизму принятия решений, или лицам, принимающим решения, говорят, что они обладают властью. Участники компании, которые могут не располагать сильной меновой властью, тем не менее способны добиться значительного влияния благодаря участию в процессе выработки решений. Доступ к обладающим властью сам по себе является источником власти. Специалисты в области финансов будут, как правило, иметь значительную власть в данной области благодаря участию в процессе осуществления стратегии. Такое участие дает им власть для действий по своему усмотрению.
Способность вознаграждать и наказывать
Частные лица или участники компании, которые могут вознаграждать тех, кто выполняет их пожелания или которые могут применять санкции, будут иметь власть. В первом случае люди повинуются, потому что они верят, что будут вознаграждены в определенной финансовой или психологической форме, а во втором согласие вызвано боязнью наказания или лишения вознаграждений.
Воспринимаемая власть
Может возникнуть силовая ситуация, потому что принимающий решение воспринимает участника компании как располагающего властью. Управляющие, которые создают собственную базу влияния, могут сохранять такой образ гораздо дольше, чем позволяют их конкретные умения соответствовать конкретным проблемам или условиям обстановки. Управляющие могут заставить других думать, что они обладают властью.
Функции пограничного управления
Частные лица и группы участников компании, которые помогают организации справиться с ее внешней обстановкой, имеют тенденцию к обладанию властью. Эта власть возникает в связи с их способностью снижать, управлять или погашать неопределенность внешней обстановки. В этом смысле значительной властью обладают финансовые управляющие, так как они решают вопросы выделения средств и распределения ресурсов.
Управление стратегическими ресурсами
Участники компании, контролирующие базовые ресурсы, такие как деньги, разработки продуктов или кадры, имеют тенденции к обладанию значительной властью. Финансовый отдел обладает большим влиянием, потому что контролирует базовый ресурс: деньги. Отделы исследований и разработок могут быть влиятельными в связи с тем, что они разрабатывают новые продукты и процессы.
Задание
Какие индивидуальные лица, группы или отделы реализуют различные виды внутренней власти в вашей организации? Приведите, если возможно, примеры из жизни других известных организаций.
Ваша организация | Другие организации | |
Меновая власть: | ||
Личная власть: | ||
Власть имеющих доступ: | ||
Власть вознаграждать/наказывать: | ||
Воспринимаемая власть: | ||
Пограничная власть: | ||
Власть над стратегическими ресурсами: |
Другие примеры могут включать следующих лиц:
- Ричард Бронсон: Он имеет высокий уровень воспринимаемой власти, однако мог бы также иметь значительную власть над стратегическими ресурсами.
- Анита Роддик: Благодаря своим личным качествам имеет значительную личную власть и могла бы также обладать властью поощрения/наказания по отношению к своим служащим.
Источники власти для внешних участников компании
Задание
В блоке 10 мы перечислили внешних участников компании, таких как потребители, поставщики, правительство и общество. Перечислите, что вы считаете основными доступными им источниками внешнего влияния.
Имеется множество источников внешнего влияния, которые вы могли упомянуть, включая следующие основные:
- Способность внешнего участника компании создать отношение зависимости. Это может быть применимо в отношении к основным поставщикам организации.
- Обладание знаниями и умениями, которых нет в организации, но которые являются решающими для ее успеха.
- Связи с ключевыми лицами внутри организации, которые позволяют им влиять на решения.
- Значительно сконцентрированы, так что организация не имеет альтернативы работе с ними.
- Активное вовлечение в процесс реализации стратегии. Это может быть случай с распространителями или же поставщиками сырья. Они имеют значительное влияние на успех или неудачу стратегии.
Далее мы рассмотрим некоторые из них более подробно.
Создание отношений зависимости
Внешние участники компании, такие как финансовые институты, основные поставщики, имеют большую возможность создавать отношение зависимости. Портер (1985 г.) считает, что возможность поставщика создавать отношение зависимости обусловлено следующими пятью факторами:
- Степенью концентрации поставщиков в той отрасли, в которой они осуществляют продажи.
- Уровнем взаимозаменяемости продукции различных поставщиков и степенью ее дифференциации (например, стиральный порошок).
- Размером и возможностью вертикальной интеграции (напр. Маркс и Спенсер).
- Важностью поставщика для покупателя.
- Существованием затрат на смену поставщика, если покупатели хотят их поменять.
Специальные знания и навыки
Внешние участники компаний, обладающие чрезвычайно необходимыми для компании специальными знаниями и навыками, имеют тенденцию к обладанию властью. Масштабы этого влияния определяются видом привлекаемых знаний и опыта, тем, как они воздействуют на цепочку создания стоимости, их наличием во внешней обстановке, а также способностью организации создать эти знания и навыки самостоятельно.
Связи с внутренними участниками компании
Внешние участники компании, которые имеют доступ к основным внутренним участникам компании могут достигать значительного влияния. Это происходит от осознания того, что они развивают взаимосвязи и также находятся под влиянием вовлеченных внутренних участников компании.
Концентрация внешних участников компании
Власть поставщиков, покупателей или компаний оптовой торговли может существенно изменяться под влиянием их концентрации. Чем больше степень концентрации, тем больше их возможности ставить свои собственные условия и договариваться о выгодных соглашениях и контрактах.
Вовлечение в процесс реализации стратегии
Внешние участники компании, которые поддерживают ключевые связи в цепочке создания стоимости, могут приобретать влияние. Знание, создаваемое этим участием, может быть использовано во благо внешнего участника и позволит ему диктовать условия компаниям.
Изучив источники власти как внешних, так и внутренних участников компании, мы остановимся на том, как она воздействует на стратегические решения.
Использование власти при принятии стратегических решений
Власть является основополагающей частью процесса стратегического управления. Многие специалисты считают, что внедрение и эффективная реализация стратегического изменения требуют использования власти и влияния. Рис. 11.1 показывает несколько основ политической власти, а также тактических приемов, используемых в стратегической области.
Основы личной власти | |
Опыт | Особенно значителен там, где есть недостаток навыков. Можно использовать мобильность и угрозу ухода и получить поддержку для внесения определенных изменений в стратегию, опять же в зависимости от значения управляющего для фирмы. |
Приобретенное положение | Репутация "победителя" или управляющего, который может достичь результатов. Наиболее значим успех в последнее время. |
Доверие | Особенно доверие внешних источников власти, таких как поставщики или покупатели. |
Контроль за информацией | Внутренние и внешние источники. Информация может использоваться открыто и честно или придерживаться и использоваться выборочно - следовательно, очень важно знать надежность источника. |
Групповая поддержка | Для того чтобы справиться и реализовать изменение, существенной является поддержка коллег и других управляющих. |
Политическая тактика для получения результатов | |
Развивайте связи | Как указывалось выше, важным является развитие и поддержание как формальных, так и неформальных контактов с другими управляющими, службами и подразделениями. Еще более важно, если сюда включаются наиболее влиятельные управляющие. |
Демонстрируйте консервативный образ | Может быть невыгодно казаться слишком радикальной действующей силой изменения. |
Распыляйте оппозицию | Конфликты необходимо вскрывать, а различия во мнениях освещать, а не прятать. "Разделяй и властвуй" может быть полезной стратегией. |
Сделки и компромиссы | В любом предложении или предположении изменения важно учитывать потребности других людей, чья поддержка необходима. |
"Куй железо пока горячо" | Удачливые управляющие должны быстро наращивать свой успех и репутацию. |
Исследуйте | Информация всегда жизненно важна для обоснования и поддержки предложений. |
Пользуйтесь прикрытием нейтралитета | Радикальные изменения или те, которые другие рассматривают в качестве угрозы для них, иногда могут быть успешно замаскированы и начаты как незначительные изменения. Это связано со следующим пунктом. |
Ограничьте информирование | Полезной тактикой может быть постепенное раскрытие изменения, чтобы сдержать возможную оппозицию. |
Практикуйте стратегический отход | Если дела идут плохо, в особенности если изменение не решающее, может быть использована разумная тактика - по возможности отойти, хотя бы временно. |
Политически удачливые управляющие осознают процессы в организации и чувствительны к потребностям других. Эффективная политическая акция приносит в организацию желаемые и удачные изменения - она конструктивна. Негативная политическая акция неконструктивна и может подтолкнуть склонных к манипуляциям управляющих к преследованию своих личных целей в противовес интересам организации. Стратегический лидер должен быть эффективным политиком. |
Схема 11.1 Базы политического влияния и тактические приемы
Источник: Alen, R W, Madison, D L, Porter, L W, Renwick, P A, & Mayers, B T, (1979),
Organisational Politics: Tactics and Characteristics of its Actors, California Management Review, 22, Fall; Dixon, M, (1982) The World of Office Politics, Financial Times, 10 November.Задание
Какие варианты, обеспечивающие реализацию изменения, будут открыты для вас как стратега? Какой вид тактических приемов вы используете? Постарайтесь обдумать два варианта и три или четыре общих тактических приема.
Макмиллан (1978 г.) считает, что для стратега, который желает провести изменения, имеется два базовых варианта.
1. Он или она могут представить ситуацию так, что остальные согласятся с его/ее желаниями.
2. Он или она могут пообщаться с людьми и постараться изменить их мнение, так чтобы они смотрели на вещи по-другому и решили сделать так, как считает он/она.
В первом случае стратег использует в качестве ресурсов базы власти, во втором стремится оказать влияние.
Могут быть выделены четыре общих политических тактических приема.
1. Побуждение: Включает в себя способность контролировать ситуацию, а результат воспринимается как выгодный для других участвующих. Это положительная ситуация.
2. Принуждение: Ситуация также контролируется, но результат воспринимается в негативной форме. Конкретные формы принуждения могут включать угрозу увольнения, прекращения дальнейшего повышения по службе или отмену привилегий.
3. Убеждение: Использование этой тактики требует от стратега представить выгоды от действий определенным образом. Это может быть обещание вознаграждений, продвижений по службе, больших гарантий занятости, больших полномочий и ответственности. В этом случае результат также должен быть положительным.
4. Обязательство: Это преднамеренная тактика, в которой людей убеждают вести себя и действовать определенным образом, взывая к обязательствам. Обязательство может быть чем-то, что, как эти люди говорят, они должны компании, тем, что они обязаны привилегиями или имеют обязательства в отношении конкретной группы людей. В этом случае результат отрицателен.
Задание
Что вы считаете основными преимуществами и недостатками четырех политических приемов, приведенных выше? Приведите одно достоинство и один недостаток каждого тактического приема.
Тактика | Достоинства | Недостатки |
Побуждение | ||
Принуждение | ||
Убеждение | ||
Обязательство |
Некоторые из преимуществ и недостатков показаны на рис. 11.2
Тактика | Преимущества | Недостатки |
Побуждение | Разрушает сопротивление изменению. Служащие могут видеть некоторые выгоды изменения. Отдельные управляющие положительно относятся к изменению. Ситуация под контролем. | Может принести организации дополнительные расходы. Необходимо отработать побуждения. Может все-таки оказываться сопротивление изменению. Успех зависит от предыдущих инициатив по изменениям. |
Принуждение | Руководство контролирует ситуацию. Подходит в ситуациях, где необходимо принимать быстрые решения для выживания. Руководство использует свои прерогативы. | Принуждение будет иметь дисфункциональные последствия. Служащие обычно найдут пути сопротивления изменению. Делает будущие изменения очень сложными, так как создает негативный прецедент. |
Убеждение | Необходимость изменения обговаривается. Делаются попытки подготовить организацию к мысли о необходимости перемен. Имеется лучшая возможность реализации изменения. Это способ осуществить нежелательное изменение. | Служащие могут не поверить сделанным обещаниям. Доверие руководству может быть невысоким. Мероприятие может быть дорогостоящим для организации. Уменьшает темп стратегического изменения. |
Обязательство | Не включает дополнительных затрат организации. Подходящая тактика там, где существует высокая степень приверженности организации. Изменение может вводиться быстро. | Результат всего скорее будет негативным. Служащие могут понимать, на что направлена тактика. Служащие будут ожидать вознаграждения в ответ на их приверженность. |
Рис. 11.2 Преимущества/недостатки конкретной политической тактики
Влиятельная позиция финансовых служб
Салансик и Пфеффер (1977 г.) предложили модель для оценки относительной влиятельной позиции подразделения в организации. Она называется моделью стратегических непредвиденных обстоятельств и концентрируется на аспектах как внутри, так и вне организации, которые существенны для достижения ее целей. Подразделения, связанные со стратегическими непредвиденными обстоятельствами для организации, имеют тенденцию к большому влиянию, потому что они в наибольшей степени способны справиться с ее критическими проблемами и неопределенностями, приобретают влияние в процессе действий. Существует пять важнейших непредвиденных обстоятельств:
1. Зависимость: Каков уровень зависимости между отделами и в какой степени другие подразделения хотят иметь то же влияние, что и финансовый отдел?
2. Центральность: Это измерение отражает роль подразделения в основной деятельности организации. Центральность ассоциируется с влиянием, так как она отражает вклад в решение задач организации.
3. Финансовые ресурсы: Привлекает ли подразделение финансовые ресурсы и управляет ли оно финансами организации.
4. Заменяемость: Могут ли функции подразделения быть легко выполнены другими подразделениями, лицами или же с использованием внешних ресурсов. Чем больше степень заменяемости, тем меньше потенциальное влияние.
5. Борьба с неопределенностью: Подразделения, которые задействованы в борьбе с неопределенностями внешней обстановки и в решении важнейших проблем, наделяются властью.
Используя эту схему, мы можем оценить влиятельную позицию финансового отдела. Рис. 11.3 анализирует позицию финансового отдела по каждой переменной.
Стратегическое непредвиденное обстоятельство | Характеристики непредвиденных обстоятельств, возникших в финансовом отделе | Ценность как источник влияния |
Зависимость | Осуществляет важные решения по распределению ресурсов. Сосредоточивает ресурсы, необходимые другим подразделениям. Обеспечивает важную информацию и ресурсы другим подразделениям. | Очень высокая |
Центральность | Управляет одним из ключевых ресурсов организации. Это - язык организации. Большинство решений являются окончательными. Обеспечивает организацию ключевыми показателями деятельности. | Очень высокая |
Финансовые ресурсы | Осуществляет формирование денежных ресурсов для организации. Проверяет общую сумму средств организации. | Очень высокая |
Возможность замены | Имеет специальные знания и базовые навыки. Заменяемость ограничена. Требует особой профессиональной квалификации. | Умеренная/высокая |
Борьба с неопреде- ленностью | Пытается оценить риск стратегических вариантов. Управляет взаимосвязью внешняя среда/организация. Имеет дело с вопросами финансирования организации. Обеспечивает инвесторов необходимой информацией. | Высокая |
Рис. 11.3 Влиятельная позиция финансовых служб
Анализ рис. 11.3 показывает, что финансовое подразделение имеет значительное влияние, потому что оно играет важную роль в каждом из стратегических неопределенных обстоятельств. В частности, оно обладает очень высоким уровнем центральности и создает отношение зависимости с другими подразделениями. Только небольшой объем его деятельности может быть выполнен другими подразделениями. Оно играет важную роль в борьбе с неопределенностью внешней обстановки.
Контрольное задание
"Дайами корпорейшн" (Канада) является вторым по величине производителем бытовой техники в Канаде. Три четверти продукции "Дайами" реализуется оптом для сети розничной торговли, в которой на продукт устанавливается собственная марка. "Дайами" также экспортирует продукцию в США и Европу.
Лен Салливан стал транспортным директором семь лет назад. Вся его карьера связана с "Дайами". В самом начале в его обязанности входило следить за поставками и проверять стоимость транспортировки в огромных каталогах. Иногда он выполнял другие транспортные работы в качестве шофера у начальников, сопровождал в туристических поездках на автобусе группы иностранных посетителей.
Времена в транспортном управлении изменились. Директор является старшим исполнительным лицом, а его подчиненные проводят время в переговорах с сотнями транспортных компаний, пытаясь снизить стоимость перевозок и улучшить обслуживание.
Стоимость перевозок постепенно увеличилась и достигла почти 10% оптовой цены бытовой техники. Заключение хорошей сделки может создать серьезную разницу в размерах прибылей "Дайами". Провинциальные предписания стали не такими жесткими, в ответ на послабления в США и Федерального правительства в Оттаве. Организаторы перевозок при установлении тарифов использовали джентльменское соглашение, и они все были идентичными. Сейчас транспортники на грузовиках и на железной дороге идут голова в голову в соревновании за цены, чтобы получить работу от Дайами и других производителей.
Транспортное управление использует для подсчета наиболее выгодных транспортных тарифов компьютер. Стоимость поездки грузовика со стиральными машинами из Оттавы в Торонто может колебаться от 400 до 800 долларов. Компьютер отслеживает плавающую сетку изменяющихся тарифов на перевозку и помогает вычислить наиболее экономичный режим транспортировки.
Салливан недавно встретил Элизабет Ди из "ИнтерКанада лайнс инк." Ди объяснила, что несколько грузовиков возвращаются от "Маритаймз" полупустыми. Она сказала, что если "Дайами" арендует место в полупустых трейлерах, "ИнтерКанада" предоставит в распоряжение "Дайами" свои расценки на полностью загруженные грузовики. Это могло бы сэкономить "Дайами от 10% до 15% при перевозках с фабрики в Нью-Брунсвик.
Салливан не был простаком и предложил, чтобы его команда рассмотрела детали и просчитала конкурентные расценки. На совещании отдела Салливан был удивлен активным несогласием внутри его группы по поводу того, может ли "Дайами" заключить соглашение с "ИнтерКанада". Один управляющий считал, что "Дайами" может получить тот же эффект, используя самые низкие расценки во время перевозок. Другой предполагал, что "Дайами" должна дожать "ИнтерКанаду" до лучшего соглашения, так как "Дайами" является крупнейшим клиентом. Этот управляющий считал, что "Дайами" должна предложить "ИнтерКанада" снизить расценки по сравнению с "Монреаль фрайт" в борьбе за то, чтобы стать одной из двух основных транспортных компаний (основной транспортной компании гарантируется большой объем перевозок по согласованным тарифам).
На следующий день президент "Дайами" заметил Салливану, что идея использования "ИнтерКанады" в качестве основной транспортной компании кажется хорошей. Он надеялся, что Салливан сможет заключить соглашение с "ИнтерКанада", что поможет "Дайами корпорейшн" сэкономить на транспортных расходах.
Салливан был ошеломлен тем, что президент осведомлен о дебатах в транспортном отделе и одобряет соглашение с "ИнтерКанада". Он думал, что он должен делать дальше.
(a) В чем состоит проблема транспортного отдела? Является ли Салливан эффективным политиком?
(b) Объясните, почему положение и влияние транспортного отдела в "Дайами" возросли за последние несколько лет.
(c) Будет ли в интересах Салливана использовать всего лишь несколько транспортных компаний и сделать их зависимыми от "Дайами" в большей части их деятельности?
Ссылки:
Porter, M E (1985), Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance, Free Press, New York
MacMillan, I (1978), Strategy Formulation: Political Concepts, West Publications, New York
Alan, N et al (1979), Organizational Politics: Tactics and Characteristics of its Actors, California Management Review, 22 Fall
Dixon, M (1982), The World of Office Politics, Financial Times, 10 November
Salancik, G & Pfeffer, J (1977), Who Gets Power and How to Hold on to it: A Strategic-Contingency Model of Power, in M L Tushman and W Moore (eds) Readings in ther Management of Innovation, Pitman 1982, London
Ответы на контрольное задание
(a) Основной проблемой с транспортным управлением является недостаток взаимопонимания внутри него по вопросу наиболее подходящего пути действий. Салливан, похоже, не оценил различные позиции управляющих и не предпринял серьезных шагов, чтобы создать коалицию вокруг своих идей.
(b) Транспортное управление имеет значительное влияние внутри организации в связи с воздействием его на уровни прибыли. Существует большая конкуренция между транспортниками, в результате которой руководство имеет реальную возможность поторговаться и обеспечить лучшую цену.
(c) Если Салливан хочет сохранить власть над управлением и свое положение при проведении переговоров, то ему лучше работать исключительно с малым количеством транспортных компаний. Однако вероятно и то, что небольшое количество сконцентрированных коалиций сойдутся вместе и будут действовать как блок при ведении переговоров.
Модуль 4 - Резюме
В модуле 4 мы рассмотрели внутреннюю организацию и ее значение для процесса стратегического управления. Мы определили внутренний анализ как процесс оценки достоинств и недостатков организации. Основные моменты внутреннего анализа включают учет ресурсов корпорации и внутренней организации, рынков и маркетинга, финансов, производственной деятельности, технических аспектов и трудовых ресурсов.
Важным методом внутреннего анализа является анализ цепочки создания стоимости. Этот метод рассматривает пять основных видов деятельности: входящее обеспечение, производство, исходящее обеспечение, маркетинг, продажи и обслуживание, а также четыре вспомогательных: управление инфраструктурой фирмы и кадрами, технологическое развитие и обеспечение. Анализ цепочки создания стоимости также включает оценку ресурсов с точки зрения результативности и эффективности.
Внутренние и внешние участники компании важны для процесса внутреннего анализа, так как они имеют конкретные ожидания, которые, как они надеются, должны отражаться в выбранных стратегиях. Внешние участники компании включают поставщиков, потребителей, институциональных инвесторов, оптовиков, финансирующих лиц, правительство и социальные группы. Эти участники компании вносят свой вклад в определение вида стратегии.
Способность участников компании влиять на стратегию определяется их относительной властью. Власть -важный аспект в стратегическом анализе. Основные источники власти, находящиеся в распоряжении внутренних участников компании, включают меновую власть, положение в иерархии, личные качества, власть имеющих доступ, способность вознаграждать или наказывать и воспринимаемую власть. Источники власти, доступные внешним участникам компании, включают специальные знания и навыки, связи с внутренними участниками компании, концентрацию внешних участников компании, возможность создания отношений зависимости. Такая власть осуществляется за счет использования политических тактических приемов.
Некоторые вопросы контрольных заданий в этом модуле базируются на экзаменационных вопросах о внутренней организации и ее значении в стратегическом управлении.